Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАГ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 560

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. С. Амелин

ЛАГ (от голл. log), на­ви­га­ци­он­ный при­бор для оп­ре­де­ле­ния ско­ро­сти суд­на и прой­ден­но­го им рас­стоя­ния; совр. Л. так­же мо­гут из­ме­рять по­пе­реч­ную ско­рость но­са и кор­мы суд­на, уг­лы кре­на и диф­ферен­та и др. По прин­ци­пу дей­ст­вия Л. под­раз­де­ля­ют на гид­ро­ме­ха­ни­че­ские, гид­ро­ди­на­ми­че­ские, элек­тро­маг­нит­ные (ин­дук­ци­он­ные), гид­ро­аку­сти­че­ские до­п­ле­ров­ские и кор­ре­ля­ци­он­ные, ра­дио­до­п­ле­ров­ские. Гид­ро­ме­ха­нич. Л. пред­став­ля­ет со­бой вер­туш­ку со счёт­ным при­спо­соб­ле­ни­ем, ус­та­нав­ли­вае­мую в ни­ше под­вод­ной час­ти кор­пу­са или бук­си­руе­мую за суд­ном на тро­се. В гид­ро­ди­на­мич. Л. ско­рость дви­же­ния суд­на оп­ре­де­ля­ют по раз­но­сти ста­тич. и гид­ро­ди­на­мич. дав­ле­ний во­ды. Элек­тро­маг­нит­ные Л. из­ме­ря­ют эдс (ве­ли­чи­на ко­то­рой про­пор­цио­наль­на ско­ро­сти суд­на), ин­ду­ци­руе­мую в во­де под воз­дей­ст­ви­ем маг­нит­но­го по­ля. Ис­точ­ни­ком маг­нит­но­го по­ля яв­ля­ет­ся элек­тро­маг­нит, ус­та­нов­лен­ный в под­вод­ной час­ти суд­на. Ве­ли­чи­на эдс ре­ги­ст­ри­ру­ет­ся ин­дук­ци­он­ны­ми пре­об­ра­зо­ва­те­ля­ми, ко­то­рые за­тем об­ра­ба­ты­ва­ют ин­фор­ма­цию и вы­во­дят на дис­плей. Гид­ро­ди­на­мич., гид­ро­ме­ха­нич. и элек­тро­маг­нит­ные Л. оп­ре­де­ля­ют толь­ко ско­рость дви­же­ния суд­на от­но­си­тель­но во­ды. Прин­цип дей­ст­вия гид­ро­аку­стич. до­п­ле­ров­ских Л. ос­но­ван на из­ме­ре­нии сме­ще­ния час­то­ты гид­ро­аку­стич. сиг­на­ла, из­лу­чён­но­го с суд­на и за­тем от­ра­жён­но­го от дна (до глу­би­ны 400 м) или от сло­ёв во­ды. Неск. приё­мо-пе­ре­даю­щих ан­тенн фор­ми­ру­ют по 2 лу­ча, на­прав­лен­ных под уг­лом к плос­ко­сти дна, при этом ка­ж­дая па­ра лу­чей пред­на­зна­че­на для из­ме­ре­ния толь­ко од­ной со­став­ляю­щей век­то­ра ско­ро­сти – про­доль­ной или по­пе­реч­ной. До­п­ле­ров­ские Л. из­ме­ря­ют про­доль­ную и по­пе­реч­ную ско­ро­сти от­но­си­тель­но грун­та или глу­бин­ных сло­ёв во­ды, прой­ден­ное рас­стоя­ние, зна­че­ние уг­лов кре­на и диф­фе­рен­та, ско­ро­сти дви­же­ния око­неч­но­стей суд­на при швар­тов­ке. Гид­ро­аку­стич. кор­ре­ля­ци­он­ные Л. вы­чис­ля­ют ско­рость по вре­ме­ни за­держ­ки от­ра­жён­но­го от ана­ло­гич­ных то­чек рель­е­фа дна гид­ро­аку­стич. сиг­на­ла (на­прав­лен­но­го вер­ти­каль­но вниз) и при­ня­то­го не­сколь­ки­ми ан­тен­на­ми (2–4), ко­то­рые ус­та­нов­ле­ны на не­ко­то­ром рас­стоя­нии друг от дру­га на дни­ще суд­на вдоль его диа­мет­раль­ной плос­ко­сти. В ра­дио­до­п­ле­ров­ских Л., в от­ли­чие от гид­ро­аку­стич. до­п­ле­ров­ских, при­ме­ня­ют ра­дио­сиг­на­лы. Ра­дио­до­п­ле­ров­ские Л. пред­на­зна­че­ны для из­ме­ре­ния ско­ро­сти хо­да, уг­ла дрей­фа и прой­ден­но­го суд­ном рас­стоя­ния от­но­си­тель­но по­верх­но­сти (лёд, су­ша, по­верх­ность во­ды).

Вернуться к началу