ЭВЕ́НЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭВЕ́НЫ (самоназвания: эвен, орочиел, илкан и др.; устар.: тунгусы, ламуты, каменные ламуты), тунгусо-маньчжурский народ в России. Численность 22,4 тыс. чел. (2010, перепись). Живут в осн. на севере и востоке Якутии (15,1 тыс. чел.), юге Чукотского автономного окр. (в осн. Билибинский р-н – 1,4 тыс. чел.), севере Камчатского края (с сер. 19 в.; в осн. Пенжинский, Тигильский и Быстринский районы – 1,9 тыс. чел.), востоке и юге Магаданской обл. (в осн. Северо-Эвенский, Омсукчанский и Ольский районы – 2,6 тыс. чел.) и севере Хабаровского края (Охотский р-н – 1,1 тыс. чел.). Св. 90% владеют рус. яз., ок. 33% – эвенским языком; распространён также якут. яз. Верующие – православные (с сер. 18 в.), с кон. 20 в. проник протестантизм. Включены в Перечень коренных малочисленных народов РФ.
По происхождению и культуре представляют собой ветвь эвенков, вытесненных в 10–13 вв. на северо-восток якутами. Их антропологич. и культурные особенности обусловлены тесными связями с юкагирами, коряками и чукчами. Э. внутр. горно-таёжных районов (донрэткэн, букв. – глубинные) занимались малостадным вьючно-верховым оленеводством тунгусского типа, охотой и озёрно-речным рыболовством. В лесотундре было известно крупностадное упряжное оленеводство сев.-вост. типа (преобладали прямокопыльные нарты сев.-якут. варианта). Некоторые группы Э. совершали летом регулярные перекочёвки (1,5–2 тыс. км) с оленями на побережье для ловли лосося и заготовки юколы (женщины, старики и дети рыбачили, мужчины пасли оленей в горах), зимой – во внутр. районы для пушной охоты (наматкан, букв. – приморские). Летние объединения родственников были наиболее многочисленными. Переносное жилище (дю) – конич. чум (илум) или цилиндроконич. шалаш (чорама-дю) с каркасом из скреплённых углом жердей (чора), часто с двумя входами, с внутр. пологами (элбэк).
На Охотском побережье (мэнэ – оседлые) занимались зверобойным промыслом и промыслом лосося, разведением ездовых собак (дугокопыльные нарты чукотско-корякского и камчатского типов). Жили оседло в постоянных поселениях (олрамачак) в землянках (утан), с 18 в. – в срубных постройках (уран). Часть Э. в 18 в. переняла у якутов коневодство, у русских – огородничество.
Были развиты кузнечество, обработка кости, дерева, шкур. Одежда – кафтан (таты) из цельной шкуры енисейского и восточносибирского типов (см. в ст. Эвенки) с клиньями сзади и швами на груди, нагрудник (нэл, нэлэкэн), короткие штаны (хэрки), ноговицы и обувь, на голове – капор (авун). Одежда и обувь богато украшалась вышивкой подшейным волосом оленя, бисером голубого, белого, чёрного, красного цветов, металлич. бляшками, колокольчиками и др. Заимствовали у коряков и чукчей одежду глухого типа (кухлянку и камлейку).
Сохраняются деление на патрилинейные роды, обычай дележа охотничьей добычи (нимат). Известно «родство по реинкарнации». Практиковались кросскузенные браки, сватовство и выплата калыма (тори), колыбельный сговор, редко – полигиния. Традиц. мировоззрение – анимизм, шаманизм, культы огня, медведя, гор. Медведя считали родственником, его добыча обставлена сложными обрядами. Почитали огонь как посредника между человеком и духом-хозяином местности (хингкэн). До 18–19 вв. умерших хоронили на деревьях или столбах, с приходом христианства – в земле. Над могилой ставили сруб с крестом, на котором часто вырезали изображение птицы. Фольклор включает сказки (нимкар), бытовые рассказы (тэлэуэл), историч. предания, богатырский эпос (нимкан), заклинания-благопожелания (хиргэчэн) и др. Вокальная музыка: лирич. импровизации, песни на родовые, семейные, личные напевы, песенные вставки в героич. сказания, шаманское пение (ньяйа), звукоподражания. Сохраняются обрядовые круговые песни-пляски. Муз. инструменты: шаманский бубен, музыкальный лук, пластинчатый варган, гуделка, трещотка и др.