Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТА́И ГО́РНЫЕ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 565

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. В. Егорунин
Поселение таи в Северо-Восточном Вьетнаме.

ТА́И ГО́РНЫЕ, ус­лов­ное на­зва­ние ма­лых тай­ских на­ро­дов в гор­ных рай­онах Юго-Вост. Азии. В Т. г. вклю­ча­ют­ся: таи (тхо), нунг (са­мона­зва­ние – бу­нун), као-лан (сан­тяй, сан­ти), цюн-лао (Сев.-Вост. эко­но­мич. ре­ги­он во Вьет­на­ме); тай-денг (крас­ные таи), тай-дам (чёр­ные таи), тай-дон (бе­лые таи), тай-ныа (Сев.-Зап. эко­но­мич. ре­ги­он во Вьет­на­ме, вос­ток пров. Ху­ап­хан, про­вин­ции Си­ан­гкху­анг, Вьен­ть­ян и се­вер пров. Бо­лик­хам­сай в Сев. Лао­се; юго-вос­ток шта­та Ка­чин в Сев.-Вост. Мьян­ме); зяй, или зэй, яй, нянг (про­вин­ции Лао­кай, Ха­зянг, Лай­тяу и Као­банг в Сев. Вьет­на­ме); тай-до, тай-ханг­тонг, тай-тхан, пху­тай, тай-пао, тай-кханг (за­пад пров. Тхань­хоа, пров. Нге­ан и за­пад пров. Ха­тинь на се­ве­ро-за­па­де Вьет­на­ма; про­вин­ции Бо­лик­хам­сай, Кхам­му­ан и вос­ток пров. Са­ван­нак­хет в Центр. Лао­се; вос­ток Иса­на в Сев.-Вост. Таи­лан­де); пху­ан (пров. Си­ан­гкху­анг в Сев.-Вост. Лао­се; юго-вос­ток Се­вер­но­го и вос­ток Центр. Таи­лан­да); кхун (кхы­он) и тай-лы (восток шта­та Шан в Вост. Мьян­ме; се­вер пров. Сай­ня­бу­ли, про­вин­ции Бо­кео, Лу­анг­намт­ха и Пхонг­са­ли в Сев.-Зап. Лао­се; пров. Пха­яу на се­ве­ро-вос­то­ке Сев. Таи­лан­да); кхам­ти, пха­ке, ай­тон и тай-ман, или кхамь­янг, на се­ве­ре Мьян­мы (се­вер об­ла­стей Ка­чин и Си­кайн) и се­ве­ро-вос­то­ке Ин­дии (вос­ток шта­та Ас­сам) и др.; к Т. г. близ­ки тай и чжу­ан Юго-Зап. Ки­тая. Чис­лен­ность 4,8 млн. чел. во Вьет­на­ме, 1,1 млн. чел. – в Лао­се, 870 тыс. чел. – в Таи­лан­де, 680 тыс. чел. – в Мьян­ме, 37 тыс. чел. – в Ин­дии; из них таи со­став­ля­ют 1,8 млн. чел. (вто­рой по чис­лен­но­сти на­род Вьет­на­ма, осн. на­се­ле­ние пров. Бак­кан), нунг – 1,1 млн. чел., пху­тай – 950 тыс. чел., тай-дам – 900 тыс. чел., тай-дон – 620 тыс. чел., тай-лы – 550 тыс. чел., пху­ан – 350 тыс. чел., тай-ныа – 250 тыс. чел., тай-дэнг – 200 тыс. чел., као-лан – 200 тыс. чел. (2015, оцен­ка). Го­во­рят в осн. на язы­ках юго-зап. груп­пы, таи, нунг, чао-лан и цун-лао – центр. груп­пы, зяй – сев. груп­пы тай­ских язы­ков.

Об­щие чер­ты куль­ту­ры Т. г. свя­за­ны с влия­ни­ем мон-кхмер­ско­го суб­стра­та. За­ни­ма­ют­ся руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (в осн. клей­кий рис), охо­той, в до­ли­нах и на тер­ра­си­ро­ван­ных гор­ных скло­нах – за­лив­ным па­шен­ным ри­со­вод­ст­вом. Со­хра­ня­ют­ся жат­вен­ные но­жи (хай). Раз­ви­ты до­маш­ние тка­че­ст­во, пле­те­ние, гон­чар­ст­во. По­се­ле­ние (бан) на­счи­ты­ва­ет до 100 свай­ных или на­зем­ных до­мов с дву­скат­ной или свод­ча­той кры­шей, ино­гда до­хо­дя­щей до зем­ли. По­се­ле­ния, свя­зан­ные об­щей оро­сит. сис­те­мой, об­ра­зу­ют об­щи­ну (мы­анг). Муж­ская и жен­ская оде­ж­да – курт­ка с за­па­хом на­пра­во и шта­ны; жен­щи­ны в не­ко­то­рых райо­нах но­сят юб­ку, в т. ч. за­паш­ную. Прак­ти­ку­ет­ся та­туи­ров­ка. Со­хра­ня­ют­ся тра­диц. со­ци­аль­ная струк­ту­ра (де­ле­ние на ари­сто­кра­тов, жре­цов и кре­сть­ян, боль­шие пат­ри­ар­халь­ные се­мьи и пат­ри­ли­ней­ные ли­нид­жи) и ве­ро­ва­ния: куль­ты ду­хов (пхи), пред­ков, вер­хов­но­го бо­же­ст­ва – твор­ца (Лу­онг) и др. Фольк­лор – эпос, ис­то­рич. пре­дания, пес­ни. Ас­си­ми­ли­ру­ют­ся тай­ца­ми, лао, ша­на­ми и юан; Т. г. Сев.-Вост. Вьет­на­ма объ­е­ди­ня­ют­ся с таи, Сев.-Зап. Вьет­на­ма – в эт­нос тхай. Рас­про­стра­ня­ет­ся буд­дизм.

Лит.: Нго Дык Тхинь. Ма­лые на­ро­ды стран Вос­точ­но­го Ин­до­ки­тая // Ма­лые на­ро­ды Ин­до­ки­тая. М., 1983.

Вернуться к началу