«ЛЕГА́ЛЬНЫЙ МАРКСИ́ЗМ»
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«ЛЕГА́ЛЬНЫЙ МАРКСИ́ЗМ», принятое в историч. лит-ре наименование идейно-политич. течения в среде рос. интеллигенции в 1890-х – нач. 1900-х гг. Его представители обсуждали идеи К. Маркса преим. в легальной печати и в публичной полемике (отсюда назв.). Они признавали экономич. теорию Маркса, при этом не разделяли революц. идею марксизма, а выступали за реформирование буржуазного общества и демократич. свободы. Принимали участие в издании журналов «Новое слово», «Начало» и др., публиковали статьи в журналах «Научное обозрение», «Мир Божий», «Вопросы философии и психологии» и др., легально выпускали книги, которые вызывали многочисл. науч. и политич. дискуссии, активно участвовали в деятельности ВЭО.
Как течение «Л. м.» оформлялся с нач. 1890-х гг. – в дискуссии с представителями народничества, в которой «легальные марксисты» (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский и др.) участвовали совм. с Г. В. Плехановым и В. И. Лениным. Они доказывали закономерный характер развития капитализма в России, отмечали неисчерпанность его резервов и необходимость периода буржуазного развития для подготовки социалистич. преобразований (отрицали, что общинный строй может стать основой таких преобразований). Считали народничество утопическим и в силу этого реакционным явлением. Борьба с народничеством сблизила «легальных марксистов» с революц. социал-демократами: в сотрудничестве они издали сб. «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития» (1895), Струве в составе социал-демократич. организации участвовал в Лондонском междунар. социалистич. конгрессе 1896, в 1898 написал «Манифест Российской социал-демократической рабочей партии». «Легальные марксисты» публиковали свои статьи в нелегальных социал-демократич. изданиях, а в ж. «Новое слово» (фактич. редакторы – Струве и Туган-Барановский в марте – дек. 1897) печатались статьи как «легальных марксистов», так и революц. социал-демократов – Ленина, Плеханова, В. И. Засулич, А. Н. Потресова. По словам Ленина, «благодаря этому союзу была достигнута поразительно быстрая победа над народничеством и громадное распространение вширь идей марксизма (хотя и в вульгаризированном виде)» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1959. Т. 6. С. 16).
В кон. 1890-х гг. в поисках этич. фундамента социализма «легальные марксисты» (П. Б. Струве, С. Н. Булгаков, Б. А. Кистяковский) обратились к идеалистич. философии, пытались соединить марксизм с новейшими философскими (неокантианство) и экономическими (т. н. австрийская школа) течениями, что стало предметом активной полемики «легальных марксистов» и революц. социал-демократов. Вскоре представители «Л. м.» перешли к активной критике Марксовой теории классовой борьбы, социальной революции, революц. миссии пролетариата, указывая на целостность общества при капитализме и производит. роль капитала. Их взгляды развивались в направлении политич. эволюционизма. Это привело к окончат. размежеванию «Л. м.» с революц. социал-демократич. движением (Струве, после провала переговоров с Г. В. Плехановым и В. И. Лениным об издании совместного оппозиц. журнала, в 1902 стал редактором либерального ж. «Освобождение»). На рубеже веков на позиции «Л. м.» перешли быв. социал-демократы Н. А. Бердяев, С. Л. Франк, А. С. Изгоев, а также В. А. Поссе, П. Нежданов (Ф. А. Липкин), В. Я. Богучарский. Изживание радикализма, начавшееся в рамках социал-демократии, завершилось с изданием представителями «Л. м.» сб-ка филос. статей «Проблемы идеализма» (1903). «Легальные марксисты» перешли на позиции либерализма, большинство вступило в Союз освобождения, а в период Революции 1905–07 – в Конституционно-демократическую партию. Впоследствии быв. «легальные марксисты» не приняли Окт. революцию 1917, поддержали антибольшевистское движение (Струве), эмигрировали или были высланы из СССР.