ЧЖУА́Н
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЧЖУА́Н (кит.; самоназвания – поучуэнг, бубу, буи, бунун), тайский народ на юге Китая (р. Хуншуйхэ и верховья р. Сицзян). Численность 16,9 млн. чел. (крупнейший не-ханьский народ Китая), из них 14,2 млн. чел. – в Гуанси-Чжуанском автономном р-не (Гуанси); живут также в провинциях Юньнань (1,1 млн. чел.; в осн. в Вэньшань-Мяо-Чжуанском автономном окр. на юго-востоке) и Гуандун (0,6 млн. чел.; в осн. в Ляньшань-Чжуан-Яоском автономном у. на северо-западе; 2010, перепись). Делятся на сев. Ч., говорящих на языках сев. группы тайских языков (Гуанси и Гуандун; родственны буи), и юж. Ч. (нун) – на языках центр. группы (юго-запад Гуанси и юго-восток Юньнани; родственны таи и нунг Сев.-Вост. Вьетнама – см. в ст. Таи горные). С 1-го тыс. имеют письменность на основе местной разновидности кит. письма (саыдип); во 2-й пол. 20 в. вводится письменность на лат. основе. Верующие – последователи культа предков (мо); есть буддисты, даосы и христиане.
Предки Ч. участвовали в создании гос-ва Наньюэ (Намвьет). В 1-м тыс. источники упоминают в Гуанси народ ляо (лао), в котором видят предков тайских народов. С 10–13 вв. в кит. источниках упоминается этноним «Ч.». Ч. боролись с кит. династиями Тан (8 в.), Сун (восстание Нун Чжигао, создавшего гос-во Наньтянь, в 1052–53) и Цин (чжуанский помещик Вэй Чанхуэй – один из руководителей Тайпинского восстания 1851–64).
Традиц. культура типична для народов Вост. Азии. Осн. занятие – заливное, в т. ч. террасное, пашенное рисоводство. С древности развиты обработка бронзы, серебра, железа, произ-во парчи, фарфора, ткачество из конопли и др. Жилище с каменным нижним этажом (в нём помещался скот) и сырцовым – верхним, жилым; кроется черепицей чёрного цвета. Практикуются временная (до рождения первого ребёнка) дислокальность брачного поселения, осенние молодёжные игры (аналогичные «танцам под луной» у мяо), вторичное погребение с перезахоронением костей в оссуарии и др. С 9 в. на основе письма саыдип создавалась историч. и религ. литература, во 2-й пол. 19 в. сформировались сев. и юж. варианты чжуанской драмы. Развиты теневой театр, фольклор (сказки, в т. ч. на сюжет «Золушки»; песни: о сотворении мира Булуотуо, об императорах династии Тан, на постройку дома, на высадку рисовой рассады и др.). Жрецы культа мо исполняют обряды во время праздников и похорон; женщины в состоянии транса вызывают духов. Среди муз. инструментов – восходящие к культуре Донгшон бронзовые барабаны, 2- и 4-струнный смычковый из рога буйвола (хуцинь), бамбуковые органы (мубала). Среди церемоний выделяется Праздник мёртвых, сопровождающийся женскими обрядами плодородия.