ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СОВЕ́Т
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГОСУДА́РСТВЕННЫЙ СОВЕ́Т, 1) в ряде государств название высших гос. органов – исполнительной власти (КНР), адм. юстиции (Франция), представительных органов (Куба).
2) В Рос. империи в 1810–1906 совещательное гос. учреждение при императоре, в 1906–17 законодат. орган, фактически верхняя палата парламента (существовал наряду с нижней палатой – Государственной думой). Учреждён по проекту М. М. Сперанского указом имп. Александра I от 1(13).1.1810, заменил упразднённый Непременный совет. Председатель Г. с. (в 1812–65 являлся одновременно председателем Комитета министров) и его члены назначались императором из числа наиболее опытных гос. и воен. деятелей; министры входили в состав Г. с. по своей должности. Членство в Г. с. фактически было пожизненным. В 1810 в Г. с. назначено 35 членов, в 1890 их насчитывалось 60. Г. с. состоял из Общего собрания и департаментов: законов; гос. экономии; гражд. и духовных дел (все 1810–1906); воен. дел (1810–54); дел Царства Польского (1832–62); пром-сти, наук и торговли (1900–06). Обычно поступавшие в Г. с. дела первоначально рассматривались в одном из департаментов по принадлежности (или в соединённых собраниях двух департаментов), а затем поступали в Общее собрание; в особо важных или чрезвычайных случаях они поступали прямо в Общее собрание. Заседания Г. с. были закрытыми.
Г. с. должен был обсуждать или по указу императора готовить все законопроекты (для этого при Г. с. учреждались особые совещания и комиссии). На практике некоторые проекты, составленные министрами, направлялись императору минуя Г. с. Совет рассматривал проекты росписи гос. доходов и расходов (до 1862 – смет общих гос. приходов и расходов) и сметы отд. ведомств, требования о необходимости выделения сверхсметных кредитов, отчёты гос. кредитных учреждений и др. финансовые вопросы; дела об учреждении акционерных компаний, в случае если им предполагалось предоставить особые преимущества; проекты распоряжений, касавшиеся отчуждения гос. имуществ и вознаграждений частным лицам за отчуждённые у них имущества для гос. и обществ. нужд; дела о возведении в дворянство (в 1842–69); с 1842 – о возведении в княжеское, графское, баронское достоинство, передаче дворянам фамилий, гербов и титулов их родственников; в 1842–69 – о лишении дворянства и чинов за преступления. С 1842 в Деп-т духовных и гражд. дел поступали по распоряжению императора сообщения о должностных преступлениях членов Г. с., главноуправляющих и генерал-губернаторов. Рассмотрев сообщение, Деп-т мог решить прекратить дело за отсутствием преступления либо передать его на предварит. следствие Сенату и мин. юстиции. По получении результатов следствия Деп-т духовных и гражд. дел мог постановить либо прекратить дело, либо наложить на обвиняемого взыскание без суда, либо предать обвиняемого суду. С 1842 Г. с. представлял императору заключения по делам, при решении которых в Общем собрании Сената не набралось большинства голосов или не было достигнуто согласия Сената с мин. юстиции, а также по делам, которые вызывали разногласия Сената с Воен. советом и Адмиралтейств-советом. По усмотрению императора Г. с. мог также обсуждать разл. вопросы внутр. и внешней политики.
Все результаты обсуждения законопроектов и др. вопросов представлялись государственным секретарём (возглавлял Государственную канцелярию, которая занималась организацией работ Г. с.) императору, который мог утвердить мнение любого числа членов Г. с. или наложить собств. резолюцию.
В 1815–41 и 1861–67 существовал также региональный Государственный совет Царства Польского, контролировавший и координировавший деятельность осн. ведомств Царства Польского.
Преобразование Г. с. Рос. империи в законодат. орган состоялось согласно указу имп. Николая II от 20.2(5.3).1906 и было закреплено в Основных государственных законах 1906. Половина или менее половины членов Г. с. ежегодно назначались императором (члены по назначению; из них император назначал председателя Г. с.), др. члены Г. с. избирались путём двухстепенных или прямых выборов на срок 9 лет (члены по выборам). Последние избирались: дворянскими обществами (18 чел.); Советом торговли и мануфактур, комитетами торговли и мануфактур, биржевыми комитетами и купеческими управами (12 чел.); Петерб. АН и университетами (6 чел.); Сеймом Вел. кн-ва Финляндского (2 чел.); губернскими земствами (по одному человеку); землевладельцами тех губерний Европ. России, где отсутствовали земства, а также землевладельцами Области войска Донского (по одному человеку от каждой губернии); землевладельцами губерний Привислинского края (6 чел.). К членам по выборам относились 6 чел. из числа православного духовенства, назначавшихся Синодом. Каждые 3 года треть выборных членов Г. с. переизбиралась по жребию. В 1914 Г. с. состоял из 188 членов.
Г. с. имел равные законодат. права с Гос. думой. На рассмотрение Г. с. поступали законопроекты, одобренные Гос. думой или внесённые самими членами Совета. Принятый в Г. с. законопроект передавался на рассмотрение или императору (если поступил в Г. с. из Гос. думы), или в Гос. думу (если был разработан по инициативе самих членов Гос. совета). И император, и Гос. дума могли отклонить или утвердить законопроект Совета. Как и Гос. дума, Г. с. мог обращаться к министрам и главноуправляющим с запросами по поводу незаконных действий подведомственных им учреждений или должностных лиц.
Основной формой работы Г. с. стало Общее собрание. Для предварит. рассмотрения законопроектов в составе Г. с. учреждались комиссии, из которых важнейшую роль играла постоянная Финансовая комиссия, рассматривавшая проекты росписи гос. доходов и расходов, смет и чрезвычайных расходов.
Подавляющая часть членов Г. с. организовывалась по политич. принадлежности в группы (фракции) – правых, центра, а также академическую (с 1913 называлась прогрессивной группой), которая объединяла либеральных членов Г. с. Первоначально преобладала группа центра, с нач. 1910-х гг. – группа правых (в 1911 из неё вышла группа правого центра); в 1915 значит. часть членов Г. с. вошла в «Прогрессивный блок», к осени 1916 его сторонники стали преобладать в Совете. Часть членов Г. с. оставалась вне групп.
Реформированный Г. с. сохранил ряд прежних функций: он продолжал рассматривать дела о должностных преступлениях высших чиновников, возведении в княжеское, графское и баронское достоинство, отчёты финансово-кредитных учреждений и некоторые др. вопросы. Они обсуждались в двух вновь созданных департаментах (1-м и 2-м), состоявших из членов Г. с. по назначению. Их заключения представлялись непосредственно на усмотрение императора.
С 1906 публиковались протоколы открытых заседаний Г. с. (заседание Г. с. могло быть и закрытым по решению его председателя или Общего собрания).
После Февральской революции 1917 деятельность Г. с. прекратилась. Г. с. упразднён декретом СНК от 14(27).12.1917.
Председатели Г. с.: Н. П. Румянцев (1810–12), Н. И. Салтыков (1812–16), П. В. Лопухин (1816–27), В. П. Кочубей (1827–34), Н. Н. Новосильцов (1834–38), И. В. Васильчиков (1838–47), В. В. Левашов (1847–48), А. И. Чернышёв (1848–1856), А. Ф. Орлов (1856–61), Д. Н. Блудов (1861–64), П. П. Гагарин (1864–65), вел. кн. Константин Николаевич (1865–1881), вел. кн. Михаил Николаевич (1881–1905), Д. М. Сольский (1905–06), Э. В. Фриш (1906–07), М. Г. Акимов (1907–14), И. Я. Голубев (и. д. в 1914–1915), А. Н. Куломзин (1915–17), И. Г. Щегловитов (1917).
3) В РФ конституционный государственный орган при Президенте РФ, образованный в 2000 в целях обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти (см. в ст. Государственный совет РФ).
4) Законодательные органы государственной власти ряда республик в составе РФ – Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Республики Татарстан и др.