ЕФРЕ́М
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕФРЕ́М (годы рождения и смерти неизвестны), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский (1052 или 1054/1055 – не позднее 1062). По происхождению грек.
Преемник митрополита Киевского Илариона. Альтернативная традиционной датировка начала святительства Ефрема (1052) вытекает из предложенного недавно прочтения граффито № 3541 из Софийского собора в Киеве (А. А. Гиппиус). Вероятно, через некоторое время после прибытия Ефрема на Русь состоялся церковный собор Киевской митрополии, на котором предстоятель сообщил об итогах пребывания папских послов в столице Византии в 1054 г. и о решениях Константинопольского собора от 24.7.1054. По всей видимости, именно на этом соборе был оглашён подготовленный Ефремом для древнерусской паствы небольшой антилатинский трактат «Τὸ δοθὲν ἔγγραφον ᾿Εφραΐμ τοῦ θεοφιλεστάτου μητροπολίτου ῾Ρωσίας εἰς θρίαμβον τοῖς Λατίνοις τελουμένων· παρὰ τὸ κρατοῦν ἐν τῇ καθ᾿ἡμᾶς ἁγίᾳ τοῦ Θεοῦ καθολικῇ καὶ ἀποστολικῇ ἐκκλησίᾳ ἐξ εὐαγγελικῶν καὶ πατρικῶν παραδόσεων» – «Данное написание Ефрема, боголюбивейшего митрополита Росии, на посрамление совершаемого латинами; [составлено] согласно соблюдаемому в нашей святой, вселенской и апостольской Божией Церкви по евангельским и отеческим преданиям» (обнаружен И. С. Чичуровым). «Данное написание...» представляет собой перечень из 28 обвинений против латинян. В сочинении Ефрема есть отдельные мотивы, унаследованные позднейшей древнерусской антилатинской полемикой, но практически отсутствующие в византийской полемике того периода.
В новгородском летописании под 1055/1056 г. упоминается об осуждении Ефремом епископа Новгородского Луки Жидяты, хотя содержание обвинений не приводится.
Вероятно, повторно освятил кафедральный Софийский собор в Киеве. В точности не известны ни причины (среди них, возможно, неканоничность, с точки зрения Константинополя, служения митрополита Илариона), ни дата переосвящения (по новейшему предположению Гиппиуса, А. Ю. Виноградова и М. С. Желтова, 4 ноября 1052 или 1061). Кроме того, нельзя исключить, что освящение пришлось на 1089 г. и относилось к деяниям митрополита Переяславского Ефрема.
Столь же неясно, кому из 2 названных Ефремов принадлежит сохранившаяся в единственном экземпляре свинцовая печать с изображением архангела на одной стороне и греческой надписью: «Κ[υρι]Ε Β[οη]Θ[ει] [ε]ΘΡΑΙΜ ΠΡΩΤΟ[π]ΡΟΕΔΡΩΙ [κα]Ι ΜΗΤΡΟ[π]ΟΛΙΤΗ [ρ]ΩCΙΑC» (Господи, помози Ефрему, протопроэдру и митрополиту Росии) – на другой стороне. По мнению А. Поппэ, почётный титул «протопроэдра», вернее «протопроэдра протосинкеллов» (πρωτοπρόεδρος τῶν πρωτοσυγκέλλων), был создан именно ради Ефрема.
Сомнения в реальности фигуры митрополита Киевского Ефрема, высказанные А. П. Толочко, следует признать гиперкритичными.