Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТРУ́ВЕ ПЁТР БЕРНГАРДОВИЧ

Авторы: К. А. Соловьёв

СТРУ́ВЕ Пётр Берн­гар­до­вич [26.1(7.2).1870, Пермь – 26.2.1944, Па­риж], рос. об­ществ.-по­ли­тич. дея­тель, эко­но­мист, фи­ло­соф, пуб­ли­цист; акад. РАН (1917, ис­клю­чён в 1928). Дво­ря­нин. Сын ас­т­ра­хан­ско­го (1859–1861) и перм­ско­го (1865–70) гу­бер­на­то­ра Б. В. Стру­ве (1827–89), внук ас­тро­но­ма В. Я. Стру­ве, отец Г. П. Стру­ве, дед Н. А. Стру­ве. Окон­чил юри­дич. ф-т С.-Пе­терб. ун-та (1895), где за­тем пре­по­да­вал (1895–99, 1910–1917; экс­т­ра­ор­ди­нар­ный проф. с 1913). Пре­по­да­вал так­же в С.-Пе­терб. (Пет­ро­град­ском) по­ли­тех­нич. ин-те, на Бес­ту­жев­ских кур­сах. Поч. док­тор Кем­бридж­ско­го ун-та (1916).

В 1890-х гг. один из ли­де­ров «ле­галь­но­го мар­ксиз­ма»; не при­ни­мая ра­ди­каль­но-ре­во­люц. сто­ро­ну уче­ния К. Мар­кса и от­стаи­вая эво­люц. путь раз­ви­тия об­ще­ст­ва, в то же вре­мя про­ти­во­пос­тав­лял «на­уч­ный», объ­ек­тив­ный под­ход марк­сиз­ма к со­ци­аль­но­му раз­ви­тию субъ­ек­тив­ной со­цио­ло­гии на­род­ни­че­ст­ва («Кри­ти­че­ские за­мет­ки к во­про­су об эко­но­ми­че­ском раз­ви­тии Рос­сии», 1894). Уча­ст­ник 4-го кон­грес­са 2-го Ин­тер­на­цио­на­ла (Лон­дон, 1896), ав­тор Ма­ни­фе­ста РСДРП (1898). В 1901 аре­сто­ван за уча­стие в де­мон­ст­ра­ции в под­держ­ку сту­ден­че­ских вол­не­ний в С.-Пе­тер­бур­ге, со­слан в Тверь, где сбли­зил­ся с ли­де­ра­ми зем­ско­го дви­же­ния. В том же го­ду вы­ехал за гра­ни­цу (вер­нул­ся в Рос­сию в 1905 по­сле объ­яв­ле­ния по­ли­тич. ам­ни­стии). С нач. 1900-х гг. от­хо­дит от мар­ксиз­ма (кри­ти­ка в ду­хе Э. Берн­штей­на идей ре­во­лю­ции и дик­та­ту­ры про­ле­та­риа­та в ст. «Марк­сов­ская тео­рия со­ци­аль­но­го раз­ви­тия»; из­да­на на нем. яз. в Тю­бин­ге­не в 1899, рус. пер. 1905) и об­ра­ща­ет­ся, под влия­ни­ем нео­кан­ти­ан­ст­ва, к фи­лос. идеа­лиз­му и ре­лиг. ме­та­фи­зи­ке (пре­ди­сло­вие к кн. Н. А. Бер­дяе­ва «Субъ­ек­ти­визм и ин­ди­ви­дуа­лизм в об­ще­ст­вен­ной фи­ло­со­фии», 1901; ст. «К ха­рак­те­ри­сти­ке на­ше­го фи­ло­соф­ско­го раз­ви­тия» в сб. «Про­бле­мы идеа­лиз­ма», 1902). Пе­рей­дя на по­зи­ции ли­бе­ра­лиз­ма, из­да­вал в 1902–05 ж. «Ос­во­бо­ж­де­ние», один из соз­да­те­лей Сою­за ос­во­бо­ж­де­ния и Кон­сти­ту­ци­он­но-де­мо­кра­ти­че­ской пар­тии (чл. её ЦК в 1906–15), пред­став­лял её пра­вое кры­ло; при­зы­вал к по­строе­нию пра­во­во­го го­су­дар­ст­ва на кон­сти­туц. ос­но­ве и пре­кра­ще­нию как пра­ви­тель­ст­вен­но­го, так и ре­во­люц. тер­ро­ра. Ре­дак­тор ж. «Рус­ская мысль» (1906–18, до 1911 совм. с А. А. Ки­зе­вет­те­ром), при­влёк к со­труд­ни­че­ст­ву в нём С. Л. Фран­ка, А. С. Из­гое­ва, Н. А. Бер­дяе­ва, С. Н. Бул­га­ко­ва, П. И. Нов­го­род­це­ва и др.

Де­пу­тат 2-й Гос. ду­мы (1907). Счи­тал, что вер­ное по­ни­ма­ние ин­те­ре­сов го­су­дар­ст­ва и его «во­ли» обес­пе­чит гар­мо­нич­ное раз­ви­тие на­ции и ве­ли­чие Рос­сии. Го­во­рил о на­сущ­ной не­об­хо­ди­мо­сти вос­при­ятия ин­тел­ли­ген­ци­ей и на­ро­дом «ду­ха ис­тин­ной го­су­дар­ст­вен­но­сти», при этом на­род, ста­но­вя­щий­ся на­ци­ей, и го­су­дар­ст­во «долж­ны ор­га­ни­че­ски сра­стись» (ст. «Ве­ли­кая Рос­сия. Из раз­мыш­ле­ний о про­бле­ме рус­ско­го мо­гу­ще­ст­ва», 1908). До­ка­зы­вал оп­рав­дан­ность «здо­ро­во­го на­цио­на­лиз­ма», в то же вре­мя вы­сту­пал про­тив нац. дви­же­ний (в ча­ст­но­сти, от­ри­цал факт су­ще­ст­во­ва­ния осо­бо­го укр. на­ро­да). При­зы­вал к воз­ро­ж­де­нию ре­ли­ги­оз­но-ду­хов­ной ос­но­вы лю­бой че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти как куль­тур­ной и по­ли­ти­че­ской, так и эко­но­ми­че­ской, к лич­ной от­вет­ст­вен­но­сти, «лич­ной год­но­сти», яв­ляю­щей­ся «ос­но­вой и ме­ри­лом всех об­ще­ст­вен­ных от­но­ше­ний» (ст. «Ин­тел­ли­ген­ция и на­род­ное хо­зяй­ст­во», 1908). Рез­ко кри­ти­ко­вал «лич­ную без­от­вет­ст­вен­ность» ре­во­люц. ин­тел­ли­ген­ции (ст. «Ин­тел­ли­ген­ция и ре­во­лю­ция» в сб. «Ве­хи», 1909). Уча­ст­во­вал в дея­тель­но­сти Ре­ли­ги­оз­но-фи­лос. об-ва в С.-Пе­тер­бур­ге (1907–17).

По­сле Февр. ре­во­лю­ции 1917 ру­ко­во­дил Эко­но­мич. деп-том МИД (ап­рель – май), уча­ст­во­вал в соз­да­нии «Ли­ги рус­ской куль­ту­ры» (май), чл. Пред­пар­ла­мен­та (октябрь/но­ябрь). По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 чл. На­цио­наль­но­го цен­тра. В ре­во­лю­ции ви­дел «на­цио­наль­ное бан­крот­ст­во и ми­ро­вой по­зор» (ст. «Ис­то­ри­че­ский смысл рус­ской ре­во­лю­ции и на­цио­наль­ные за­да­чи» в сб. «Из глу­би­ны», 1918).

С дек. 1918 в Фин­лян­дии, чл. Нац. ко­ми­те­та при ген. от инф. Н. Н. Юде­ни­че. С апр. 1920 нач. Управ­ле­ния внеш­них сно­ше­ний Пра­ви­тель­ст­ва Юга Рос­сии ген.-л. П. Н. Вран­ге­ля. С окт. 1920 в эмиг­ра­ции. Уча­ст­ник съез­да Рус. нац. объ­е­ди­не­ния (1921). Проф. Рус. юри­дич. ф-та при Кар­ло­вом ун-те в Пра­ге (1921–25), пре­по­да­вал в Рус. на­уч. ин-те в Бел­гра­де (1928–40). Во­зоб­но­вил из­да­ние ж. «Рус­ская мысль» (1921–27), из­да­вал газ. «Воз­ро­ж­де­ние» (1925–27) и др., стре­мясь к кон­со­ли­да­ции ан­ти­боль­ше­ви­ст­ских сил не­за­ви­си­мо от пар­тий­ных пред­поч­те­ний. В ра­бо­тах С. эми­г­рант­ско­го пе­рио­да оформ­ля­ет­ся его кон­цеп­ция «ли­бе­раль­но­го кон­сер­ва­тиз­ма» (или «кон­сер­ва­тив­но­го ли­бе­ра­лиз­ма»): го­су­дар­ст­во яв­ля­ет­ся не­об­хо­ди­мым ус­ло­ви­ем осу­ще­ст­в­ле­ния идеа­ла сво­бо­ды как выс­шей цен­но­сти лич­но­сти и прав ин­ди­ви­да. Ос­но­вой ли­бе­ра­лиз­ма, «вы­рос­ше­го из хри­сти­ан­ст­ва», яв­ля­ет­ся «идея лич­но­го под­ви­га и лич­ной от­вет­ст­вен­но­сти, ос­лож­нён­ная но­вым мо­ти­вом сво­бо­ды ли­ца, по­ни­мае­мой как твор­че­ская ав­то­но­мия» (Струве П. Б. «Patriotica: По­ли­ти­ка, куль­ту­ра, ре­ли­гия, со­циа­лизм. М., 1997. С. 333). В свою оче­редь, ли­бе­ра­лизм, как по­ла­гал С., не ос­та­но­вил­ся в сво­ём раз­ви­тии, а об­на­ру­жил тен­ден­цию пре­вра­ще­ния в со­ци­аль­ный ли­бе­ра­лизм, прин­ци­пи­аль­но от­лич­ный от со­ци­ал-де­мо­кра­тии (со­циа­лиз­ма) («Со­ци­аль­ный ли­бе­ра­лизм», 1932).

Соч.: Patriotica: По­ли­ти­ка, куль­ту­ра, ре­ли­гия, со­циа­лизм: Сб. ста­тей за 5 лет (1905–1910 гг.). СПб., 1911; Кре­по­ст­ное хо­зяй­ст­во: Ис­сле­до­ва­ния по эко­но­ми­че­ской ис­то­рии Рос­сии. СПб., 1913; Раз­мыш­ле­ния о рус­ской ре­во­лю­ции. Со­фия, 1921; Ско­рее за де­ло. М., 1991; Избр. соч. М., 1999; Днев­ник по­ли­ти­ка. М.; Па­риж, 2004; Избр. тру­ды / Сост. О. К. Иван­цо­ва, авт. вступ. ст. К. А. Со­ловь­ев. М., 2010.

Лит.: Франк С. Л. Био­гра­фия П. Б. Стру­ве. Нью-Йорк, 1956; Пол­то­рац­кий П. П. П. Б. Стру­ве как по­ли­ти­че­ский мыс­ли­тель. Лон­дон; Он­та­рио, 1981; П. Б. Стру­ве: Сб. на­уч. тр. (К 125-ле­тию со дня ро­ж­де­ния). СПб., 1996; Пайпс Р. Стру­ве: Био­гра­фия. М., 2001. [Т. 1–2]; Бе­лов С. В. Ис­то­рия од­ной «друж­бы»: В. И. Ле­нин и П. Б. Стру­ве. СПб., 2005; П. Б. Стру­ве. Сб. ста­тей / Под ред. О. А. Жу­ко­вой, В. К. Кан­то­ра. М., 2012.

Вернуться к началу