Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БЕ́МБА

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 302-303

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. А. Ксенофонтова
Девочка бемба.

БЕ́МБА (са­мо­на­зва­ние – babemba), на­род груп­пы бан­ту на се­ве­ре Зам­бии, од­на из круп­ней­ших эт­нич. групп стра­ны. Вклю­ча­ет груп­пы: соб­ст­вен­но Б., лу­ун­да, ши­ла, таб­ва, чи­шин­га, ка­бен­де, му­ку­лу, нгум­бо, тва-ун­га, ау­ши, би­са, ла­ла, лам­ба. Чис­лен­ность 3,3 млн. чел. (2001, оцен­ка). Жи­вут так­же в при­ле­гаю­щих к Зам­бии рай­онах Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ки Кон­го (300 тыс. чел.), Тан­за­нии (45 тыс. чел.), Ма­ла­ви (167 тыс. чел.) и в Зим­баб­ве (23 тыс. чел.). Яз. бем­ба (чи­бем­ба) от­но­сит­ся к зо­не М бан­ту язы­ков, один из гл. язы­ков Зам­бии, рас­про­стра­нён как язык ме­ж­этнич. об­ще­ния в го­ро­дах и на руд­ни­ках Зам­бии и Де­мо­кра­тич. Рес­пуб­ли­ки Кон­го. Диа­лек­ты: соб­ст­вен­но бем­ба, лем­бве, ло­мо­туа, нго­ма, нве­си, лу­ун­да, чи­шин­га, ка­бен­де, му­ку­лу, нгум­бо, ун­га-тва, ши­ла. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки; из­да­ют­ся га­зе­ты, ве­дут­ся ра­дио­пе­ре­да­чи, обу­че­ние в шко­лах. Рас­про­стра­нён так­же англ. яз. Ве­рую­щие в осн. ка­то­ли­ки, есть сви­де­те­ли Ие­го­вы, при­вер­жен­цы аф­рох­ри­сти­ан­ских куль­тов (цер­ковь Лум­па и др.).

Пред­ки Б. про­ис­хо­дят с тер­ри­то­рии к за­па­ду от р. Луа­пу­ла, вхо­ди­ли в со­став ран­не­по­ли­тич. об­ра­зо­ва­ния Лу­ба. Во 2-й пол. 17 в. миг­ри­ро­ва­ли на се­ве­ро-за­пад совр. Зам­бии, где ос­но­ва­ли со­юз во­ж­деств (ика­ло) со сто­ли­цей в Ка­са­ме, ос­но­ван­ный на ие­рар­хии во­ж­дей во гла­ве с вер­хов­ным пра­ви­те­лем (чи­ти­му­ку­лу) и со­ве­том ста­рей­шин (ба­ка­би­ло). Стра­на де­ли­лась на адм. рай­оны (ча­ло) во гла­ве с на­ме­ст­ни­ка­ми. Мат­ри­ли­ней­ные ли­нид­жи объ­е­ди­ня­лись в эк­зо­гам­ные кла­ны с то­тем­ны­ми на­зва­ния­ми, строя­щие­ся в ие­рар­хию по сте­пе­ни род­ст­ва с пра­вя­щим кла­ном Кро­ко­ди­ла. К кон. 19 в. за­ни­ма­ли тер­ри­то­рии ме­ж­ду озё­ра­ми Тан­гань­и­ка, Нья­са, Бан­гве­улу и Мве­ру. В 1899 вклю­че­ны в со­став брит. ко­ло­нии Сев. Ро­де­зия, ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в ан­ти­ко­ло­ни­аль­ном дви­же­нии.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Вост. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное под­сеч­но-ог­не­вое зем­ле­де­лие; мн. Б. ра­бо­та­ют в гор­но­до­бы­ваю­щей пром-сти. Часть жи­вёт в го­ро­дах; име­ет­ся ин­тел­ли­ген­ция, ак­тив­но уча­ст­ву­ют в по­ли­тич. жиз­ни. Тра­диц. жи­ли­ще – гли­но­бит­ное, круг­лое в пла­не, оде­ж­да – пе­ред­ни­ки из лу­ба. Раз­ви­ты резь­ба по де­ре­ву (муж­ские и жен­ские фи­гур­ки с гла­за­ми, ин­кру­сти­ро­ван­ны­ми стек­лом или ме­тал­лом, ор­на­мен­том, изо­бра­жаю­щим ска­ри­фи­ка­цию, на ту­ло­ви­ще; мас­ки-ли­чи­ны в фор­ме вы­тя­ну­то­го за­круг­лён­но­го свер­ху пря­мо­уголь­ни­ка), рос­пись на­руж­ных стен до­мов, пле­те­ние, гон­чар­ст­во, из­го­тов­ле­ние муз. ин­ст­ру­мен­тов. Со­хра­ня­ют­ся куль­ты бо­га до­ж­дя и гро­зы Му­лун­гу, ро­до­на­чаль­ни­ка Б. Ле­за, то­те­мизм, культ пред­ков, ду­хов при­ро­ды, жерт­во­при­но­ше­ния жи­вот­ных, ини­циа­ции, кол­дов­ст­во, ри­ту­аль­ные пес­ни и тан­цы; име­ют­ся жре­цы и про­ри­ца­тель­ни­цы.

Лит.: Roberts A. D. A history of the Bemba. L., 1973; Ис­то­рия Зам­бии в но­вое и но­вей­шее вре­мя. М., 1990.

Вернуться к началу