ГЕО́РГИЙ ПОБЕДОНО́СЕЦ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЕО́РГИЙ ПОБЕДОНО́СЕЦ (греч. Γεώργιος ὁ Τροπαιοφόρος) (? – ок. 303), один из наиболее почитаемых в христианском мире святых (почитается также и у мусульман). Претерпел особо тяжёлые страдания за Христа, как победитель в духовной брани именуется Победоносцем. Позднее этот эпитет был переосмыслен в связи с победой Г. П. над змеем (ср. сюжет сказания «Чудо о змие»).
Особым почитанием Г. П. обусловлено наличие большого числа вариантов его жития – «Мученичества», распадающихся в осн. на 2 группы: каноническую и апокрифическую. Текст апокрифич. «Мученичества» сохранился в 6 редакциях, систематизированных К. Крумбахером. Согласно апокрифич. житиям, Г. П. претерпел мучения при легендарном перс. царе Дадиане (Дакиане, Датиане) в г. Лидда (Диосполе Палестинском). При переходе от ранне- к средневизант. эпохе в текст «Мученичества» был внесён ряд существенных изменений: перс. царь Дадиан превращён в рим. имп. Диоклетиана, Лидда заменена на Никомидию. Согласно ср.-визант. агиографич. традиции, Г. П. родился в Каппадокии в семье христианки Полихронии и язычника Геронтия, социальное происхождение которого варьируется в разных житийных редакциях от перс. воина до сенатора-стратилата из Севастополиса Армянского (в сев. части Малой Азии). В юном возрасте Г. П. поступил на воен. службу в рим. армию и отличился в войне с персами (296–297); позднее стал трибуном и комитом. При имп. Диоклетиане, когда начались гонения на христиан, Г. П., видимо, оставил службу, раздал имущество нищим и явился на имп. совет в Никомидию, где обличал языческие заблуждения императора. Дальнейшая история Г. П., собственно история его свидетельства и страданий за Христа, содержит три сюжетных блока: первые пытки и заключение в тюрьму – чудесные спасение и исцеление святого по воле Божией; обличение язычества при имп. жертвоприношении, уверение близких и приближённых императора, новые пытки – чудесные спасение и исцеление святого; уговоры от императора принести жертвы языч. богам, воскрешение по воле Божией некоего усопшего как доказательство истинности христианской веры, содеянное ради святого, посрамление императора, последнее заключение в тюрьму, ниспровержение святым языч. богов, мученическая кончина святого (отсечение головы по приказу императора).
На православном Востоке культ св. Г. П. засвидетельствован с 4 в. Кроме гл. центра почитания святого в г. Лидда, церкви Св. Георгия начиная с 4 в. строятся во мн. городах Палестины, Каппадокии, в др. областях Малой Азии, в Грузии, на п-ове Пелопоннес, в Константинополе, а также в христианском Египте. В юж.-слав. землях (Болгария, Македония, Сербия) культ св. Г. П. утвердился под непосредственным визант. влиянием; в 1-й пол. 11 в. он также утверждается в Киевской Руси благодаря деятельности кн. Ярослава Владимировича Мудрого. При этом начиная с 11 в. в юж.-слав. землях и в Киевской Руси культ святого, как правило, будучи ассоциированным с княжеской, царской или королевской властью, неразрывно связан со становлением государственности, собиранием и защитой земель, победой в клановых и династич. междоусобицах (ср., напр., Неманичи). В 4–6 вв. культ святого распространяется и на лат. Западе, где уже в кон. 6 в. Григорием Турским и Венацием Фортунатом (ум. ок. 600) были созданы первые лит. произведения по мотивам жития святого. В 7 – нач. 8 вв. от арабов-христиан почитание св. Георгия (араб. Джирджис) перешло к арабам-мусульманам; в нач. 8 в. житие святого – одной из гл. некоранич. фигур – было переведено на араб. язык и в апокрифич. редакции включено в «Историю пророков и царей» ат-Табари (ум. 923). Согласно ему, Джирджис, неоднократно подвергавшийся пыткам и казни по приказу царя Мосула, но всякий раз возвращавшийся к жизни по воле Аллаха, был одним из учеников апостолов Исы (Иисуса). На Ближнем Востоке св. Георгий нередко ассоциируется и отождествляется также с аль-Хадром – одним из 4 бессмертных (наряду с Исой-Иисусом, Ильясом-Илией пророком и Идрисом, отождествляемым с библейским пророком Енохом). В визант. агиографич. традиции св. Г. П. посвящено значит. число сказаний, среди которых наиболее известны «Чудо о змие», «Чудо о колонне вдовы», «Чудо об обращении сарацина» и др. День памяти – 23 апр. (6 мая).
Иконография
Г. П. в осн. вариантах сложилась к 6 в. Его изображали юным, с короткими вьющимися волосами, иногда в длинном хитоне и плаще, как мученика (энкаустическая икона «Богоматерь на престоле, с архангелами и предстоящими святыми Феодором и Георгием», 6 в., мон. Св. Екатерины на Синае), иногда – в короткой тунике, доспехах и плаще, как воина (фреска на столпе Северной церкви в Бауите, Египет). В первом случае его иконографич. атрибутами служили крест или пальмовая ветвь, во втором – копьё, меч, щит, позднее знамя. Житийные циклы Г. П., появившиеся в миниатюрах визант. минологиев в 11 в., получили значит. распространение в монументальной живописи (фрески Георгиевского придела Софийского собора в Киеве, 1040-е гг.) и в иконописи (икона «Св. Георгий с житием в 20 клеймах», 13 в., мон. Св. Екатерины на Синае). С 12 в. известны изображения Г. П. сидящим на троне-престоле и вынимающим меч из ножен (рельеф из собора Св. Марка, Венеция), а также Г. П. – всадника, скачущего на коне (иногда со спасённым отроком) или поражающего дракона. В искусстве визант. круга святой облачён в условные античные доспехи; чудовище имеет вид аспида с двумя лапами и змеиным туловищем. Последний сюжет, получивший в рус. традиции название «Чудо Георгия о змие», пользовался исключительной популярностью в иск-ве Малой Азии, Руси и Зап. Европы. Композиционная схема использовалась почти без изменений вплоть до наших дней (редкий пример перекомпоновки – с царевной на первом плане – на картине Я. Тинторетто, ок. 1560, Нац. галерея, Лондон). В зап.-европ. живописи Г. П. обычно изображали в рыцарских латах, сражающимся с чудовищным драконом: «Битва св. Георгия с драконом» П. Уччелло (ок. 1470, Нац. галерея, Лондон), цикл картин В. Карпаччо для Скуола-Сан-Джорджо-дельи-Скьявоне в Венеции (1502–07), «Битва св. Георгия с драконом» Рафаэля (1505–06, Нац. галерея искусств, Вашингтон), «Св. Георгий, поражающий дракона» П. П. Рубенса (1606–07, Прадо, Мадрид), «Битва св. Георгия с драконом» Г. Моро (1889–90, Нац. галерея, Лондон).
В скульптуре встречаются ростовые рельефы и статуи Георгия-воина (рельефная дерев. икона из ц. Св. Георгия в Оморфоклисья, Кастория, 13 в.; статуи Донателло в ц. Орсанмикеле, Флоренция и др.), реже – Георгия-всадника (статуи со Спасских ворот Моск. Кремля, 1464, фрагменты – в музеях Моск. Кремля, ГТГ и др.). В мелкой пластике Г. П. изображали на нательных образках, крестах, монетах, печатях и пр.