ЛАГ
-
Рубрика: Технологии и техника
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАГ (от голл. log), навигационный прибор для определения скорости судна и пройденного им расстояния; совр. Л. также могут измерять поперечную скорость носа и кормы судна, углы крена и дифферента и др. По принципу действия Л. подразделяют на гидромеханические, гидродинамические, электромагнитные (индукционные), гидроакустические доплеровские и корреляционные, радиодоплеровские. Гидромеханич. Л. представляет собой вертушку со счётным приспособлением, устанавливаемую в нише подводной части корпуса или буксируемую за судном на тросе. В гидродинамич. Л. скорость движения судна определяют по разности статич. и гидродинамич. давлений воды. Электромагнитные Л. измеряют эдс (величина которой пропорциональна скорости судна), индуцируемую в воде под воздействием магнитного поля. Источником магнитного поля является электромагнит, установленный в подводной части судна. Величина эдс регистрируется индукционными преобразователями, которые затем обрабатывают информацию и выводят на дисплей. Гидродинамич., гидромеханич. и электромагнитные Л. определяют только скорость движения судна относительно воды. Принцип действия гидроакустич. доплеровских Л. основан на измерении смещения частоты гидроакустич. сигнала, излучённого с судна и затем отражённого от дна (до глубины 400 м) или от слоёв воды. Неск. приёмо-передающих антенн формируют по 2 луча, направленных под углом к плоскости дна, при этом каждая пара лучей предназначена для измерения только одной составляющей вектора скорости – продольной или поперечной. Доплеровские Л. измеряют продольную и поперечную скорости относительно грунта или глубинных слоёв воды, пройденное расстояние, значение углов крена и дифферента, скорости движения оконечностей судна при швартовке. Гидроакустич. корреляционные Л. вычисляют скорость по времени задержки отражённого от аналогичных точек рельефа дна гидроакустич. сигнала (направленного вертикально вниз) и принятого несколькими антеннами (2–4), которые установлены на некотором расстоянии друг от друга на днище судна вдоль его диаметральной плоскости. В радиодоплеровских Л., в отличие от гидроакустич. доплеровских, применяют радиосигналы. Радиодоплеровские Л. предназначены для измерения скорости хода, угла дрейфа и пройденного судном расстояния относительно поверхности (лёд, суша, поверхность воды).