Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕ́ДИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 509

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

ПЕ́ДИ (сев. су­то; са­мо­на­зва­ние – ба­пе­ди), на­род груп­пы бан­ту на се­ве­ро-вос­то­ке ЮАР (вос­ток ис­то­рич. обл. Транс­ва­аль). Чис­лен­ность 4,6 млн. чел. (2011, пе­ре­пись). Жи­вут в осн. в про­вин­ци­ях Лим­по­по и Гау­тенг, а так­же в пров. Мпу­ма­лан­га и Сев.-Зап. про­в. Про­жи­ва­ют так­же в Зим­баб­ве (150 тыс. чел., 2012, оцен­ка) и Бот­сва­не (15 тыс. чел.). Вклю­ча­ют груп­пы: собств. П. (ма­ро­та, ма­ро­тенг), ма­се­мо­ла (тау) – ис­то­рич. обл. Се­ку­ку­не­ленд в ме­ж­ду­ре­чье Ули­фан­тса и Стил­пур­та (ны­не р-н Се­ку­ку­не, на юге пров. Лим­по­по); пха­ла­бор­ва, мпха­хле­ле, ма­ха­ка­ла – ле­во­бе­ре­жье ср. те­че­ния Ули­фант­са; ро­ка, ло­бе­ду, тло­к­ва – ре­ки Боль­шая Ле­та­ба и Ма­лая Ле­та­ба; мол­че – вер­хо­вья р. Санд; ха­на­ва (га­нан­ва) – вер­хо­вья р. Брак и др. Го­во­рят на яз. се­пе­ди (сев. со­то, се­со­то са ле­боа) груп­пы со­то-тсва­на (зо­на S 30) бан­ту язы­ков – од­ном из офиц. язы­ков ЮАР; диа­лек­ты: кха­ха, ко­не, ма­се­мо­ла, тлок­ва и др. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. В осн. при­дер­жи­ва­ют­ся тра­диц. ве­ро­ва­ний, есть хри­стиа­не-про­те­стан­ты (гл. обр. лю­те­ра­не, а так­же ан­гли­ка­не и ре­фор­ма­ты) и ка­то­ли­ки, анг­ли­ка­не, рас­про­стра­не­ны хри­сти­ан­ско-афр. куль­ты.

Вме­сте с др. юж. бан­ту П. поя­ви­лись в Юж. Аф­ри­ке в 1-м тыс. К 17 в. на­се­ля­ли райо­ны сев. Транс­ва­аля (ны­не про­вин­ции Гау­тенг, Лим­по­по и Мпу­ма­лан­га). Не­ко­то­рые пле­ме­на (ма­се­мо­ла, ко­не и др.) воз­во­ди­ли се­бя к нго­ни. Со­глас­но пре­да­ни­ям, соб­ст­вен­но П., их пред­ки от­де­ли­лись в сер. 17 в. от жив­ших в рай­оне Пре­то­рии кхат­ла (под­груп­па тсва­на). Су­ще­ст­во­ва­ли во­ж­де­ст­ва, во 2-й пол. 18 в. объ­е­ди­нён­ные во­круг во­ж­де­ст­ва соб­ст­вен­но П. во гла­ве с пра­ви­те­ля­ми ди­на­стии Ма­ро­тенг. В пе­ри­од наи­боль­ше­го мо­гу­ще­ст­ва при пра­ви­те­ле Ту­ла­ре (ок. 1790 – ок. 1820) тер­ри­то­рия П. про­сти­ра­лась от Лим­по­по на се­ве­ре до Ваа­ля на юге и от ни­зовь­ев р. Ули­фантс на вос­то­ке до Лих­тен­бер­га на за­па­де. В 1820-е гг. П. бы­ли раз­гром­ле­ны вторг­ши­ми­ся в Вост. Транс­ва­аль с юга ма­та­бе­ле и др. груп­па­ми нго­ни, за­ни­мав­ши­ми Се­ку­ку­не­ленд до 1837; на юге Се­ку­ку­не­лен­да обос­но­ва­лись нде­бе­ле (ндзунд­за). С кон. 1820-х гг. воз­вы­ша­ет­ся пра­ви­тель ди­на­стии Ма­ро­тенг Се­к­ва­ти. С кон. 1830-х гг. на­ча­лись кон­флик­ты со сва­зи, с 1840-х гг. – с по­се­лив­ши­ми­ся в ре­гио­не бур­ски­ми тре­ке­ра­ми. С сер. 19 в. раз­ви­ва­лись от­ход­ни­че­ст­во в Кап­скую ко­ло­нию и тор­гов­ля. В 1859–66 сре­ди П. дей­ст­во­ва­ла мис­сия Бер­лин­ско­го мис­сио­нер­ско­го об-ва. Вой­ны П. с бу­ра­ми при пра­ви­те­ле Се­ку­ку­не I (1861–82) при­ве­ли к ос­лаб­ле­нию бу­ров и ан­нек­сии Транс­ваа­ля анг­ли­ча­на­ми в 1877. В 1879 Се­ку­ку­не I был раз­бит и взят в плен анг­ли­ча­на­ми. По­сле окон­ча­ния анг­ло-бур­ской вой­ны 1880–1881 П. бы­ли по­се­ле­ны в ре­зер­ва­ци­ях. В 1950-е гг. под­ня­ли вос­ста­ние. Мн. П. вхо­ди­ли в Афр. нац. кон­гресс и Ком­му­ни­стич. пар­тию ЮАР. В 1972–94 су­ще­ст­во­вал бан­ту­стан Ле­бо­ва.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов бан­ту Юж. Аф­ри­ки. Жен­щи­ны за­ни­ма­лись руч­ным пе­ре­лож­ным зем­ле­де­ли­ем (сор­го, про­со), гон­чар­ст­вом (в т. ч. круп­ные со­су­ды с крас­ным ан­го­бом и ло­ще­ни­ем), пле­те­ни­ем из тра­вы и би­се­ра, муж­чи­ны – ско­то­вод­ст­вом (круп­ный и мел­кий ро­га­тый скот), охо­той, куз­не­че­ст­вом, из­го­тов­ле­ни­ем де­рев. ут­ва­ри с гео­мет­рич. ор­на­мен­том. Совр. П. силь­но ур­ба­ни­зи­ро­ва­ны, есть ин­тел­ли­ген­ция и слу­жа­щие. Тра­диц. по­се­ле­ние – крааль­. Со­хра­ня­ют­ся па­три­ли­ней­ная ро­до­вая ор­га­ни­за­ция, боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны, воз­раст­ная ор­га­ни­за­ция, муж­ские и жен­ские ини­циа­ции, ин­сти­тут тра­диц. вож­дей. Прак­ти­ко­ва­лись по­ли­ги­ния, дву­сто­рон­ний кросс­ку­зен­ный брак. Боль­шим ав­то­ри­те­том поль­зо­ва­лась стар­шая се­ст­ра от­ца (кха­ди). Во­ж­ди про­во­ди­ли об­ря­ды вы­зы­ва­ния до­ж­дя и куль­та пред­ков (пха­са). Су­ще­ст­во­ва­ли культ ду­хов (ма­ло­по), на­следств. пред­ска­за­те­ли (нга­ка).

Лит.: Harries C. The Laws and customs of the Bapedi and cognate tribes of the Transvaal. Jo­hannesburg, 1929; Mönnig H. O. The Pedi. Pretoria, 1967; The Bantu-speaking peoples of Southern Africa. 2nd ed. L., 1974; Delius P. The land belongs to us. Berk., 1984.

Вернуться к началу