КО́СА
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КО́СА (самоназвание – амальоса, amaХhosa) (устар. – кафры), народ группы нгони в Юж. Африке. Живут в ЮАР (второй по численности народ; в Вост. Капской пров. – 5,4 млн. чел., в осн. на территории быв. бантустанов Транскей и Сискей; в Зап. Капской пров. – 1,1 млн. чел.; в пров. Гаутенг – 0,7 млн. чел.; в провинциях Свободное гос-во и Квазулу-Натал – по 0,2 млн. чел.; 2001, перепись), Зимбабве (29 тыс. чел.), на юге Лесото (22 тыс. чел.) и в Ботсване (9,9 тыс. чел.). Говорят на яз. коса; распространены также языки зулу, свати, африкаанс, английский. По религии в осн. протестанты, часть придерживается афрохристианских синкретич. культов и традиц. верований.
Династич. генеалогии возводят К. к вождю Коса, преемнику родоначальника нгони Мнгуни (по др. версии, назв. «К.» происходит из койсанских языков). Возможно, что с поисками прародины связаны миграции отрядов нгони в сер. 19 в. на север, вплоть до оз. Виктория. Ко времени появления европейцев (сер. 17 в.) К. занимали вост. часть Юж. Африки, к востоку от р. Фиш. В 18 в. возник союз племён К. под властью вождя Фало (1715–75). В основе союза лежали генеалогич. иерархия родовых групп и воен. организация, основанная на половозрастной стратификации. Власть вождя наследовалась патрилатерально. Постоянные контакты с африканерами с нач. 18 в. С 1770-х гг. оказывали вооруж. сопротивление африканерским и англ. колонизаторам (т. н. Кафрские войны), завершившееся поражением К. при Нгоайчеби (1877) и потерей К. своих земель. В 1856–57 в результате массового падежа скота и голода (погибло ок. 50 тыс. К.) распространилось религ. движение, выражавшееся в истреблении стад. Христианство стало распространяться с 1820-х гг. и особенно с нач. 20 в.
Традиц. культура характерна для Юж. Африки. Осн. занятия – ручное подсечно-огневое земледелие (просо, сорго, кукуруза, бобовые, табак) и скотоводство. Скот был престижной ценностью и основой выкупа за невесту (лобола). Традиц. ремёсла – плавка и ковка железа (оружие, орудия и украшения). Гончарство развито слабо. В основе социальной организации большая полигинная семья (усапхо), патрилинейные роды, восходящие к мифич. предкам (Тьене, Зумбе, Бхуквана и др.), линиджи (умилово) глубиной до 4 поколений (у знати до 25 поколений), связанные ритуалами жизненного цикла, культом предков и жертвоприношениями. Система терминов родства бифуркативного типа; сиблинги делятся по относит. возрасту и относит. полу. Практикуются мужские (улвалуко) и женские (интонджане) инициации, сопровождающиеся обрезанием; особые арго имеют юноши (исикхветха) и замужние женщины (хлонипха); распространены шаманизм (в осн. женский; шаманы – амагкъиха – проходят пятилетнее посвящение), культ предков, верховного божества Утхильо (Укьмата). Устное творчество – общие для нгони генеалогич. и этногенетич. легенды, историч. эпос (исибонго), исполняемый проф. сказителями имбонджи, сказки (интсоми), песни и танцы (наиболее известны свадебные песни конгконгтване).
Развиты отходничество в города, работа по найму. В 20 в. развивается проф. лит-ра, музыка. К. принимали активное участие в борьбе с апартхейдом. Представители К. занимают лидирующее положение в Африканском национальном конгрессе.