МАЛА́ВИ
-
Рубрика: География
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛА́ВИ (марави), группа народов банту, осн. нас. Малави: собств. М. (ньянджа, или чева) – в Центр. и Юж. провинциях (5 млн. чел. – 2008, перепись); тумбука – в Сев. пров. (1,2 млн. чел.); тонга – на юго-востоке Сев. пров. (округ Нката-Бей; 220 тыс. чел.); сена – на юге Юж. пров. (округ Нсандже; 350 тыс. чел.). Живут также на востоке Замбии (930 тыс. чел. ньянджа, 543 тыс. чел. тумбука), на северо-западе и в центр. части Мозамбика (1,7 млн. чел. сена, 800 тыс. чел. ньянджа), на севере Зимбабве (650 тыс. чел. ньянджа), в ЮАР (190 тыс. чел. ньянджа) и др. В широком смысле в М. входят также сенга, или нсенга (900 тыс. чел. в Замбии и Мозамбике), ньюнгве (630 тыс. чел. в Мозамбике), кунда (200 тыс. чел. в Зимбабве и Замбии), барве (20 тыс. чел.) и фимби (6 тыс. чел.). Общая численность ок. 13,5 млн. чел. (2009, оценка). Говорят на языках зоны N банту языков. Письменность на основе лат. графики. Яз. ньянджа – офиц. язык Малави, тумбука – нац. язык. Христиан более всего (до 97%) среди ньянджа, тумбука и тонга; среди остальных преобладают последователи традиц. верований.
Согласно устной традиции, ньянджа под предводительством вождя Калонга пришли, по-видимому, из бассейна Конго на территорию к западу от оз. Малави (Ньяса) и создали гос. образование Малави, или Марави (назв. по одному из подразделений ньянджа). М. делились на две группы: банда с центром в Манкамбе и пхири с центром в Мантимбе. Позднее назв. М. было распространено также на родственных по языку тумбука, фока, суква, хенга, каманга, тонга, сена. Вторгшиеся в 1830–40-х гг. в Малави группы нгони впоследствии перешли на яз. ньянджа. В 19 в. М. подвергались также нападениям со стороны яо.
Традиц. культура типична для бантуязычных народов Вост. Африки. Осн. занятие – ручное переложное земледелие (кукуруза, просо, рис, сорго, арахис, маниок, бобовые, батат, ямс, табак, хлопок). Разводят мелкий рогатый скот, тумбука его доят. Занимаются охотой, у тонга развито рыболовство. Ремёсла – обработка железа (в т. ч. изготовление оружия), плетение, ткачество из хлопка на горизонтальном станке, изготовление дерев. и керамич. масок и ритуальной скульптуры и др. По берегам озёр распространено рыболовство. Развито отходничество в города и на с.-х. работы. Поселения компактные, жилище прямоугольное или круглое, иногда свайное, стены сплетены из прутьев и обмазаны глиной. Традиц. одежда – набедренная повязка у мужчин, юбка у женщин. Основу традиц. социальной организации составляют деревенские и большесемейные общины и матрилинейные линиджи (мбеле). Система терминов родства бифуркативного типа. Брак матрилокальный. Распространён авункулат. Деревенские общины возглавляются старейшинами (мфуму), подчиняющимися региональным вождям (мвими дзико). Существовали дома для юношей (говеро). Сохраняются культы духов природы и духов предков, верховного божества – творца и громовника (Чиута, Чаута). У ньянджа члены тайного мужского общества Ньяу во время инициаций мальчиков, похорон и церемоний вступления в должность старейшин исполняют танцы гуле вамкулу с участием масок и многометровых (до 9 м) изображений духов. Женские ритуалы инициаций девочек (чинамвали) также сопровождаются особыми танцами, пением и др. Практикуются знахарство и ведовство.
Устное творчество. Сохраняются космогонич. мифы, сказки о животных и др. Традиции ньянджа представлены обрядовой игрой на ксилофонах алимба, ритуальными танцами с музыкой, женскими песнями и танцами читсукулумве в сопровождении погремушек (высушенные тыквы, наполненные зерном). Среди др. муз. инструментов – 7-струнная цитра бангве, однострунная лютня ньнголи. У сена распространено сольное пение и речитирование, в женском и мужском хоровом пении используются полифонич. приёмы, характерна техника йодлирования (чинголинго). Среди инструментов – ксилофон валимба, ламеллафоны с 26 и более язычками (в округах Нсандже, Чиквава – малимба), цитра бангве (4–16 струн), музыкальные луки. Популярны сольный женский танец утсе и смешанный круговой танец вокруг ксилофона, танцы с барабанами ликхуба, женские танцы масесето, нджоре (исполняются в обряде инициации девочек) и мафуве (сопровождаются хлопками в ладоши). У тумбука распространены женская обрядовая музыка митунгу и танец вимбуза (приурочен к обряду врачевания; исполняется больным под звуки колокола и барабанов ночью до изнеможения и погружения в сон). Для ньюнгве характерны обрядовые (похоронные, в честь духов рода) танцы тхунга ла нгороромбе в сопровождении ансамблей из 20–30 многоствольных бамбуковых флейт (ньянга, нгороромбе); каждая флейта носит определённое имя, часто связанное с голосом животного (напр., квалила мвуу – «рёв гиппопотама»). Во время игры (музыка отличается ритмич. сложностью, запоминание ритмоформул основано на слоговой технике) музыканты двигаются по кругу против часовой стрелки. Подобные танцы исполняются и для развлечения. Для ломве специфичны ансамблевые сочетания барабанов и погремушек; у ломве, кокола и яо распространена игра на ксилофонах мамбира (у яо также на большом ксилофоне манголонгондо, состоящем из 9–10 «клавиш»-брёвен), ламеллафонах саси, однострунном смычковом инструменте тхакаре. На муз. традиции яо значит. влияние оказал ислам.