ЮКАГИ́РЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЮКАГИ́РЫ (вероятно, из тунгусского; самоназвание: одул, вадул – могучий), народ на северо-востоке России. Численность 1,6 тыс. чел. (2010, перепись). Живут гл. обр. на северо-востоке Якутии (в осн. сёла Нелемное Верхнеколымского р-на и Андрюшкино – Нижнеколымского р-на; 1,3 тыс. чел.), юге Чукотского автономного окр. (Билибинский и Анадырский районы; 0,2 тыс. чел.) и северо-западе Магаданской обл. (Среднеканский р-н; 71 чел.). Говорят в осн. по-русски, св. 600 чел. сохраняют юкагирский язык. Верующие – православные.
С предками Ю. связывают (А. П. Окладников и др.) носителей неолитич. культур бассейна Лены (сыалахская культура, белькачинская культура, ымыяхтахская культура), а также Прибайкалья (М. Г. Левин). До расселения в 1-м – сер. 2-го тыс. в Сев. Сибири тунгусов (эвенков и эвенов) занимали территорию от р. Анабар на западе до среднего течения р. Анадырь на востоке и от побережья Сев. Ледовитого ок. на севере до верховьев Лены на юге. В результате тунгусо-юкагирских войн были оттеснены на восток, тунгусы (эвены) заняли горные области и водоразделы, Ю. остались в речных долинах. Контакты с русскими с 17 в. Насчитывали до 5 тыс. чел. (Б. О. Долгих), жили оседло по речным долинам. Делились на 12 групп («родов»): яндинцы (верхнее и среднее течение р. Омолой), хоромои (низовья Омолоя и Яны), ононди (верхнее и среднее течение Яны), шоромба (верховья Индигирки), янга (средняя Индигирка), олюбенцы (нижняя Индигирка), алаи (р. Алазея), омоки (нижнее и среднее течение Колымы и низовья Омолона), когимэ (средняя Колыма), лавренцы (средний Омолон), ходынцы и анаулы (р. Анадырь); позднее образовалась метисная группа чуванцев. Вследствие расселения тунгусов и рус. казаков, эпидемий оспы, вызванных контактами с русскими, численность Ю. резко упала, сев. группы перешли к кочевому образу жизни, значит. часть ассимилирована русскими старожилами (см. Марковцы) и тунгусами. Участвовали в воен. походах русских против чукчей и коряков. Значит. группы Ю. сохранились на реках Коркодон и Ясачная (верхнеколымские, или лесные, Ю.) и нижней Колыме (нижнеколымские, или тундровые, Ю.). Группа Ю., утративших свой язык, проживает также на Индигирке. С 18 в. распространяется православие. Первое фундам. исследование Ю. принадлежит В. И. Иохельсону.
Верхнеколымские Ю. жили полуоседло, с февраля по июль охотились, с июля по конец осени селились по рекам для рыбной ловли; держали ездовых собак (прямокопыльные нарты вост.-сибирского типа). Нижнеколымские Ю. занимались кочевым оленеводством тунгусского типа (заимствовано у эвенов), проводили зиму в лесной полосе, с марта вслед за стадами диких оленей отходили в тундру, кочевали небольшими группами у озёр Большой Олёр и Малый Олёр, занимались охотой на оленя (в осн. коллективно: загоняли оленей в воду, строя загонные сооружения, или кололи на переправах во время сезонных миграций), а также линного гуся (перед охотой исполняли обрядовую песню, каждый участник охоты обязательно выпускал на волю одного гуся), рыбной ловлей, с осени возвращались на юг; передвигались на дугокопыльных нартах чукотско-корякского типа, летом – верхом на оленях. Зимой промышляли пушнину. По снегу передвигались на скользящих (подобных эвенским) и ступательных (заимствованных у чукчей) лыжах, по воде – на долблёных или дощатых (в прошлом также берестяных) лодках и плотах. Оседлые Ю. жили в полупирамидальных постройках, обложенных дёрном (чандал). Позднее верхнеколымские Ю. жили в чумах, на зимовьях – в срубных полуземлянках; нижнеколымские зимой – в цилиндроконич. постройках, подобных чукотской яранге, но с двумя входами и без полога, летом – в эллипсовидной в плане палатке (бои) на двух опорных столбах. Одежда первоначально была, вероятно, глухого покроя. В 19 в. распространилась распашная одежда (зимняя у нижнеколымских Ю. – вост.-сибирского типа с клиньями сзади, «хвостами» из окрашенного в красный цвет тюленьего меха: у мужчин – один сзади, у женщин – два по бокам с нагрудником; у женщин на груди – круглая серебряная бляха «грудное солнце»).
Роды (кудйэ) возглавляли старейшины (лигэе шоромо – «старый человек»), шаманы (алма), воен. предводители (тэнбэе шоромо – «сильный человек») или гл. охотники (хангича – «преследователь»). Счёт родства у нижнеколымских Ю. патрилинейный, брак патрилокальный; у верхнеколымских Ю. преобладают матрилинейный счёт родства и матрилокальный брак. У нижнеколымских Ю. практиковались трёхлетняя отработка за жену и выплата калыма. Были распространены кровная месть, обычай дележа добычи (нимат), избегания между родственниками.
Существовали культы духов-хозяев, верховного небесного бога Хойла, вера в злых духов (кукуль) и Хозяина преисподней, мифич. предка Ю. – Старика Острая Голова. Шаманизм исчез к сер. 20 в. Тела умерших шаманов расчленялись и служили фетишами среди родственников; для черепа изготовляли дерев. туловище и маску с прорезями для глаз и рта (шан шоромо – «деревянный человек»), его «кормили» и спрашивали у него совета. До нач. 20 в. существовала пиктографич. письменность на бересте (мужские охотничьи письма – шонгар-шорилэ, девичьи любовные – тёс). Фольклор включает сказки о животных, мифологич. сказания, предания о «сильных людях» и шаманах, волшебные сказки (заимствованные у русских, якутов, эвенов). Муз. фольклор преим. вокальный, включает песенные мелодии, звукопроизведение на вдохе и выдохе (т. н. горлохрипение), звукоподражания и др.; шаманское пение сопровождается игрой на бубне. Верхнеколымские Ю., съезжаясь на Петров день к Верхнеколымску, исполняли круговой танец лонгдоль.
Включены в Список коренных малочисленных народов РФ. В 1989 создана Ассоциация Ю. Республики Саха (Якутия), с 1992 проходят Съезды юкагирского народа, создан Совет старейшин Ю. В 1998 принят Закон Республики Саха (Якутия) о формах самоуправления (суктулах) Ю. Возрождаются кочевые родовые общины, в сёлах Нелемное и Андрюшкино ведётся преподавание юкагирского яз. Проводятся Дни культуры Ю. (в Якутске), реконструкции весенних праздников «Шахаджибэ».