СТРУ́ВЕ ПЁТР БЕРНГАРДОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТРУ́ВЕ Пётр Бернгардович [26.1(7.2).1870, Пермь – 26.2.1944, Париж], рос. обществ.-политич. деятель, экономист, философ, публицист; акад. РАН (1917, исключён в 1928). Дворянин. Сын астраханского (1859–1861) и пермского (1865–70) губернатора Б. В. Струве (1827–89), внук астронома В. Я. Струве, отец Г. П. Струве, дед Н. А. Струве. Окончил юридич. ф-т С.-Петерб. ун-та (1895), где затем преподавал (1895–99, 1910–1917; экстраординарный проф. с 1913). Преподавал также в С.-Петерб. (Петроградском) политехнич. ин-те, на Бестужевских курсах. Поч. доктор Кембриджского ун-та (1916).
В 1890-х гг. один из лидеров «легального марксизма»; не принимая радикально-революц. сторону учения К. Маркса и отстаивая эволюц. путь развития общества, в то же время противопоставлял «научный», объективный подход марксизма к социальному развитию субъективной социологии народничества («Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России», 1894). Участник 4-го конгресса 2-го Интернационала (Лондон, 1896), автор Манифеста РСДРП (1898). В 1901 арестован за участие в демонстрации в поддержку студенческих волнений в С.-Петербурге, сослан в Тверь, где сблизился с лидерами земского движения. В том же году выехал за границу (вернулся в Россию в 1905 после объявления политич. амнистии). С нач. 1900-х гг. отходит от марксизма (критика в духе Э. Бернштейна идей революции и диктатуры пролетариата в ст. «Марксовская теория социального развития»; издана на нем. яз. в Тюбингене в 1899, рус. пер. 1905) и обращается, под влиянием неокантианства, к филос. идеализму и религ. метафизике (предисловие к кн. Н. А. Бердяева «Субъективизм и индивидуализм в общественной философии», 1901; ст. «К характеристике нашего философского развития» в сб. «Проблемы идеализма», 1902). Перейдя на позиции либерализма, издавал в 1902–05 ж. «Освобождение», один из создателей Союза освобождения и Конституционно-демократической партии (чл. её ЦК в 1906–15), представлял её правое крыло; призывал к построению правового государства на конституц. основе и прекращению как правительственного, так и революц. террора. Редактор ж. «Русская мысль» (1906–18, до 1911 совм. с А. А. Кизеветтером), привлёк к сотрудничеству в нём С. Л. Франка, А. С. Изгоева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова, П. И. Новгородцева и др.
Депутат 2-й Гос. думы (1907). Считал, что верное понимание интересов государства и его «воли» обеспечит гармоничное развитие нации и величие России. Говорил о насущной необходимости восприятия интеллигенцией и народом «духа истинной государственности», при этом народ, становящийся нацией, и государство «должны органически срастись» (ст. «Великая Россия. Из размышлений о проблеме русского могущества», 1908). Доказывал оправданность «здорового национализма», в то же время выступал против нац. движений (в частности, отрицал факт существования особого укр. народа). Призывал к возрождению религиозно-духовной основы любой человеческой деятельности как культурной и политической, так и экономической, к личной ответственности, «личной годности», являющейся «основой и мерилом всех общественных отношений» (ст. «Интеллигенция и народное хозяйство», 1908). Резко критиковал «личную безответственность» революц. интеллигенции (ст. «Интеллигенция и революция» в сб. «Вехи», 1909). Участвовал в деятельности Религиозно-филос. об-ва в С.-Петербурге (1907–17).
После Февр. революции 1917 руководил Экономич. деп-том МИД (апрель – май), участвовал в создании «Лиги русской культуры» (май), чл. Предпарламента (октябрь/ноябрь). После Окт. революции 1917 чл. Национального центра. В революции видел «национальное банкротство и мировой позор» (ст. «Исторический смысл русской революции и национальные задачи» в сб. «Из глубины», 1918).
С дек. 1918 в Финляндии, чл. Нац. комитета при ген. от инф. Н. Н. Юдениче. С апр. 1920 нач. Управления внешних сношений Правительства Юга России ген.-л. П. Н. Врангеля. С окт. 1920 в эмиграции. Участник съезда Рус. нац. объединения (1921). Проф. Рус. юридич. ф-та при Карловом ун-те в Праге (1921–25), преподавал в Рус. науч. ин-те в Белграде (1928–40). Возобновил издание ж. «Русская мысль» (1921–27), издавал газ. «Возрождение» (1925–27) и др., стремясь к консолидации антибольшевистских сил независимо от партийных предпочтений. В работах С. эмигрантского периода оформляется его концепция «либерального консерватизма» (или «консервативного либерализма»): государство является необходимым условием осуществления идеала свободы как высшей ценности личности и прав индивида. Основой либерализма, «выросшего из христианства», является «идея личного подвига и личной ответственности, осложнённая новым мотивом свободы лица, понимаемой как творческая автономия» (Струве П. Б. «Patriotica: Политика, культура, религия, социализм. М., 1997. С. 333). В свою очередь, либерализм, как полагал С., не остановился в своём развитии, а обнаружил тенденцию превращения в социальный либерализм, принципиально отличный от социал-демократии (социализма) («Социальный либерализм», 1932).