ТСВА́НА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТСВА́НА (самоназвание – Batswana, устар. – бечуаны; зап. суто), народ группы юж. банту в Юж. Африке. Живут на севере ЮАР [4,1 млн. чел. (2011, перепись); составляют 63,4% нас. Сев.-Зап. пров. (2,2 млн. чел.); проживают также на западе пров. Гаутенг (1,1 млн. чел.), северо-востоке Сев. Капской пров. (373,1 тыс. чел.), северо-западе пров. Свободное гос-во (Фри-Стейт) (140,2 тыс. чел.) и западе пров. Лимпопо (107 тыс. чел.)], юго-востоке Ботсваны (в осн. округа Юго-Восточный, Кгатленг, восток Юж. окр. и окр. Квененг, юго-восток Центр. окр.; осн. население страны – 1,5 млн. чел., 2011, перепись), юге Зимбабве (юг Юж. Матабелеленда – 90 тыс. чел., 2016, оценка) и востоке Намибии (юго-восток р-на Омахеке – 15 тыс. чел.). Близки к педи и суто. Язык тсвана; распространены также африкаанс и англ. яз. Верующие – христиане (реформаты, методисты, лютеране, англикане, католики).
На совр. территории известны с 15–16 вв. Имели вождества, подчинённые суто. В 19 в. пострадали от нашествий нгони (мфекане). В 1860–80-е гг. сопротивлялись захвату своих земель британцами и бурами. В 1885 сев. часть их территории стала брит. протекторатом Бечуаналенд, южная – в 1895 вошла в состав Капской колонии. В ЮАР существовал бантустан Бопутатсвана (1977–94), в Намибии – Тсваналенд (1968–89).
Традиц. занятия – скотоводство (особая порода крупного рогатого скота) и ручное земледелие. Развиты гончарство, плетение (циновки, корзины, сосуды для зерна и пива с геометрич. орнаментом), обработка шкур. Поселение – крааль, жилище круглое с глинобитными стенами, крыша опирается на столбы. Крупное поселение с резиденцией вождя насчитывало до 3 тыс. домохозяйств, в центре находилась площадь (котла). Одежда – набедренная повязка и кожаный плащ (каросс). Сохраняются вождества: Кхатла, Квена, Малета (Лете), Нгвато, Нгвакеце, Ролонг, Тавана, Тлоква, Фокенг, Тлхапинг и другие во главе с вождями (кхоси, морена). Основу традиц. социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины, патрилинейная родовая организация и возрастные классы, формируемые каждые 4–7 лет во время инициаций и бывшие основой воен. организации. Вожди исполняли ежегодный (перед началом полевых работ) ритуал вызывания дождя и др. обряды. Сохраняются вера в духов, культ предков и верховного бога-творца (Модимо), колдовство, богатый фольклор; характерны сказы (дитламане), однострунный фрикционный хордофон с длинным грифом (сеганпуре), появление которого связывают с распространением в период голл. колонизации европ. смычковых инструментов (особенно трумшайта).