Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЮКАГИ́РЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 576-577

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. В. Плужников

ЮКАГИ́РЫ (ве­ро­ят­но, из тун­гус­ско­го; са­мо­на­зва­ние: одул, ва­дул – мо­гу­чий), на­род на се­ве­ро-вос­то­ке Рос­сии. Чис­лен­ность 1,6 тыс. чел. (2010, пе­ре­пись). Жи­вут гл. обр. на се­ве­ро-вос­то­ке Яку­тии (в осн. сё­ла Не­лем­ное Верх­не­ко­лым­ско­го р-на и Ан­д­рюш­ки­но – Ниж­не­ко­лым­ско­го р-на; 1,3 тыс. чел.), юге Чу­кот­ско­го автономного окр. (Би­ли­бин­ский и Ана­дыр­ский райо­ны; 0,2 тыс. чел.) и се­ве­ро-за­па­де Ма­га­дан­ской обл. (Сред­не­кан­ский р-н; 71 чел.). Го­во­рят в осн. по-рус­ски, св. 600 чел. со­хра­ня­ют юка­гир­ский язык. Ве­рую­щие – пра­во­слав­ные.

С пред­ка­ми Ю. свя­зы­ва­ют (А. П. Ок­лад­ни­ков и др.) но­си­те­лей не­оли­тич. куль­тур бас­сей­на Ле­ны (сыа­лах­ская куль­ту­ра, бель­ка­чин­ская куль­ту­ра, ымы­ях­тах­ская куль­ту­ра), а так­же При­бай­ка­лья (М. Г. Ле­вин). До рас­се­ле­ния в 1-м – сер. 2-го тыс. в Сев. Си­би­ри тун­гу­сов (эвен­ков и эве­нов) за­ни­ма­ли тер­ри­то­рию от р. Ана­бар на за­па­де до сред­не­го те­че­ния р. Ана­дырь на вос­то­ке и от по­бе­ре­жья Сев. Ле­до­ви­то­го ок. на се­ве­ре до вер­ховь­ев Ле­ны на юге. В ре­зуль­та­те тун­гу­со-юка­гир­ских войн бы­ли от­тес­не­ны на вос­ток, тун­гу­сы (эве­ны) за­ня­ли гор­ные об­лас­ти и во­до­раз­де­лы, Ю. ос­та­лись в реч­ных до­ли­нах. Кон­так­ты с рус­ски­ми с 17 в. На­счи­ты­ва­ли до 5 тыс. чел. (Б. О. Дол­гих), жи­ли осед­ло по реч­ным до­ли­нам. Де­ли­лись на 12 групп («ро­дов»): ян­дин­цы (верх­нее и сред­нее те­че­ние р. Омо­лой), хо­ро­мои (ни­зо­вья Омо­лоя и Яны), онон­ди (верхнее и среднее течение Яны), шо­ром­ба (вер­хо­вья Ин­ди­гир­ки), ян­га (сред­няя Ин­ди­гир­ка), олю­бен­цы (ниж­няя Ин­ди­гир­ка), алаи (р. Ала­зея), омо­ки (ниж­нее и сред­нее те­че­ние Ко­лы­мы и ни­зо­вья Омо­ло­на), ко­ги­мэ (сред­няя Ко­лы­ма), лав­рен­цы (сред­ний Омо­лон), хо­дын­цы и анау­лы (р. Ана­дырь); позд­нее об­ра­зо­ва­лась ме­тис­ная груп­па чу­ван­цев. Вслед­ст­вие рас­се­ле­ния тун­гу­сов и рус. ка­за­ков, эпи­де­мий ос­пы, вы­зван­ных кон­так­та­ми с рус­ски­ми, чис­лен­ность Ю. рез­ко упа­ла, сев. груп­пы пе­ре­шли к ко­че­во­му об­ра­зу жиз­ни, зна­чит. часть ас­си­ми­ли­ро­ва­на рус­ски­ми ста­ро­жи­ла­ми (см. Мар­ков­цы) и тун­гу­са­ми. Уча­ст­во­ва­ли в во­ен. по­хо­дах рус­ских про­тив чук­чей и ко­ря­ков. Зна­чит. груп­пы Ю. со­хра­ни­лись на ре­ках Кор­ко­дон и Ясач­ная (верх­не­ко­лым­ские, или лес­ные, Ю.) и ниж­ней Ко­лы­ме (ниж­не­ко­лым­ские, или тун­д­ро­вые, Ю.). Груп­па Ю., ут­ра­тив­ших свой язык, про­жи­ва­ет так­же на Ин­ди­гир­ке. С 18 в. рас­про­стра­ня­ет­ся пра­во­сла­вие. Пер­вое фун­дам. ис­сле­до­ва­ние Ю. при­над­ле­жит В. И. Ио­хель­со­ну.

Юкагиры в традиционной одежде. Фото В. И. Иохельсона, 1901. Музей естественной истории (Нью-Йорк).

Верх­не­ко­лым­ские Ю. жи­ли по­лу­осед­ло, с фев­ра­ля по июль охо­ти­лись, с ию­ля по ко­нец осе­ни се­ли­лись по ре­кам для рыб­ной лов­ли; дер­жа­ли ез­до­вых со­бак (пря­мо­ко­пыль­ные нар­ты вост.-си­бир­ско­го ти­па). Ниж­не­ко­лым­ские Ю. за­ни­ма­лись ко­че­вым оле­не­вод­ст­вом тун­гус­ско­го ти­па (за­им­ст­во­ва­но у эве­нов), про­во­ди­ли зи­му в лес­ной по­ло­се, с мар­та вслед за ста­да­ми ди­ких оле­ней от­хо­ди­ли в тун­д­ру, ко­че­ва­ли не­боль­ши­ми груп­па­ми у озёр Боль­шой Олёр и Ма­лый Олёр, за­ни­ма­лись охо­той на оле­ня (в осн. кол­лек­тив­но: за­го­ня­ли оле­ней в во­ду, строя за­гон­ные со­ору­же­ния, или ко­ло­ли на пе­ре­пра­вах во вре­мя се­зон­ных ми­гра­ций), а так­же лин­но­го гу­ся (пе­ред охо­той ис­пол­ня­ли об­ря­до­вую пес­ню, ка­ж­дый уча­ст­ник охо­ты обя­за­тель­но вы­пус­кал на во­лю од­но­го гу­ся), рыб­ной лов­лей, с осе­ни воз­вра­ща­лись на юг; пе­ре­дви­га­лись на ду­го­ко­пыль­ных нар­тах чу­кот­ско-ко­ряк­ско­го ти­па, ле­том – вер­хом на оле­нях. Зи­мой про­мыш­ля­ли пуш­ни­ну. По сне­гу пе­ре­дви­га­лись на сколь­зя­щих (по­доб­ных эвен­ским) и сту­па­тель­ных (за­им­ст­во­ван­ных у чук­чей) лы­жах, по во­де – на долб­лё­ных или до­ща­тых (в про­шлом так­же бе­ре­стя­ных) лод­ках и пло­тах. Осед­лые Ю. жи­ли в по­лу­пи­ра­ми­даль­ных по­строй­ках, об­ло­жен­ных дёр­ном (чан­дал). Позд­нее верх­не­ко­лым­ские Ю. жи­ли в чу­мах, на зи­мовь­ях – в сруб­ных по­лу­зем­лян­ках; ниж­не­ко­лым­ские зи­мой – в ци­лин­д­ро­ко­нич. по­строй­ках, по­доб­ных чу­кот­ской яран­ге, но с дву­мя вхо­да­ми и без по­ло­га, ле­том – в эл­лип­со­вид­ной в пла­не па­лат­ке (бои) на двух опор­ных стол­бах. Оде­ж­да пер­во­на­чаль­но бы­ла, ве­ро­ят­но, глу­хо­го по­кроя. В 19 в. рас­про­стра­ни­лась рас­паш­ная оде­ж­да (зим­няя у ниж­не­ко­лым­ских Ю. – вост.-си­бир­ско­го ти­па с клинь­я­ми сза­ди, «хво­ста­ми» из ок­ра­шен­но­го в крас­ный цвет тю­лень­е­го ме­ха: у муж­чин – один сза­ди, у жен­щин – два по бо­кам с на­груд­ни­ком; у жен­щин на гру­ди – круг­лая се­реб­ря­ная бля­ха «груд­ное солн­це»).

Ро­ды (кудйэ) воз­глав­ля­ли ста­рей­ши­ны (ли­гэе шо­ро­мо – «ста­рый че­ло­век»), ша­ма­ны (ал­ма), во­ен. пред­во­ди­те­ли (тэн­бэе шо­ро­мо – «силь­ный че­ло­век») или гл. охот­ни­ки (хан­ги­ча – «пре­сле­до­ва­тель»). Счёт род­ст­ва у ниж­не­ко­лым­ских Ю. пат­ри­ли­ней­ный, брак пат­ри­ло­каль­ный; у верх­не­ко­лым­ских Ю. пре­об­ла­да­ют мат­ри­ли­ней­ный счёт род­ст­ва и мат­ри­ло­каль­ный брак. У ниж­не­ко­лым­ских Ю. прак­ти­ко­ва­лись трёх­лет­няя от­ра­бот­ка за же­ну и вы­пла­та ка­лы­ма. Бы­ли рас­про­стра­не­ны кров­ная месть, обы­чай де­ле­жа до­бы­чи (ни­мат), из­бе­га­ния ме­ж­ду род­ст­вен­ни­ка­ми.

Су­ще­ст­во­ва­ли куль­ты ду­хов-хо­зя­ев, вер­хов­но­го не­бес­но­го бо­га Хой­ла, ве­ра в злых ду­хов (ку­куль) и Хо­зяи­на пре­ис­под­ней, ми­фич. пред­ка Ю. – Ста­ри­ка Ост­рая Го­ло­ва. Ша­ма­низм ис­чез к сер. 20 в. Те­ла умер­ших ша­ма­нов рас­чле­ня­лись и слу­жи­ли фе­ти­ша­ми сре­ди род­ст­вен­ни­ков; для че­ре­па из­го­тов­ля­ли де­рев. ту­ло­ви­ще и мас­ку с про­ре­зя­ми для глаз и рта (шан шо­ро­мо – «де­ре­вян­ный че­ло­век»), его «кор­ми­ли» и спра­ши­ва­ли у не­го со­ве­та. До нач. 20 в. су­ще­ст­во­ва­ла пик­то­гра­фич. пись­мен­ность на бе­ре­сте (муж­ские охот­ни­чьи пись­ма – шон­гар-шо­ри­лэ, де­ви­чьи лю­бов­ные – тёс). Фольк­лор вклю­ча­ет сказ­ки о жи­вот­ных, ми­фо­ло­гич. ска­за­ния, пре­да­ния о «силь­ных лю­дях» и ша­ма­нах, вол­шеб­ные сказ­ки (за­им­ст­во­ван­ные у рус­ских, яку­тов, эве­нов). Муз. фольк­лор пре­им. во­каль­ный, вклю­ча­ет пе­сен­ные ме­ло­дии, зву­ко­про­из­ве­де­ние на вдо­хе и вы­до­хе (т. н. гор­лох­ри­пе­ние), зву­ко­под­ра­жа­ния и др.; ша­ман­ское пе­ние со­про­во­ж­да­ет­ся иг­рой на буб­не. Верх­не­ко­лым­ские Ю., съез­жа­ясь на Пет­ров день к Верх­не­ко­лым­ску, ис­пол­ня­ли кру­го­вой та­нец лон­гдоль.

Вклю­че­ны в Спи­сок ко­рен­ных ма­ло­чис­лен­ных на­ро­дов РФ. В 1989 соз­да­на Ас­со­циа­ция Ю. Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Яку­тия), с 1992 про­хо­дят Съез­ды юка­гир­ско­го на­ро­да, соз­дан Со­вет ста­рей­шин Ю. В 1998 при­нят За­кон Рес­пуб­ли­ки Са­ха (Якутия) о фор­мах са­мо­управ­ле­ния (сук­ту­лах) Ю. Воз­ро­ж­да­ют­ся ко­че­вые ро­до­вые об­щи­ны, в сё­лах Не­лем­ное и Ан­д­рюш­ки­но ве­дёт­ся пре­по­да­ва­ние юка­гир­ско­го яз. Про­во­дят­ся Дни куль­ту­ры Ю. (в Якут­ске), ре­кон­ст­рук­ции ве­сен­них празд­ни­ков «Ша­хад­жи­бэ».

Лит.: Крей­но­вич Е. А. Из жиз­ни тун­д­рен­ных юка­ги­ров на ру­бе­же XIX и XX вв. // Стра­ны и на­ро­ды Вос­то­ка. М., 1972. Вып. 13; Юка­ги­ры: (Ис­то­ри­ко-эт­но­гра­фи­че­ский очерк). Но­во­сиб., 1975; Иг­нать­е­ва Т. И., Шей­кин Ю. И. Об­раз­цы му­зы­каль­но­го фольк­ло­ра верх­не­ко­лым­ских юка­ги­ров. Якутск, 1993; Шей­кин Ю. И. Ис­то­рия му­зы­каль­ной куль­ту­ры на­ро­дов Си­би­ри. М., 2002; Плуж­ни­ков Н. В., Шад­рин В. И. Юка­ги­ры // На­ро­ды Се­ве­ро-Вос­то­ка Си­би­ри. М., 2010.

Вернуться к началу