Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НАВИГА́ЦИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 643-644

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

НАВИГА́ЦИЯ мор­ская (лат. navigatio, от navigo – плыть на суд­не), 1) мо­ре­пла­ва­ние, су­до­ход­ст­во. 2) Пе­ри­од вре­ме­ни, ко­гда по кли­ма­тич. ус­ло­ви­ям (уро­вень во­ды, ле­до­вая об­ста­нов­ка и др.) и тех­нич. сред­ст­вам в кон­крет­ном мес­те (в дан­ном пор­ту, рай­оне мо­ря и т. п.) воз­мож­но су­до­ход­ст­во (на­ви­гац. пе­ри­од). 3) При­клад­ная нау­ка о су­до­во­ж­де­нии, пред­ме­том изу­че­ния ко­то­рой яв­ля­ют­ся тео­ре­тич. ос­но­вы и прак­тич. ме­то­ды безо­пас­но­го во­ж­де­ния су­дов наи­вы­год­ней­ши­ми пу­тя­ми при лю­бых гид­ро­ме­тео­ро­ло­гич. ус­ло­ви­ях и в лю­бое вре­мя су­ток.

На­ча­ло мор­ской Н. вос­хо­дит к глу­бо­кой древ­но­сти. Про­стей­шие приё­мы во­ж­де­ния су­дов бы­ли из­вест­ны не толь­ко древ­ним егип­тя­нам и фи­ни­кий­цам, но и на­ро­дам, сто­яв­шим на бо­лее низ­кой сту­пе­ни раз­ви­тия. Ос­но­вы совр. Н. бы­ли за­ло­же­ны бла­го­да­ря при­ме­не­нию маг­нит­ной стрел­ки для оп­ре­де­ле­ния кур­са суд­на (11 в.), со­став­ле­нию карт в пря­мой рав­но­уголь­ной ци­лин­д­рич. про­ек­ции (Г. Мер­ка­тор, 1569), изо­бре­те­нию в 19 в. ме­ха­нич. ла­га. Но­вый этап в раз­ви­тии Н. и штур­ман­ско­го де­ла от­кры­ло изо­бре­те­ние ра­дио­свя­зи. В кон. 19 – нач. 20 вв. ус­пе­хи в раз­ви­тии фи­зи­ки спо­соб­ст­во­ва­ли соз­да­нию элек­тро­на­ви­гац. при­бо­ров и ра­дио­тех­нич. средств су­до­во­ж­де­ния. В Рос­сии пер­вое учеб­ное по­со­бие по Н. со­став­ле­но в 1703 пре­по­да­ва­те­лем Шко­лы ма­те­ма­ти­че­ских и на­ви­гац­ких на­ук Л. Ф. Маг­ниц­ким.

Осн. за­да­ча Н. – оты­ска­ние оп­ти­маль­ных безо­пас­ных мар­шру­тов и оп­ре­де­ле­ние па­ра­мет­ров дви­же­ния суд­на на­ви­га­ци­он­ны­ми при­бо­ра­ми и по­сред­ст­вом на­ви­гац. обо­ру­до­ва­ния с по­мо­щью спут­ни­ко­вых на­ви­гац. сис­тем или тра­ди­ционными ме­то­да­ми гео­де­зии и кар­то­гра­фии. В ка­че­ст­ве осн. еди­ни­цы из­ме­ре­ния рас­стоя­ний в мо­ре при­ня­та мор­ская ми­ля, а на­прав­ле­ний – гра­дус. Точ­ность ус­та­нов­ле­ния ме­сто­по­ло­же­ния суд­на в Н. оце­ни­ва­ют пу­тём из­ме­ре­ния и оп­ре­де­ле­ния гео­гра­фич. ко­ор­ди­нат, на­прав­ле­ний на по­верх­но­сти и на мо­ре; при­ме­ня­ют­ся так­же сис­те­мы де­ле­ния го­ри­зон­та, ме­то­ды оп­ре­де­ле­ния даль­но­сти и ви­ди­мо­сти го­ри­зон­та и пред­ме­тов. Для оп­ре­де­ле­ния мес­та суд­на в мо­ре ис­поль­зу­ют­ся как ме­то­ды ви­зу­аль­но­го на­блю­де­ния (по пе­лен­гам и го­ри­зон­таль­ным уг­лам, по раз­но­вре­мен­ным ли­ни­ям по­ло­же­ния и др.), так и ра­дио­тех­нич. сред­ст­ва (с по­мо­щью кру­го­вых ра­дио­мая­ков и раз­но­ст­но-даль­но­мер­ных ра­дио­на­ви­гац. сис­тем, су­до­вых ра­дио­ло­кац. стан­ций, гло­баль­ных спут­ни­ко­вых сис­тем навигации GPS и ГЛОНАСС). Гра­фич. изо­бра­же­ние пу­ти суд­на на кар­те на­зы­ва­ет­ся про­клад­кой кур­са суд­на. В Н. изу­ча­ют­ся наи­бо­лее удоб­ные для су­до­во­ж­де­ния кар­то­гра­фич. про­ек­ции (ци­лин­д­ри­че­ские, сфе­ри­че­ские, пло­ские и др.), на мор­ских кар­тах ре­ша­ют­ся за­да­чи счис­ле­ния пу­ти суд­на с учё­том его цир­ку­ля­ции и дрей­фа (бо­ко­во­го сме­ще­ния) при пе­ре­клад­ке ру­ля; для оп­ре­де­ле­ния ис­тин­но­го на­прав­ле­ния дви­же­ния суд­на учи­ты­ва­ет­ся зем­ной маг­не­тизм, про­кла­ды­ва­ют­ся маг­нит­ные кур­сы и пе­лен­ги (уг­лы ме­ж­ду маг­нит­ным ме­ри­диа­ном и ли­ни­ей кур­са суд­на), а так­же ком­пас­ные на­прав­ле­ния, ком­пас­ные кур­сы и пе­лен­ги. С кон. 20 в. в Н. ши­ро­кое при­ме­не­ние по­лу­чи­ли элек­трон­ные на­ви­гац. кар­ты (рас­тро­вые, циф­ро­вые) и кар­то­гра­фич. сис­те­мы, вклю­чаю­щие, по­ми­мо ком­пь­ю­те­ра и спец. про­грамм­но­го обес­пе­че­ния (в т. ч. ба­зы дан­ных для про­ве­де­ния на­ви­гац. рас­чё­тов, со­дер­жа­щей ин­фор­ма­цию об ог­нях и зна­ках, пор­тах, при­лив­но-от­лив­ных те­че­ни­ях, се­зон­ных по­верх­но­ст­ных те­че­ни­ях, кли­ма­тич. яв­ле­ни­ях и др.), обо­ру­до­ва­ние, по­зво­ляю­щее под­клю­чать к сис­те­ме приё­мо­ин­ди­ка­то­ры ра­дио­на­ви­гац. сис­тем, ра­дио­ло­кац. стан­ции, эхо­лот, лаг, ком­па­сы маг­нит­ные и др. Кар­то­гра­фич. сис­те­мы по­зво­ля­ют ав­то­ма­ти­че­ски вы­пол­нять счис­ле­ние пу­ти суд­на с на­не­се­ни­ем тра­ек­то­рии дви­же­ния на элек­трон­ную кар­ту, про­во­дить пред­ва­рит. и ис­пол­нит. про­клад­ки, уточ­нять кур­со­вой угол и ско­рость суд­на, оп­ре­де­лять ко­ор­ди­на­ты с мак­си­маль­но воз­мож­ной точ­но­стью, рас­счи­ты­вать от­кло­не­ния от ли­нии пу­ти, вре­мя при­бы­тия, вы­пол­нять не­пре­рыв­ный кон­троль без­опас­но­сти дви­же­ния. Элек­трон­ные кар­ты, в от­ли­чие от бу­маж­ных, при ра­бо­те в со­ста­ве кар­то­гра­фич. сис­те­мы по­зво­ля­ют по­лу­чать ав­то­ма­ти­че­ски зна­че­ние пе­лен­га, дис­тан­ции до лю­бой точ­ки, ис­поль­зо­вать ба­зу дан­ных для по­лу­че­ния на­ви­гац. и гид­ро­ме­тео­ро­ло­гич. ин­фор­ма­ции, вы­яв­лять век­тор ско­ро­сти и пу­ти др. су­дов.

Осо­бый раз­дел Н. – обес­пе­че­ние пла­ва­ния су­дов в осо­бых ус­ло­ви­ях (в стес­нён­ных во­дах, в вы­со­ких ши­ро­тах и во льдах, в ус­ло­ви­ях ог­ра­ни­чен­ной ви­ди­мо­сти и т. п.), ко­гда по­вы­ша­ют­ся тре­бо­ва­ния к точ­но­сти су­до­во­ж­де­ния и тре­бу­ет­ся бо­лее слож­ная на­ви­гац. под­го­тов­ка к рей­су суд­на.

Лит.: Груз­дев Н. М. Мор­ская на­ви­га­ция. М., 1992; Си­до­ров В. И. Мор­ская на­ви­га­ция. 2-е изд. М., 2010.

Вернуться к началу