Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БУИ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 314-315

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Решетов

БУИ́ (буи, бу­ей, бу­яи, буч­жун, бу­жао, пуйи, пу­мань; са­мо­наз­ва­ние – buxqyaix, букв. – че­ло­век; кит. – буй­иц­зу, ус­тар. – чжунц­зя, туц­зя – ту­зе­мец; иц­зу, бэнь­ди, шуй­ху), один из чжу­ан-дун­ских на­ро­дов в Юж. и Юго-Зап. Ки­тае. Жи­вут в осн. в Цянь­нань­ском и Цяньси авт. уездах на­род­но­стей буи и мяо (пров. Гуй­чжоу), а так­же в про­вин­ци­ях Юнь­нань и Сы­чу­ань. Чис­лен­ность в Ки­тае 3,3 млн. чел. (2005, оцен­ка). 2,0 тыс. чел. про­жи­ва­ют во Вьет­на­ме. Язык – буи, от­но­сит­ся к тай­ским язы­кам, име­ет юж., центр., зап. диа­лек­ты; рас­про­стра­нён так­же кит. яз. Пись­мен­ность с 1956 на ос­но­ве лат. ал­фа­ви­та, до это­го бы­ли по­пыт­ки при­ме­не­ния кит. пись­ма. При­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, часть ве­рую­щих – ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты (с кон. 19 в.).

Женщины буи полощут ткани после окраски.

Б. по про­ис­хо­ж­де­нию, язы­ку и са­мо­на­зва­нию близ­ки к чжу­ан. В древ­но­сти вме­сте с чжу­ан, таи и др. из­вест­ны под на­зва­ния­ми си­оу, ло­юэ, бай­юэ, с кон. 1-го тыс. н. э. – мань­ляо, ли­ляо, с сер. 2-го тыс. н. э. – чжунц­зя, чжунц­зя­мяо и др. Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Вост. Азии. Осн. за­ня­тие – тер­рас­ное по­лив­ное зем­ле­де­лие. Раз­ви­ты пле­те­ние, тка­че­ст­во, из­го­тов­ле­ние ба­ти­ка, вы­шив­ка (изо­бра­же­ния лю­дей, цве­тов, жи­вот­ных), резь­ба по кам­ню (над­гро­бия и др.) и де­ре­ву, куз­не­че­ст­во. Муж­ская и жен­ская оде­ж­да – коф­та или курт­ка и шта­ны, тюр­бан, се­реб­ря­ные ук­ра­ше­ния; в оде­ж­де пре­об­ла­да­ет си­ний цвет. В рай­оне Бэй­янь­дан­шань в жен­ской оде­ж­де со­хра­ня­ют­ся воз­раст­ные раз­ли­чия: у де­ву­шек – шта­ны и ко­рот­кие ха­ла­ты, под­поя­сан­ные ши­ро­ким поя­сом, ко­сы ук­ла­ды­ва­ют во­круг го­ло­вы; у за­муж­них жен­щин – длин­ная не­сши­тая юб­ка и го­лов­ная на­кид­ка. Со­хра­ня­ет­ся обы­чай проб­но­го бра­ка: же­на до ро­ж­де­ния пер­во­го ре­бён­ка жи­вёт в до­ме ро­ди­те­лей, без­дет­ные бра­ки рас­тор­га­ют­ся. Раз­ви­ты куль­ты ду­хов, пред­ков. В ка­ж­дой де­рев­не есть га­да­тель, пред­ска­зы­ваю­щий судь­бу по ку­ри­ным внут­рен­но­стям. Празд­ни­ки об­ще­ки­тай­ские, осн. празд­ник – Но­вый год. Рас­про­стра­не­ны пар­ные тан­цы-пан­то­ми­мы. В 19–20 вв. сфор­ми­ро­ва­лась муз. дра­ма с ак­тё­ра­ми в де­рев. мас­ках.

Лит.: Ре­ше­тов А. М. Буи // На­ро­ды Вос­точ­ной Азии. М.; Л., 1965.

Вернуться к началу