Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НГО́НИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 222-223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

НГО́НИ (нгу­ни), 1) груп­па на­ро­дов в Юж. и Вост. Аф­ри­ке. Го­во­рят (кро­ме нго­ни) на язы­ках под­груп­пы нгу­ни (S. 40) бан­ту язы­ков, для ко­то­рых ха­рак­тер­ны за­им­ст­во­ван­ные из кой­сан­ских язы­ков щёл­каю­щие со­глас­ные. Чис­лен­ность ок. 30 млн. чел. (2012, оцен­ка), в т. ч. в ЮАР – св. 25 млн. чел. (50% нас. страны). Пред­ки Н. – груп­пы бан­ту­языч­ных ско­то­во­дов, при­шед­ших в Юж. Аф­ри­ку пред­по­ло­жи­тель­но из Вост. Аф­ри­ки в кон. 14 – нач. 15 вв. под пред­во­ди­тель­ст­вом ле­ген­дар­но­го во­ж­дя Мнгу­ни. Под­раз­де­ля­лись на се­вер­ных (зун­да, зон­да – пред­ки зу­лу, сва­зи и нде­бе­ле) и юж­ных (те­ке­ла, ту­ге­ла – пред­ки ко­са, мпон­до, бха­ка, тхем­бу и др.) Н. Соз­да­ние в 1810–20-х гг. у сев. Н. сою­за вождеств во гла­ве с Ча­кой вы­зва­ло се­рию опус­то­шит. войн и ми­гра­ций, т. н. мфе­ка­не (1816–28). В ре­зуль­та­те ми­гра­ции от­ко­лов­ших­ся от Ча­ки групп на се­ве­ре сфор­ми­ро­ва­лись сва­зи, шан­га­ан (см. в ст. Тсон­га), ма­та­бе­ле, нго­ни.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Юж. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тия – раз­ве­де­ние круп­но­го ро­га­то­го ско­та (по­ро­да нгу­ни, ис­поль­зо­ва­лась толь­ко как ис­точ­ник мо­ло­ка и мя­са; ра­бо­че­го ско­та не зна­ли), ко­же­вен­ное и куз­неч­ное де­ло, резь­ба по де­ре­ву и ко­сти (муж­ское за­ня­тие), зем­ле­де­лие, гон­чар­ст­во и пле­те­ние (жен­ское за­ня­тие). Важ­ную роль иг­ра­ла охо­та; ры­бо­лов­ст­вом Н. ни­ког­да не за­ни­ма­лись. Для Н. бы­ли ха­рак­тер­ны пат­ри­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция, во­ен. ор­га­ни­за­ция, ос­но­ван­ная на сис­те­ме воз­рас­тных клас­сов, брач­ный вы­куп (ло­бо­ла) ско­том; в выс­ших сло­ях со­хра­ня­ют­ся ге­неа­ло­гии, вос­хо­дя­щие к Мнгу­ни. Фольк­лор – эт­но­ге­не­тич. ле­ген­ды, эпи­ко-ис­то­рич. пре­да­ния (у зу­лу – о Ча­ке, у ко­са – о борь­бе с ко­ло­ни­за­то­ра­ми), пес­ни, сказ­ки о жи­вот­ных.

2) На­род груп­пы нго­ни в Вост. Аф­рике (са­мо­на­зва­ния – ан­го­ни, абан­го­ни, ман­го­ни, ван­го­ни). Жи­вут в Центр. и Юж. про­вин­ци­ях Ма­ла­ви (1,1 млн. чел. – 2011, оцен­ка); де­лят­ся на се­вер­ных, или дже­ре (чи­ве­ре, мса­кам­бе­ва; ок­ру­га До­ва и Нхо­та-Ко­та), и юж­ных, или ма­се­ко (ка­чин­да­мо­то, ка­че­ре, го­ма­ни, ма­су­ла, ли­кон­гве, кан­ду­ку, бвум­бве; окру­га Ли­лон­гве, Дед­за, Нчеу, Мван­за, Чо­ло; груп­па маг­ванг­ва­ра, или мгван­га­ра, ма­зин­гу, в пров. Нья­са на се­ве­ро-за­па­де Мо­зам­би­ка), а так­же род­ст­вен­ных зам­бий­ским мпе­зе­ни зу­лу и млонь­е­ни в окр. Мчинд­жи. Про­жи­ва­ют так­же на се­ве­ре Ма­ла­ви (мом­бе­ра), вос­то­ке Зам­бии (мпе­зе­ни; окр. Чи­па­та Вост. пров., 640 тыс. чел.), се­ве­ро-за­па­де (к югу от оз. Вик­то­рия) и юге Тан­за­нии (в осн. на юге обл. Рувума, 320 тыс. чел.) и се­ве­ре Мо­зам­би­ка (се­вер про­вин­ций Нья­са и Ка­бу-Дел­га­ду, 60 тыс. чел.). Отд. груп­пы Н. на­зы­ва­ют­ся по име­нам их пер­вых вож­дей. Яз. чин­го­ни (кин­го­ни) – диа­лект зу­лу (иси­зу­лу) или сва­зи (иси­сва­ти), с нач. 20 в. упо­треб­ля­ет­ся лишь в об­ря­до­вых пес­нях. Совр. Н. го­во­рят на разл. язы­ках бан­ту: нья­нд­жа (N31, диа­лек­ты че­ва и нго­ни в Ма­ла­ви), тум­бу­ка (N21, мом­бе­ра на се­ве­ре Ма­ла­ви), нсен­га (N41, мпе­зе­ни в Зам­бии), ньям­ве­зи (F22, се­ве­ро-за­пад Тан­за­нии), ма­тен­го (N13, юг Тан­за­нии и пров. Ка­бу-Дел­га­ду в Мо­зам­би­ке), па­нг­ва (G64), яо (P21) (маг­ванг­ва­ра в пров. Нья­са в Мо­зам­би­ке). Рас­про­ст­ра­не­ны так­же суа­хи­ли и англ. яз. В осн. хри­стиа­не (ка­то­ли­ки и про­тес­тан­ты: ан­гли­ка­не, пре­сви­те­риа­не и др.); есть не­боль­шое чис­ло му­суль­ман-сун­ни­тов, часть со­хра­ня­ет тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Пред­ки Н. при­шли из Юж. Аф­ри­ки в 1830–40-е гг. дву­мя вол­на­ми: сев. Н. – под пред­во­ди­тель­ст­вом во­ж­дя Зван­ген­да­бы из зу­лус­ско­го ро­да Дже­ре, обос­но­ва­лись на се­ве­ре Ма­ла­ви (совр. окр. Мзим­ба), где Зван­ген­да­ба ос­но­вал вож­де­ст­во со сто­ли­цей Ма­фу­фо; юж. Н. – под рук. Нгва­на из ро­да сва­зи Ма­се­ко, по­се­ли­лись в центр. Ма­ла­ви (совр. окр. Нчеу). В сер. 19 в. от сев. Н. от­ко­ло­лась груп­па мпе­зе­ни, по­се­лив­шая­ся на зем­лях бем­ба в совр. Зам­бии. Часть Н. дви­ну­лась на се­ве­ро-за­пад от оз. Нья­са, до­стиг­нув оз. Вик­то­рия, часть – к во­сто­ку от сев. по­бе­ре­жья Нья­сы. Сын Зван­ген­да­бы, Мом­бе­ра, пы­тал­ся вер­нуть от­ко­лов­шие­ся ча­сти Н., но был раз­гром­лен и в нач. 1850-х гг. ушёл на тер­ри­то­рию тум­бу­ка на зап. бе­рег оз. Нья­са. Н. под­чи­ни­ли и ас­си­ми­ли­ро­ва­ли ме­ст­ное на­се­ле­ние (см. Ма­ла­ви), пе­ре­няв его язы­ки. Со­хра­ня­ли со­ци­аль­ную и во­ен. ор­га­ни­за­цию и куль­ту­ру зу­лус­ско­го ти­па, бра­ли из по­ко­рён­ных на­ро­дов жён и но­во­бран­цев в свои пол­ки. Управ­ля­лись вер­хов­ным пра­ви­те­лем (ин­ко­си йа ма­ко­си), ко­то­ро­му под­чи­ня­лись ме­ст­ные во­ж­ди (ин­ко­си, алу­му­за­на, ама­ко­са­на). Боль­шую роль иг­ра­ли мать (ндло­ву­ка­зи), глав­ная же­на (ин­ко­си­ка­ти) и се­ст­ра (да­да­ка­зи) пра­ви­те­ля. Из мо­ло­дых муж­чин (мад­жа­ха) фор­ми­ро­ва­лись во­ин­ские объ­еди­не­ния (ли­банд­ла), воз­глав­ляе­мые пред­во­ди­те­ля­ми (ин­ду­на). Осн. ору­жие – ко­рот­кое удар­ное ко­пьё ас­се­гай (иклва). Во вре­мя ата­ки тру­би­ли в ро­ги, ата­ка пред­ва­ря­лась тан­цем пред­во­ди­те­ля. По воз­вра­ще­нии из по­хо­да вои­ны ис­пол­ня­ли пе­ред ин­ко­си пляс­ку. В кон. 19 в. Н. бы­ли вклю­че­ны в брит. и герм. ко­ло­нии.

Осн. за­ня­тия – от­гон­ное ско­то­вод­ст­во и зем­ле­де­лие. Осн. пи­ща – сор­го, ку­ку­ру­за, тык­ва, го­рох, бо­бы, слад­кий кар­то­фель, зем­ля­ной орех, а так­же кис­лое мо­ло­ко (све­жее да­ва­ли толь­ко де­тям), мя­со ди­ких жи­вот­ных (скот ре­за­ли толь­ко в осо­бых тор­же­ст­вен­ных слу­ча­ях); ры­бу не едят. Из сор­го и ку­ку­ру­зы го­то­вят пи­во. Муж­чи­ны за­ни­ма­ются ко­же­вен­ным и куз­неч­ным ре­мёс­ла­ми, резь­бой по де­ре­ву (под­го­лов­ни­ки ум­ка­ме­ло, блю­да для мя­са ин­гк­вем­бе и др.), жен­щи­ны – гон­чарст­вом, пле­те­ни­ем кор­зин, из­го­тов­ле­ни­ем ук­ра­ше­ний из тра­вы и би­се­ра. Раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во на план­та­ции, руд­ни­ки и в го­ро­да. По­се­ле­ние – ти­па краа­ля по­лу­круг­лой фор­мы. Дом раз­де­ля­ет­ся на муж­скую и жен­скую по­ло­ви­ны, за оча­гом – свя­щен­ное ме­сто пред­ков. Маль­чи­ки спят в осо­бой хи­жи­не (ла­ве­ни). Жен­ская оде­ж­да – ко­жа­ная не­сши­тая юб­ка (исид­ва­ба); ук­ра­ше­ния из мед­ных об­ру­чей (ама­сон­го) и бус (в т. ч. поя­са ши­ри­ной до 20 см) ука­зы­ва­ют на ста­тус жен­щи­ны. Вдо­вы бре­ют во­ло­сы. Муж­чи­ны-вои­ны но­сят на го­ло­ве об­руч (чид­ло­ло, нти­ни), во вре­мя тан­цев – юб­ку из по­лос ме­ха (чи­бийя, нджо­бо), го­лов­ной убор (ньо­ни) из ме­ха и птичь­их перь­ев, на но­гах – ме­тал­лич. ко­ло­коль­чи­ки (мад­же­рен­за); в ру­ках дер­жат де­рев. бу­ла­вы (чи­бон­га) и связ­ки из зве­ри­ных или ко­ровь­их хво­стов (ли­чо­ва); тан­цы со­про­во­ж­да­ют­ся зву­ка­ми трубы из ро­га ан­ти­ло­пы. Со­хра­ня­ют­ся ин­сти­тут тра­диц. во­ж­дей, боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны и пат­ри­ли­ней­ные роды. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­рац. ти­па. Сиб­лин­ги об­оз­на­ча­ют­ся од­ним тер­ми­ном. Брач­ное по­се­ле­ние мат­ри­ло­каль­ное (под вли­я­ни­ем мат­ри­ли­ней­ных ма­ла­ви) и би­ло­каль­ное. Прак­ти­ку­ют­ся по­ли­ги­ния, ле­ви­рат, кросс­ку­зен­ный брак, обы­чай брач­но­го вы­ку­па ло­бо­ла, муж­ские и жен­ские пу­бер­тат­ные об­ря­ды, ска­ри­фи­ка­ция, мес­та­ми – об­ре­за­ние. Во­вле­че­ны в си­сте­му от­но­ше­ний под­шу­чи­ва­ния (ута­ни) с за­ра­мо, яо и др. Осо­бые ри­туа­лы со­про­во­ж­да­ют ко­ро­на­цию ин­ко­си (куи­ми­ка). Знат­ных по­кой­ни­ков по­гре­ба­ют в си­дя­чем по­ло­же­нии (тра­ди­ция, об­щая с зу­лу), в мо­ги­лу кла­дут при­над­ле­жав­шие им ве­щи; по­хо­ро­ны со­про­во­ж­да­ют­ся во­ин­ским тан­цем (ли­бу­го), иг­рой на музыкальном лу­ке с ре­зо­на­то­ром из ты­к­вы (игу­бу). Тра­диц. куль­ты – ду­хов при­ро­ды, пред­ков (амад­ло­зи), вер­хов­но­го не­бес­но­го бо­же­ст­ва и де­ми­ур­га Ум­ку­лум­кан­го (Ум­ку­лу Ика­лу­лу). Боль­шую роль иг­ра­ют зна­ха­ри, про­ри­ца­те­ли (в осн. жен­щи­ны) и «не­бес­ные па­сту­хи». Осн. празд­ни­ки – зим­ний празд­ник уро­жая (Ин­ква­ла), еже­год­ный празд­ник в па­мять при­хо­да Н. в Вост. Аф­ри­ку (Умт­хе­то), от­ме­чае­мый у го­ры Хо­ра (окр. Мзим­ба). Рас­про­ст­ра­не­ны эт­но­ге­не­тич. ле­ген­ды, ис­то­рич. ска­за­ния, ге­ро­ич. эпос. Осн. тан­цы: сме­шан­ный нго­ма (ин­го­ма), муж­ской во­ин­ский (ли­бу­го), жен­ские сва­деб­ные мтим­ба (мбу­ве­ни) и мсин­до (ум­гон­со) и др.

Лит.: Brookes E. The history of native policy in South Africa. Pretoria, 1927; Bryant A. T. Olden times in Zululand and Natal. L., 1929; Брайант А. Зу­лус­ский на­род до при­хо­да ев­ро­пей­цев. М., 1953; По­те­хин И. И. Фор­ми­ро­ва­ние на­цио­наль­ной об­щ­нос­ти юж­но­аф­ри­кан­ских бан­ту. М., 1955; Read M. The Ngoni of Nyasaland. L., 1956; idem. Children of their fathers; gro­wing up among the Ngoni of Ma­lawi. N. Y., 1968; Shaw E. M., Davison P. The southern Nguni. Cape Town, 1973; Philip K. D. Onani Angoni. Lusaka, 1982; Phi­ri D. D. From Nguni to Ngoni. Limbe; Lilon­gwe, 1982; Conner M. W. The art of the Jere and Maseko Ngoni of Malawi, 1818–1964. N. Y., 1993; Wright J. Mfecane debates. Pietermaritzburg, 1995; The Mfecane aftermath. Johannesburg, 1995; Nwae­zeigwe N. T. Ngoni. N. Y., 1997; Beck R. B. The history of South Africa. Westport, 2000; Maseko M. J. The Mighty Nguni. Nelspruit, 2010.

Вернуться к началу