Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕО́РГИЙ

Авторы: А. А. Турилов

ГЕО́РГИЙ (годы рождения и смерти неизвестны), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский (ок. 1062 – между 1073 и 1077/1078). По происхождению грек.

Прибыл на Русь в 6070 г. от сотворения мира, по всей видимости, в навигационный сезон 1062 г. (менее вероятно, что эта дата приведена по ультрамартовскому стилю и тогда относится к кон. 1061). 

20.5.1072 возглавил перенесение мощей святых благоверных князей Бориса и Глеба в новую церковь в Вышгороде, построенную киевским князем Изяславом Ярославичем. При Георгии на новгородскую кафедру был поставлен епископ Феодор (1069). Возможно, Георгий рукоположил епископа Ростовского Леонтия (поставлен, вероятно, между 1073 и 1076).

На период пребывания Георгия на киевской кафедре приходится введение Студийского устава в Киево-Печерском монастыре и связанная с этим деятельность по переводу и редактированию богослужебных и четьих книг.

Имя Георгия содержится в заглавии двух сочинений, каждое сохранилось в единственном списке 15 в. и только в славянской версии (греческая традиция текстов неизвестна). Полемический трактат «Стязание с латиною» основан главным образом (за исключением последней главы) на послании патриарха Константинопольского Михаила I Кирулария патриарху Антиохийскому Петру III и на сочинении непосредственного предшественника Георгия на киевской кафедре митрополита Ефрема. В трактате в резкой форме изложены обвинения в адрес католиков. Сочинение «[От] неведомых словес изложено Георгием, митрополитом Киевским, Герману игумену вопрошающу, оному же поведаюшу» (обнаружен Л. В. Мошковой) представляет древнейшее русское «вопрошание», отражающее стремление духовенства сравнительно недавно христианизированной страны до мелочей следовать нормам и обычаям, принятым в Греческой церкви. В дошедшем виде памятник содержит лишь ответы Георгия на вопросы игумена киевского в честь Преображения Господня монастыря (Спаса на Берестове) Германа, превращённые, таким образом, в канонические правила. Не позднее 12 в. ответы послужили источником значительного числа канонических компиляций (из которых наиболее известна и распространена в списках «Заповедь святых отец ко исповедающимся сынам и дщерем», или «Устав бельческий»), отразившихся, помимо древнерусской, также в южнославянской рукописной традиции 13–14 вв.

Известна печать митрополита с ростовым изображением великомученика Георгия Победоносца, снабжённая греческой надписью: Κ(ύρι)Ε Β(οη)Θ(ῇ) ΓΕΩΡΓ(ίῳ) Μ(ητ)ΡΟΠΟ(λίτῃ) ΡΩΣΙΑΣ Κ(αὶ) ΣΥΓΚΕΛΛΩ («Господи, помози Георгию, митрополиту России и синкеллу»), сохранившаяся в 3 экземплярах.

Соч.:
Георгий, митр. Киевский. Стязание с латиной // Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. – Санкт-Петербург : тип. Академии наук, 1878. – С. 191–198.
Турилов А. А. Ответы Георгия, митрополита Киевского, на вопросы игумена Германа – древнейшее русское «вопрошание» // Славянский мир между Римом и Константинополем. – Москва : Индрик, 2004. – (Славяне и их соседи ; Вып. 11). – С. 211–262.
Баранкова Г. С. «Стязание с латиной» Киевского митрополита Георгия // Лингвистическое источниковедение и история русского языка (20042005) : сборник статей. – Москва : Древлехранилище, 2006. – С. 29–58. 
Баранкова Г. С. «Неведомых словес изложено Георгием, митрополитом Киевским, Герману игумену вопрошающу, оному поведающу» // Религии мира. История и современность. 2006–2010. – Москва : Наука, 2012. – С. 15–42.
Антология памятников литературы домонгольского периода в рукописи XV в. Софийский сборник / под ред. Н. В. Савельевой. – Москва ; Санкт-Петербург : Альянс-Архео, 2013. – С. 272–278.

Ист.:
Полное собрание русских летописей. Т. 1. Лаврентьевская летопись. – Москва : Языки русской культуры, 1997. – Стб. 181.
Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1. Печати X – начала XIII в. – Москва : Наука, 1970 г. – С. 47–48, 174, 252. – Таблица 5, № 43; 
Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 3. Печати, зарегистрированные в 19701996 гг. / В. Л. Янин, П. Г. Гайдуков. – Москва : Наука, 1998. – С. 27, 118, 222. № 43а – (1–2).

Лит.:
Попов А. Н. Историко-литературный обзор древнерусских полемических сочинений против латинян (XI
XV в.).  Москва : тип. Т. Рис, 1875.
Павлов А. С. О сочинениях, приписываемых русскому митрополиту Георгию. – Москва : В Унив. тип. (М. Катков), 1881. 
Смирнов С. И. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины : (тексты и заметки). – Москва : Синодальная тип., 1912.
Рорре A. Państwo i kościółna Rusi w XI w. 
 Warszawa : Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1968.
Thomson F. The Ascription of the Penitencial «Заповедь святых отец ко исповедающимся сыном и дщерем» to Metropolitan George of Kiev // Russia Mediaevalis. – 1979. – T. 4.
Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси, X
XIII вв. / АН СССР, Институт истории СССР. – Москва : Наука, 1989.
Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси (9881237 гг.) / пер. А. В. Назаренко ; под ред. К. К. Акентьева. – 2е изд., испр. и доп. для рус. пер. – Санкт-Петербург : Византинороссика, 1996.
Чичуров И. С. Схизма 1054 г. и антилатинская полемика в Киеве (середина XI – начало XII в.) // Russia Mediaevalis. – 1996. – № 1.
Мошкова Л. В. «Неведомые словеса» Киевского митрополита Георгия / Л. В. Мошкова, А. А Турилов // Становление славянского мира и Византия в эпоху раннего средневековья : Славяне и их соседи : ХХ конференция памяти В. Д. Королюка / под ред. Г. Г. Литаврина. — Москва : ИСлРАН, 2001.
Турилов А. А. Георгий // Православная энциклопедия.  Москва : ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2006. – Т. 11. – С. 23–26.
Поппэ А. Студиты на Руси: истоки и начальная история Киево-Печерского монастыря. – Киiв : Iнститут iсторii Украiни НАН Украiни, 2011.

Вернуться к началу