НГО́НИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НГО́НИ (нгуни), 1) группа народов в Юж. и Вост. Африке. Говорят (кроме нгони) на языках подгруппы нгуни (S. 40) банту языков, для которых характерны заимствованные из койсанских языков щёлкающие согласные. Численность ок. 30 млн. чел. (2012, оценка), в т. ч. в ЮАР – св. 25 млн. чел. (50% нас. страны). Предки Н. – группы бантуязычных скотоводов, пришедших в Юж. Африку предположительно из Вост. Африки в кон. 14 – нач. 15 вв. под предводительством легендарного вождя Мнгуни. Подразделялись на северных (зунда, зонда – предки зулу, свази и ндебеле) и южных (текела, тугела – предки коса, мпондо, бхака, тхембу и др.) Н. Создание в 1810–20-х гг. у сев. Н. союза вождеств во главе с Чакой вызвало серию опустошит. войн и миграций, т. н. мфекане (1816–28). В результате миграции отколовшихся от Чаки групп на севере сформировались свази, шангаан (см. в ст. Тсонга), матабеле, нгони.
Традиц. культура типична для народов Юж. Африки. Осн. занятия – разведение крупного рогатого скота (порода нгуни, использовалась только как источник молока и мяса; рабочего скота не знали), кожевенное и кузнечное дело, резьба по дереву и кости (мужское занятие), земледелие, гончарство и плетение (женское занятие). Важную роль играла охота; рыболовством Н. никогда не занимались. Для Н. были характерны патрилинейная родовая организация, воен. организация, основанная на системе возрастных классов, брачный выкуп (лобола) скотом; в высших слоях сохраняются генеалогии, восходящие к Мнгуни. Фольклор – этногенетич. легенды, эпико-историч. предания (у зулу – о Чаке, у коса – о борьбе с колонизаторами), песни, сказки о животных.
2) Народ группы нгони в Вост. Африке (самоназвания – ангони, абангони, мангони, вангони). Живут в Центр. и Юж. провинциях Малави (1,1 млн. чел. – 2011, оценка); делятся на северных, или джере (чивере, мсакамбева; округа Дова и Нхота-Кота), и южных, или масеко (качиндамото, качере, гомани, масула, ликонгве, кандуку, бвумбве; округа Лилонгве, Дедза, Нчеу, Мванза, Чоло; группа магвангвара, или мгвангара, мазингу, в пров. Ньяса на северо-западе Мозамбика), а также родственных замбийским мпезени зулу и млоньени в окр. Мчинджи. Проживают также на севере Малави (момбера), востоке Замбии (мпезени; окр. Чипата Вост. пров., 640 тыс. чел.), северо-западе (к югу от оз. Виктория) и юге Танзании (в осн. на юге обл. Рувума, 320 тыс. чел.) и севере Мозамбика (север провинций Ньяса и Кабу-Делгаду, 60 тыс. чел.). Отд. группы Н. называются по именам их первых вождей. Яз. чингони (кингони) – диалект зулу (исизулу) или свази (исисвати), с нач. 20 в. употребляется лишь в обрядовых песнях. Совр. Н. говорят на разл. языках банту: ньянджа (N31, диалекты чева и нгони в Малави), тумбука (N21, момбера на севере Малави), нсенга (N41, мпезени в Замбии), ньямвези (F22, северо-запад Танзании), матенго (N13, юг Танзании и пров. Кабу-Делгаду в Мозамбике), пангва (G64), яо (P21) (магвангвара в пров. Ньяса в Мозамбике). Распространены также суахили и англ. яз. В осн. христиане (католики и протестанты: англикане, пресвитериане и др.); есть небольшое число мусульман-суннитов, часть сохраняет традиц. верования.
Предки Н. пришли из Юж. Африки в 1830–40-е гг. двумя волнами: сев. Н. – под предводительством вождя Звангендабы из зулусского рода Джере, обосновались на севере Малави (совр. окр. Мзимба), где Звангендаба основал вождество со столицей Мафуфо; юж. Н. – под рук. Нгвана из рода свази Масеко, поселились в центр. Малави (совр. окр. Нчеу). В сер. 19 в. от сев. Н. откололась группа мпезени, поселившаяся на землях бемба в совр. Замбии. Часть Н. двинулась на северо-запад от оз. Ньяса, достигнув оз. Виктория, часть – к востоку от сев. побережья Ньясы. Сын Звангендабы, Момбера, пытался вернуть отколовшиеся части Н., но был разгромлен и в нач. 1850-х гг. ушёл на территорию тумбука на зап. берег оз. Ньяса. Н. подчинили и ассимилировали местное население (см. Малави), переняв его языки. Сохраняли социальную и воен. организацию и культуру зулусского типа, брали из покорённых народов жён и новобранцев в свои полки. Управлялись верховным правителем (инкоси йа макоси), которому подчинялись местные вожди (инкоси, алумузана, амакосана). Большую роль играли мать (ндловукази), главная жена (инкосикати) и сестра (дадакази) правителя. Из молодых мужчин (маджаха) формировались воинские объединения (либандла), возглавляемые предводителями (индуна). Осн. оружие – короткое ударное копьё ассегай (иклва). Во время атаки трубили в роги, атака предварялась танцем предводителя. По возвращении из похода воины исполняли перед инкоси пляску. В кон. 19 в. Н. были включены в брит. и герм. колонии.
Осн. занятия – отгонное скотоводство и земледелие. Осн. пища – сорго, кукуруза, тыква, горох, бобы, сладкий картофель, земляной орех, а также кислое молоко (свежее давали только детям), мясо диких животных (скот резали только в особых торжественных случаях); рыбу не едят. Из сорго и кукурузы готовят пиво. Мужчины занимаются кожевенным и кузнечным ремёслами, резьбой по дереву (подголовники умкамело, блюда для мяса ингквембе и др.), женщины – гончарством, плетением корзин, изготовлением украшений из травы и бисера. Развито отходничество на плантации, рудники и в города. Поселение – типа крааля полукруглой формы. Дом разделяется на мужскую и женскую половины, за очагом – священное место предков. Мальчики спят в особой хижине (лавени). Женская одежда – кожаная несшитая юбка (исидваба); украшения из медных обручей (амасонго) и бус (в т. ч. пояса шириной до 20 см) указывают на статус женщины. Вдовы бреют волосы. Мужчины-воины носят на голове обруч (чидлоло, нтини), во время танцев – юбку из полос меха (чибийя, нджобо), головной убор (ньони) из меха и птичьих перьев, на ногах – металлич. колокольчики (маджеренза); в руках держат дерев. булавы (чибонга) и связки из звериных или коровьих хвостов (личова); танцы сопровождаются звуками трубы из рога антилопы. Сохраняются институт традиц. вождей, большесемейные общины и патрилинейные роды. Система терминов родства генерац. типа. Сиблинги обозначаются одним термином. Брачное поселение матрилокальное (под влиянием матрилинейных малави) и билокальное. Практикуются полигиния, левират, кросскузенный брак, обычай брачного выкупа лобола, мужские и женские пубертатные обряды, скарификация, местами – обрезание. Вовлечены в систему отношений подшучивания (утани) с зарамо, яо и др. Особые ритуалы сопровождают коронацию инкоси (куимика). Знатных покойников погребают в сидячем положении (традиция, общая с зулу), в могилу кладут принадлежавшие им вещи; похороны сопровождаются воинским танцем (либуго), игрой на музыкальном луке с резонатором из тыквы (игубу). Традиц. культы – духов природы, предков (амадлози), верховного небесного божества и демиурга Умкулумканго (Умкулу Икалулу). Большую роль играют знахари, прорицатели (в осн. женщины) и «небесные пастухи». Осн. праздники – зимний праздник урожая (Инквала), ежегодный праздник в память прихода Н. в Вост. Африку (Умтхето), отмечаемый у горы Хора (окр. Мзимба). Распространены этногенетич. легенды, историч. сказания, героич. эпос. Осн. танцы: смешанный нгома (ингома), мужской воинский (либуго), женские свадебные мтимба (мбувени) и мсиндо (умгонсо) и др.