Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЧЖУА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 560

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЧЖУА́Н (кит.; са­мо­на­зва­ния – поу­чуэнг, бу­бу, буи, бу­нун), тай­ский на­род на юге Ки­тая (р. Хун­шуй­хэ и вер­хо­вья р. Сиц­зян). Чис­лен­ность 16,9 млн. чел. (круп­ней­ший не-хань­ский на­род Ки­тая), из них 14,2 млн. чел. – в Гу­ан­си-Чжу­ан­ском ав­то­ном­ном р-не (Гу­ан­си); жи­вут так­же в про­вин­ци­ях Юнь­нань (1,1 млн. чел.; в осн. в Вэнь­шань-Мяо-Чжу­ан­ском ав­то­ном­ном окр. на юго-вос­то­ке) и Гу­андун (0,6 млн. чел.; в осн. в Лянь­шань-Чжу­ан-Яо­ском ав­то­ном­ном у. на се­ве­ро-за­па­де; 2010, пе­ре­пись). Де­лят­ся на сев. Ч., го­во­ря­щих на язы­ках сев. груп­пы тай­ских язы­ков (Гу­ан­си и Гу­ан­дун; род­ст­вен­ны буи), и юж. Ч. (нун) – на язы­ках центр. груп­пы (юго-за­пад Гу­ан­си и юго-вос­ток Юнь­на­ни; род­ст­вен­ны таи и нунг Сев.-Вост. Вьет­на­ма – см. в ст. Таи гор­ные). С 1-го тыс. име­ют пись­мен­ность на ос­но­ве ме­ст­ной раз­но­вид­но­сти кит. пись­ма (саы­дип); во 2-й пол. 20 в. вво­дит­ся пись­мен­ность на лат. ос­но­ве. Ве­рую­щие – по­сле­до­ва­те­ли куль­та пред­ков (мо); есть буд­ди­сты, дао­сы и хри­стиа­не.

Пред­ки Ч. уча­ст­во­ва­ли в соз­да­нии гос-ва Нань­юэ (На­мвьет). В 1-м тыс. ис­точ­ни­ки упо­ми­на­ют в Гу­ан­си на­род ляо (лао), в ко­то­ром ви­дят пред­ков тай­ских на­ро­дов. С 10–13 вв. в кит. ис­точ­ни­ках упо­ми­на­ет­ся эт­но­ним «Ч.». Ч. бо­ро­лись с кит. ди­на­стия­ми Тан (8 в.), Сун (вос­ста­ние Нун Чжи­гао, соз­дав­ше­го гос-во Нань­тянь, в 1052–53) и Цин (чжу­ан­ский по­ме­щик Вэй Чанху­эй – один из ру­ко­во­ди­те­лей Тай­пин­ско­го вос­ста­ния 1851–64).

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Вост. Азии. Осн. за­ня­тие – за­лив­ное, в т. ч. тер­рас­ное, па­шен­ное ри­со­вод­ст­во. С древ­но­сти раз­ви­ты об­ра­бот­ка брон­зы, се­реб­ра, же­ле­за, про­из-во пар­чи, фар­фо­ра, тка­че­ст­во из ко­но­п­ли и др. Жи­ли­ще с ка­мен­ным ниж­ним эта­жом (в нём по­ме­щал­ся скот) и сыр­цо­вым – верх­ним, жи­лым; кро­ет­ся че­ре­пи­цей чёр­но­го цве­та. Прак­ти­ку­ют­ся вре­мен­ная (до ро­ж­де­ния пер­во­го ре­бён­ка) дис­ло­каль­ность брач­но­го по­се­ле­ния, осен­ние мо­ло­дёж­ные иг­ры (ана­ло­гич­ные «тан­цам под лу­ной» у мяо), вто­рич­ное по­гре­бе­ние с пе­ре­за­хо­ро­не­ни­ем кос­тей в ос­суа­рии и др. С 9 в. на ос­но­ве пись­ма саы­дип со­зда­ва­лась ис­то­рич. и ре­лиг. ли­те­ра­ту­ра, во 2-й пол. 19 в. сфор­ми­ро­ва­лись сев. и юж. ва­ри­ан­ты чжу­ан­ской дра­мы. Раз­ви­ты те­не­вой те­атр, фольк­лор (сказ­ки, в т. ч. на сю­жет «Зо­луш­ки»; пес­ни: о со­тво­ре­нии ми­ра Бу­луо­туо, об им­пе­ра­то­рах ди­на­стии Тан, на по­строй­ку до­ма, на вы­сад­ку ри­со­вой рас­са­ды и др.). Жре­цы куль­та мо ис­пол­ня­ют об­ря­ды во вре­мя празд­ни­ков и по­хо­рон; жен­щи­ны в со­стоя­нии тран­са вы­зы­ва­ют ду­хов. Сре­ди муз. ин­ст­ру­мен­тов – вос­хо­дя­щие к куль­ту­ре Донг­шон брон­зо­вые ба­ра­ба­ны, 2- и 4-струн­ный смыч­ко­вый из ро­га буй­во­ла (ху­цинь), бам­бу­ко­вые ор­га­ны (му­ба­ла). Сре­ди це­ре­мо­ний вы­де­ля­ет­ся Празд­ник мёрт­вых, со­про­во­ж­даю­щий­ся жен­ски­ми об­ря­да­ми пло­до­ро­дия.

Лит.: На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965.

Вернуться к началу