ЗУ́ЛУ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗУ́ЛУ (устар. – зулусы; самоназвание amazulu – люди неба), народ группы нгони в составе народов банту, крупнейший народ ЮАР. Численность 10,4 млн. чел. (2001, оценка), из них 7,6 млн. чел. в пров. Квазулу-Натал. Живут также на севере Лесото (270 тыс. чел.), в Зимбабве (140 тыс. чел.), Малави (116 тыс. чел.), Свазиленде и др. Говорят на яз. зулу. В осн. придерживаются традиц. культов, есть христиане (католики и протестанты), приверженцы христианско-афр. Назаретской баптистской церкви. Распространены синкретич. культы (в т. ч. вера в мессию Исайю Шамбе).
Сложились в 1-й пол. 19 в. в междуречье Пхонголо и Умзимкулу, составив основу племенного союза во главе с Чакой. Им была создана регулярная воен. организация, основанная на традиц. системе возрастных классов: боеспособные мужчины (18–40 лет) были поделены на полки (ибуто) численностью 600–1000 чел. во главе с военачальниками (инкоси) и поселены в особые краали (эканда); воины не имели права жениться до 30 лет. Организации армии соответствовал новый боевой порядок: воины, вооружённые ударным копьём ассегаем (которое они были обязаны предъявить после боя) и щитом, сражались в сомкнутом строю типа фаланги – полки молодых неопытных воинов (исимпондо; букв. – рога) с флангов и гл. ударная сила (исифуба; букв. – грудь) в центре; сзади строились резервы в осн. из старых воинов. Часть З., не подчинившихся Чаке, ушли на север и поселились среди суто в Трансваале, а затем на землях шона в Зимбабве (ндебеле), на землях тсонга в Мозамбике (шангаан), за р. Замбези (ангони); часть поселились на юге за р. Умзимкулу (финго, амафенги). При преемнике Чаки – Дингаане в результате англо-буро-зулусской войны 1838–40 З. потеряли часть земель, сохранив территорию на севере Натала между реками Чёрная Умфолози и Пхонголо – Зулуленд. После поражения З. в англо-зулусской войне 1879 Зулуленд в 1887 стал брит. колонией, в 1897 включён в состав колонии Натал. Последнее антиколониальное выступление З. – зулусов восстание 1906. С кон. 1940-х гг. до 1994 существовал бантустан Квазулу.
Традиц. культура типична для народов Юж. Африки. Мужчины занимаются полукочевым скотоводством (мальчики пасут коз, подростки – овец, взрослые – крупный рогатый скот), кожевенным и кузнечным ремеслом, резьбой по дереву и кости, женщины – переложным земледелием, плетением, гончарством. Одежда – кожаные набедренные повязки, фартуки, юбки, меховые накидки, браслеты на предплечьях и икрах; заслуженные воины носили головные обручи из воска и травы. Характерны соломенные, украшенные бисером женские головные уборы (исичоло). Жилище – полусферич. каркасная хижина (икхугване), крытая циновками или шкурами; позднее распространились четырёхугольные саманные дома с плоской крышей, традиц. хижины сохранялись как ритуальные постройки (для проведения инициаций). Поселение – крааль (умузи), насчитывало от 10 до 1000 хижин, составляло большесемейную общину, глава которой (инкоси) выполнял также функции жреца; советником, военачальником и судьёй был назначаемый «королём» помощник (индуна). Сохраняются патрилинейные тотемные (королевский тотем – змея мамба; также слон, леопард, лев, зебра, буйвол и др.) линиджи, главы наиболее авторитетных линиджей образуют совет (Палата традиц. вождей) при верховном правителе («короле») в столице З. – Улунди, избираются в Гос. совет вождей в Претории. Брак патрилокальный, распространена полигиния, чаще сороральная. Хижины жён в зависимости от ранга располагаются вокруг хижины мужа. Терминология родства бифуркативного типа. Сиблинги делятся по относительному возрасту и относительному полу. Практикуются обряды избегания, в т. ч. вербального (хлонипха): как мужчина, так и женщина не употребляют прилюдно слова, входящие в состав имён их свойственников. Брак сопровождался обязательным выкупом скотом (лоболо). Традиционная религия – культы сил природы (токолош, хили, гиликанго), предков (амадлози), верховного бога-творца Нкулункулу и матери-земли Номкхубулване, ежегодный праздник урожая, сопровождающийся ритуалом возобновления силы вождя и войска (инквала); сохраняются предсказательницы, знахари (женщины – сангома, мужчины – иньянга, санузи).
Для устной культуры характерно преобладание вокальной музыки – хоровой многоголосной (с элементами полифонии) и сольной. Танцы сопровождались хоровым пением, шумом погремушек, хлопками в ладоши. Флейты, музыкальные луки нередко использовались в индивидуальном музицировании. Во время инициации юношей исполнялись танцы и респонсорные песни в честь знаменитых вождей и предков (изибонго) – перечень имён с развёрнутыми эпитетами. Барабаны применяются в совр. жанрах, напр. сопровождают танцы ингома (праздничный танец быка), а также свадебные песнопения и мужские военные танцы с оружием. В резиденции «короля» Нонгома (близ Улунди) ежегодно проходят заимствованные у свази пляски девушек Умхланга (Пляска тростника), в ходе которых «король» выбирает себе жену. У гор. населения распространены европ. и амер. вокально-танцевальные жанры и муз. инструменты (гитара и др.); популярны масканда (сольная песня под гитару) и мбаканда (разновидность джаза с элементами фолк-музыки). Сложилась проф. лит-ра (Дж. Дубе, Р. Дхломо, Б. Вилакази, поэт М. Кунене), развивается прикладное иск-во (особенно плетение и работа с бисером). Мн. совр. З. живут в городах, работают в горнодобывающей пром-сти, активно участвуют в политич. жизни ЮАР, занимая ряд ключевых постов в правительстве (З. составляют этнич. основу Партии свободы Инката).