НДЕБЕ́ЛЕ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НДЕБЕ́ЛЕ, южные ндебеле, трансваальские ндебеле (самоназвания – Ndebele, Amandebele), народ группы нгони на северо-востоке ЮАР. Численность 711,8 тыс. чел. (2001, перепись). Юж.-трансваальские Н. живут в окрестностях г. Бронкхорстспрёйт на северо-западе пров. Мпумаланга (377,7 тыс. чел.), на севере пров. Гаутенг (171 тыс. чел.) и юге пров. Лимпопо (78,6 тыс. чел.); сев. Н. (сев.-трансваальские Н., группы ланга и селека) – в районе городов Мокопане (быв. Потхитерсрюс) и Полокване (быв. Питерсбург) в пров. Лимпопо. Говорят на яз. ндебеле (исиндебеле, ндзундза) группы S40 банту языков (по др. версии – диалект яз. зулу) с диалектами исиндзундза и исинала; лит. яз. – на основе диалекта исиндзундза, один из офиц. языков ЮАР. Письменность на основе лат. графики. Распространены также языки сепеди (сев. суто), английский и африкаанс. В осн. христиане (католики и протестанты: реформаты, англикане, баптисты, методисты и др.), есть приверженцы синкретич. Сионской христианской церкви и традиц. верований.
Согласно устной традиции, предки Н., последователи вождя Муси, откололись от предков зулу и переселились из Натала в Трансвааль в кон. 16 в. В сер. 17 в. раскололись на группы ндзундза и манала, названные по именам первых вождей (икози). В 1820-е гг. подверглись нападениям матабеле под предводительством Моселекатсе. В 1840-е гг. вождество Ндзундза усилилось под рук. икози Мабхоко (Мапоч), построившего сеть укреплённых поселений и столицу Кономтджархело. После войн с бурскими поселенцами (т. н. Война Мапоча) в 1883 ндзундза были лишены своих земель, родо-племенная структура разрушена. В кон. 1970-х гг. для юж. Н. был создан бантустан Квандебеле (его территория в 1994 включена в пров. Мпумаланга). Сев. Н. почти полностью ассимилированы своими соседями педи (сев. суто) и тсвана.
Традиц. культура типична для народов Юж. Африки. Осн. занятия – скотоводство (крупный рогатый скот, козы) и подсечно-огневое земледелие (сорго, кукуруза, тыква, бобы). Земледелием занимались женщины, скот пасли молодые мужчины. Развиты плетение, кузнечество и резьба по дереву; гончарную посуду получали от педи. Распространено отходничество в города и на плантации. Домохозяйство окружено стеной (исирходло), состоит из нескольких домов (изиндлу), спец. построек для мальчиков (илаву) и девочек (индлу), зернохранилищ, окружающих внутр. двор – загон для скота (исибайя); передняя часть усадьбы была мужской, задняя (исибуйя) – женской половиной. Жилище ранее ульевидное из соломы, с кон. 19 в. круглое с глинобитными стенами и соломенной крышей, ныне прямоугольное. Женщины расписывают стены геометрич. орнаментом (укугвала; с 1997 использовались авиакомпанией «British Airways» для украшения самолётов). Женская одежда (передники, запашные юбки, накидки) украшается орнаментом из бисера (укупотхела). Девушки носят передник (амапхепхету) и шейные украшения из травы и бисера (исиговани) во время инициаций; замужние женщины – накидку (нгуба), сложный головной убор из бисера (амакуби), на руках, ногах и шее – медные обручи (идзила; их количество указывало на статус мужа); после рождения первого ребёнка – передник (иджоголо).
Сохраняются институт вождей (амадуна, амакоси) и их советов (ибандла), элементы общинной системы землепользования (укулотджа), патрилинейные тотемные роды (изибонго) и большесемейные общины (умузи, имизи). Брак вирилокальный, практиковались полигиния, обычай избегания между невесткой и свёкром (укухлонипха), брачный выкуп (икхази), традиц. свадебная церемония (нгеситхетху), обычай минората. Система терминов родства бифуркативного типа, наблюдается отождествление чередующихся поколений (деды и внуки называются одинаково). Сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Существовала воен. организация, подобная зулусской. Сохраняются возрастные классы (инданга), мужские (ингома, укувела) и женские (игхуде, укутхомбиса) инициации. Мужские инициации совершаются весной у всех Н. одновременно, под рук. верховного правителя (число инициируемых достигает 12 тыс. чел.); включают обрезание. Традиц. верования – культы духов природы, предков (абезиму), верховного божества демиурга Зиму. Сохраняются шаманы (ииньянга, изангома) среди мужчин и женщин, вера в колдунов (абатхакатхи, абалойи). Похороны сопровождаются жертвоприношениями и исполнением хвалебных песней (иибонго). Распространены этногенетич. предания, эпич. сказания, сказки о животных и др.