Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЕФРЕ́М

Авторы: А. В. Назаренко

ЕФРЕ́М (годы рождения и смерти неизвестны), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский (1052 или 1054/1055 – не позднее 1062). По происхождению грек.

Преемник митрополита Киевского Илариона. Альтернативная традиционной датировка начала святительства Ефрема (1052) вытекает из предложенного недавно прочтения граффито № 3541 из Софийского собора в Киеве (А. А. Гиппиус). Вероятно, через некоторое время после прибытия Ефрема на Русь состоялся церковный собор Киевской митрополии, на котором предстоятель сообщил об итогах пребывания папских послов в столице Византии в 1054 г. и о решениях Константинопольского собора от 24.7.1054. По всей видимости, именно на этом соборе был оглашён подготовленный Ефремом для древнерусской паствы небольшой антилатинский трактат «Τὸ δοθὲν ἔγγραφον ᾿Εφραΐμ τοῦ θεοφιλεστάτου μητροπολίτου ῾Ρωσίας εἰς θρίαμβον τοῖς Λατίνοις τελουμένων· παρὰ τὸ κρατοῦν ἐν τῇ καθ᾿ἡμᾶς ἁγίᾳ τοῦ Θεοῦ καθολικῇ καὶ ἀποστολικῇ ἐκκλησίᾳ ἐξ εὐαγγελικῶν καὶ πατρικῶν παραδόσεων» – «Данное написание Ефрема, боголюбивейшего митрополита Росии, на посрамление совершаемого латинами; [составлено] согласно соблюдаемому в нашей святой, вселенской и апостольской Божией Церкви по евангельским и отеческим преданиям» (обнаружен И. С. Чичуровым). «Данное написание...» представляет собой перечень из 28 обвинений против латинян. В сочинении Ефрема есть отдельные мотивы, унаследованные позднейшей древнерусской антилатинской полемикой, но практически отсутствующие в византийской полемике того периода.

В новгородском летописании под 1055/1056 г. упоминается об осуждении Ефремом епископа Новгородского Луки Жидяты, хотя содержание обвинений не приводится.

Вероятно, повторно освятил кафедральный Софийский собор в Киеве. В точности не известны ни причины (среди них, возможно, неканоничность, с точки зрения Константинополя, служения митрополита Илариона), ни дата переосвящения (по новейшему предположению Гиппиуса, А. Ю. Виноградова и М. С. Желтова, 4 ноября 1052 или 1061). Кроме того, нельзя исключить, что освящение пришлось на 1089 г. и относилось к деяниям митрополита Переяславского Ефрема.

Столь же неясно, кому из 2 названных Ефремов принадлежит сохранившаяся в единственном экземпляре свинцовая печать с изображением архангела на одной стороне и греческой надписью: «Κ[υρι]Ε Β[οη]Θ[ει] [ε]ΘΡΑΙΜ ΠΡΩΤΟ[π]ΡΟΕΔΡΩΙ [κα]Ι ΜΗΤΡΟ[π]ΟΛΙΤΗ [ρ]ΩCΙΑC» (Господи, помози Ефрему, протопроэдру и митрополиту Росии) – на другой стороне. По мнению А. Поппэ, почётный титул «протопроэдра», вернее «протопроэдра протосинкеллов» (πρωτοπρόεδρος τῶν πρωτοσυγκέλλων), был создан именно ради Ефрема.

Сомнения в реальности фигуры митрополита Киевского Ефрема, высказанные А. П. Толочко, следует признать гиперкритичными.

Ист.:
Янин В. Л. Актовые печати Древней Руси X–XV вв. Т. 1: Печати X – начала XIII в. – Москва : Наука, 1970. – № 42.
Апракос Мстислава Великого. – Москва : Наука, 1983. – С. 234.
Čičurov I. S. Ein antilateinischer Traktat des Kiever Metropoliten Ephraim // Fontes Minores. – Frankfurt am Main, 1998. – 10. – S. 319–356. – (Forschungen zur Byzantinischen Rechtsgeschichte ; Bd. 22).
Полное собрание русских летописей. Т. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – Москва : Языки русской культуры, 2000. – С. 183.
Гиппиус А. А. К прочтению надписи № 3541 Софии Киевской // Восточная Европа в древности и средневековье : письменность как элемент государственной инфраструктуры / под ред. Е. А. Мельниковой и др. – Москва : Институт всеобщей истории РАН, 2016. – С. 79–81.

Лит.:
Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X–XII вв. – Санкт-Петербург : тип. М. М. Стасюлевича, 1913 ; 2-е изд. – Санкт-Петербург : Наука, 2003.
Poppe A. Państwo i Kościół na Rusi w XI w. – Warszawa : Państwowe Wydawnictwo Naukowe, 1968.
Poppe A. La tentative de réforme écclésiastique en Russie au milieu du XIe s. // Acta Poloniae Historica. – 1972. – T. 25.
Чичуров И. С. Схизма 1054 г. и антилатинская полемика в Киеве (середина XI – начало XII в.) // Чичуров И. С. Избранные труды : К 60-летию И. С. Чичурова. – Москва : Роль религий в истории, 2007.
Чичуров И. С. Антилатинский трактат киевского митрополита Ефрема (ок. 1054/55 – ок. 1061/62) в составе греческого канонического сборника Vatic. gr. 828 // Чичуров И. С. Избранные труды : К 60-летию И. С. Чичурова. – Москва : Роль религий в истории, 2007.
Назаренко А. В. Ефрем // Православная энциклопедия. – Москва: ЦНЦ «Православная энциклопедия», 2008. – Том 19. – С. 53–54.
Назаренко А. В. Кое-что о двух русских митрополитах XI в. Ефреме Киевском и Ефреме Переяславском // Древняя Русь : вопросы медиевистики. – 2019. – № 1(75). – С. 87–90.
Толочко А. П. Замечания о первых митрополитах киевских // «Вертоград многоцветный» : Сборник к 80-летию Б. Н. Флори / под ред. А. А. Турилова. – Москва : Индрик, 2018.
Виноградов А. Ю. Порядок поставления иерархов на кафедру в домонгольской Руси и вопросы хронологии первых митрополитов Киевских / А. Ю. Виноградов, свящ. М. Желтов // Богословские труды : К 10-летию интронизации Святейшего Патриарха Кирилла. – Москва, 2019. – № 49. – С. 155–169.

Вернуться к началу