Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МАЛА́ВИ

  • рубрика

    Рубрика: География

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 591-592

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов, А. Ю. Сиим; А. С. Алпатова (устное творчество)

МАЛА́ВИ (ма­ра­ви), груп­па на­ро­дов бан­ту, осн. нас. Ма­ла­ви: собств. М. (ньян­джа, или че­ва) – в Центр. и Юж. про­вин­ци­ях (5 млн. чел. – 2008, пе­ре­пись); тум­бу­ка – в Сев. пров. (1,2 млн. чел.); тон­га – на юго-вос­то­ке Сев. пров. (ок­руг Нка­та-Бей; 220 тыс. чел.); се­на – на юге Юж. пров. (ок­руг Нсанд­же; 350 тыс. чел.). Жи­вут так­же на вос­то­ке Зам­бии (930 тыс. чел. ньянд­жа, 543 тыс. чел. тум­бу­ка), на се­ве­ро-за­па­де и в центр. час­ти Мо­зам­би­ка (1,7 млн. чел. се­на, 800 тыс. чел. ньянд­жа), на се­ве­ре Зим­баб­ве (650 тыс. чел. ньянд­жа), в ЮАР (190 тыс. чел. ньянд­жа) и др. В ши­ро­ком смыс­ле в М. вхо­дят так­же сен­га, или нсен­га (900 тыс. чел. в Зам­бии и Мо­зам­би­ке), ньюнг­ве (630 тыс. чел. в Мо­зам­би­ке), кун­да (200 тыс. чел. в Зим­баб­ве и Зам­бии), бар­ве (20 тыс. чел.) и фим­би (6 тыс. чел.). Об­щая чис­лен­ность ок. 13,5 млн. чел. (2009, оцен­ка). Го­во­рят на язы­ках зо­ны N бан­ту язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Яз. ньян­д­жа – офиц. язык Ма­ла­ви, тум­бу­ка – нац. язык. Хри­сти­ан бо­лее все­го (до 97%) сре­ди ньянд­жа, тум­бу­ка и тон­га; сре­ди ос­таль­ных пре­об­ла­да­ют по­сле­до­ва­те­ли тра­диц. ве­ро­ва­ний.

Малави.

Со­глас­но уст­ной тра­ди­ции, ньянд­жа под пред­во­ди­тель­ст­вом во­ж­дя Ка­лон­га при­шли, по-ви­ди­мо­му, из бас­сей­на Кон­го на тер­ри­то­рию к за­па­ду от оз. Ма­ла­ви (Нья­са) и соз­да­ли гос. об­ра­зо­ва­ние Ма­ла­ви, или Ма­ра­ви (назв. по од­но­му из под­раз­де­ле­ний ньянд­жа). М. де­ли­лись на две груп­пы: бан­да с цен­тром в Ман­кам­бе и пхи­ри с цен­тром в Ман­тим­бе. Позд­нее назв. М. бы­ло рас­про­стра­не­но так­же на род­ст­вен­ных по язы­ку тум­бу­ка, фо­ка, су­к­ва, хен­га, ка­ман­га, тон­га, се­на. Вторг­шие­ся в 1830–40-х гг. в Ма­ла­ви груп­пы нго­ни впо­след­ст­вии пе­ре­шли на яз. ньянд­жа. В 19 в. М. под­вер­га­лись так­же на­па­де­ни­ям со сто­ро­ны яо.

Малави. Традиционное жилище.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для бан­ту­я­зыч­ных на­ро­дов Вост. Аф­ри­ки. Осн. за­ня­тие – руч­ное пе­ре­лож­ное зем­ле­де­лие (ку­ку­ру­за, про­со, рис, сор­го, ара­хис, ма­ни­ок, бо­бо­вые, ба­тат, ямс, та­бак, хло­пок). Раз­во­дят мел­кий ро­га­тый скот, тум­бу­ка его до­ят. За­ни­ма­ют­ся охо­той, у тон­га раз­ви­то ры­бо­лов­ст­во. Ре­мёс­ла – об­ра­бот­ка же­ле­за (в т. ч. из­го­тов­ле­ние ору­жия), пле­те­ние, тка­че­ст­во из хлоп­ка на го­ри­зон­таль­ном стан­ке, из­го­тов­ле­ние де­рев. и ке­ра­мич. ма­сок и ри­ту­аль­ной скульп­ту­ры и др. По бе­ре­гам озёр рас­про­стра­не­но ры­бо­лов­ст­во. Раз­ви­то от­ход­ни­че­ст­во в го­ро­да и на с.-х. ра­бо­ты. По­се­ле­ния ком­пакт­ные, жи­ли­ще пря­мо­уголь­ное или круг­лое, иног­да свай­ное, сте­ны спле­те­ны из пруть­ев и об­ма­за­ны гли­ной. Тра­диц. оде­ж­да – на­бед­рен­ная по­вяз­ка у муж­чин, юб­ка у жен­щин. Ос­но­ву тра­диц. со­ци­аль­ной ор­га­ни­за­ции со­став­ля­ют де­ре­вен­ские и боль­ше­се­мей­ные об­щи­ны и мат­ри­ли­ней­ные ли­нид­жи (мбе­ле). Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па. Брак мат­ри­ло­каль­ный. Рас­про­стра­нён авун­ку­лат. Де­ре­вен­ские об­щи­ны воз­глав­ля­ют­ся ста­рей­ши­на­ми (мфу­му), под­чи­няю­щи­ми­ся ре­гио­наль­ным во­ж­дям (мви­ми дзи­ко). Су­ще­ст­во­ва­ли до­ма для юно­шей (го­ве­ро). Со­хра­ня­ют­ся куль­ты ду­хов при­ро­ды и ду­хов пред­ков, вер­хов­но­го бо­жест­ва – твор­ца и гро­мов­ни­ка (Чиу­та, Чау­та). У ньянд­жа чле­ны тай­но­го муж­ско­го об­ще­ст­ва Ньяу во вре­мя ини­циа­ций маль­чи­ков, по­хо­рон и це­ре­мо­ний всту­п­ле­ния в долж­ность ста­рей­шин ис­пол­ня­ют тан­цы гу­ле вам­ку­лу с уча­сти­ем ма­сок и мно­го­мет­ро­вых (до 9 м) изо­бра­же­ний ду­хов. Жен­ские ри­туа­лы ини­циа­ций де­во­чек (чи­нам­ва­ли) так­же со­про­во­ж­да­ют­ся осо­бы­ми тан­ца­ми, пе­ни­ем и др. Прак­ти­ку­ют­ся зна­хар­ст­во и ве­дов­ст­во.

Танец гуле вамкулу.

Уст­ное твор­че­ст­во. Со­хра­ня­ют­ся кос­мо­го­нич. ми­фы, сказ­ки о жи­вот­ных и др. Тра­ди­ции ньянд­жа пред­став­ле­ны об­ря­до­вой иг­рой на кси­ло­фо­нах алим­ба, ри­ту­аль­ны­ми тан­ца­ми с му­зы­кой, жен­ски­ми пес­ня­ми и тан­ца­ми чит­су­ку­лум­ве в со­про­во­ж­де­нии по­гре­му­шек (вы­су­шен­ные ты­к­вы, на­пол­нен­ные зер­ном). Сре­ди др. муз. ин­ст­ру­мен­тов – 7-струн­ная цит­ра бан­гве, од­но­струн­ная лют­ня ньнго­ли. У се­на рас­про­стра­не­но соль­ное пе­ние и ре­чи­ти­ро­ва­ние, в жен­ском и муж­ском хо­ро­вом пе­нии ис­поль­зу­ют­ся по­ли­фо­нич. приё­мы, ха­рак­тер­на тех­ни­ка йод­ли­ро­ва­ния (чин­го­лин­го). Сре­ди ин­ст­ру­мен­тов – кси­ло­фон ва­лим­ба, ла­мел­ла­фо­ны с 26 и бо­лее языч­ка­ми (в ок­ру­гах Нсанд­же, Чи­к­ва­ва – ма­лим­ба), цит­ра бан­гве (4–16 струн), му­зы­каль­ные лу­ки. По­пу­ляр­ны соль­ный жен­ский та­нец ут­се и сме­шан­ный кру­го­вой та­нец во­круг кси­ло­фо­на, тан­цы с ба­ра­ба­на­ми лик­ху­ба, жен­ские тан­цы ма­се­се­то, нджо­ре (ис­пол­ня­ют­ся в об­ря­де ини­циа­ции де­во­чек) и ма­фу­ве (со­про­во­ж­да­ют­ся хлоп­ка­ми в ла­до­ши). У тум­бу­ка рас­про­стра­не­ны жен­ская об­ря­до­вая му­зы­ка ми­тун­гу и та­нец вим­бу­за (при­уро­чен к об­ря­ду вра­че­ва­ния; ис­пол­ня­ет­ся боль­ным под зву­ки ко­ло­ко­ла и ба­ра­ба­нов но­чью до из­не­мо­же­ния и по­гру­же­ния в сон). Для ньюн­гве ха­рак­тер­ны об­ря­до­вые (по­хо­рон­ные, в честь ду­хов ро­да) тан­цы тхун­га ла нго­ро­ром­бе в со­про­во­ж­де­нии ан­самб­лей из 20–30 мно­го­стволь­ных бам­бу­ко­вых флейт (ньян­га, нго­ро­ром­бе); ка­ж­дая флей­та но­сит оп­ре­де­лён­ное имя, час­то свя­зан­ное с го­ло­сом жи­вот­но­го (напр., ква­ли­ла мвуу – «рёв гип­по­по­та­ма»). Во вре­мя иг­ры (му­зы­ка от­ли­ча­ет­ся рит­мич. слож­но­стью, за­по­ми­на­ние рит­мо­фор­мул ос­но­ва­но на сло­го­вой тех­ни­ке) му­зы­кан­ты дви­га­ют­ся по кру­гу про­тив ча­со­вой стрел­ки. По­доб­ные тан­цы ис­пол­ня­ют­ся и для раз­вле­че­ния. Для лом­ве спе­ци­фич­ны ан­самб­ле­вые со­че­та­ния ба­ра­ба­нов и по­гре­му­шек; у лом­ве, ко­ко­ла и яо рас­про­стра­не­на иг­ра на кси­ло­фо­нах мам­би­ра (у яо так­же на боль­шом кси­ло­фо­не ман­го­лон­гон­до, со­стоя­щем из 9–10 «кла­виш»-брё­вен), ла­мел­ла­фо­нах са­си, од­но­струн­ном смыч­ко­вом ин­ст­ру­мен­те тха­ка­ре. На муз. тра­ди­ции яо зна­чит. влия­ние ока­зал ис­лам.

Лит.: Tew M. Ethnographical survey of Africa: East Central Africa. L., 1950. Pt. 1: Peoples of the Nyasa region; Young T. C. Notes on the his­tory of the Tumbuka-Kamanga peoples in the Nor­thern province of Nyasaland. 2nd ed. L., 1970; Kubik G. Ostafrika. Lpz., 1982 (Musik­geschichte in Bildern. Bd 1. Lfg 8); idem. Nyau: Maskenbünde im südlichen Malawi. W., 1987; Schoffeleers M. J., Roscoe A. Land of fire: oral literature from Malawi. Linbe, 1985; Kum­bambe О. М. С. The Maravi at Mank­ham­ba to the Yao: invasion of their Kingdom. S. l., 1989; Birch de Aguilar L. Inscribing the masks. Interpretation of Nyau masks and ritual perfor­mance among the Chewa of Central Malawi. Freibourg, 1996; Morris B. Animals and An­cestors: An ethnography. Oxf., 2000.

Вернуться к началу