Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«ЛЕГА́ЛЬНЫЙ МАРКСИ́ЗМ»

Авторы: Н. Н. Бармина

«ЛЕГА́ЛЬНЫЙ МАРКСИ́ЗМ», при­ня­тое в ис­то­рич. лит-ре на­име­но­ва­ние идей­но-по­ли­тич. те­че­ния в сре­де рос. ин­тел­ли­ген­ции в 1890-х – нач. 1900-х гг. Его пред­ста­ви­те­ли об­су­ж­да­ли идеи К. Мар­кса пре­им. в ле­галь­ной пе­ча­ти и в пуб­лич­ной по­ле­ми­ке (от­сю­да назв.). Они при­зна­ва­ли эко­но­мич. тео­рию Мар­кса, при этом не раз­де­ля­ли ре­во­люц. идею мар­ксиз­ма, а вы­сту­па­ли за ре­фор­ми­ро­ва­ние бур­жу­аз­но­го об­ще­ст­ва и де­мо­кра­тич. сво­бо­ды. При­ни­ма­ли уча­стие в из­да­нии жур­на­лов «Но­вое сло­во», «На­ча­ло» и др., пуб­ли­ко­ва­ли ста­тьи в жур­на­лах «На­уч­ное обо­зре­ние», «Мир Бо­жий», «Во­про­сы фи­ло­со­фии и пси­хо­ло­гии» и др., ле­галь­но вы­пус­ка­ли кни­ги, ко­то­рые вы­зы­ва­ли мно­го­числ. на­уч. и по­ли­тич. дис­кус­сии, ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в дея­тель­но­сти ВЭО.

Как те­че­ние «Л. м.» оформ­лял­ся с нач. 1890-х гг. – в дис­кус­сии с пред­ста­ви­те­ля­ми на­род­ни­че­ст­ва, в ко­то­рой «ле­галь­ные мар­ксис­ты» (П. Б. Стру­ве, М. И. Ту­ган-Ба­ра­нов­ский и др.) уча­ст­во­ва­ли совм. с Г. В. Пле­ха­но­вым и В. И. Ле­ниным. Они до­ка­зы­ва­ли за­ко­но­мер­ный ха­рак­тер раз­ви­тия ка­пи­та­лиз­ма в Рос­сии, от­ме­ча­ли не­ис­чер­пан­ность его ре­зер­вов и не­об­хо­ди­мость пе­рио­да бур­жу­аз­но­го раз­ви­тия для под­го­тов­ки со­циа­ли­стич. пре­об­ра­зо­ва­ний (от­ри­ца­ли, что об­щин­ный строй мо­жет стать ос­но­вой та­ких пре­об­ра­зо­ва­ний). Счи­та­ли на­род­ни­че­ст­во уто­пи­че­ским и в си­лу это­го ре­ак­ци­он­ным яв­ле­ни­ем. Борь­ба с на­род­ни­че­ст­вом сбли­зи­ла «ле­галь­ных мар­ксис­тов» с ре­во­люц. со­ци­ал-де­мо­кра­та­ми: в со­труд­ни­че­ст­ве они из­да­ли сб. «Ма­те­риа­лы к ха­рак­те­ри­сти­ке на­ше­го хо­зяй­ст­вен­но­го раз­ви­тия» (1895), Стру­ве в со­ста­ве со­ци­ал-де­мо­кра­тич. ор­га­ни­за­ции уча­ст­во­вал в Лон­дон­ском ме­ж­ду­нар. со­циа­ли­стич. кон­грес­се 1896, в 1898 на­пи­сал «Ма­ни­фест Рос­сий­ской со­ци­ал-де­мо­кра­ти­че­ской ра­бо­чей пар­тии». «Ле­галь­ные мар­ксис­ты» пуб­ли­ко­ва­ли свои ста­тьи в не­ле­галь­ных со­ци­ал-де­мо­кра­тич. из­да­ни­ях, а в ж. «Но­вое сло­во» (фак­тич. ре­дак­то­ры – Стру­ве и Ту­ган-Ба­ра­нов­ский в мар­те – дек. 1897) пе­ча­та­лись ста­тьи как «ле­галь­ных мар­ксис­тов», так и ре­во­люц. со­ци­ал-де­мо­кра­тов – Ле­ни­на, Пле­ха­но­ва, В. И. За­су­лич, А. Н. По­тре­со­ва. По сло­вам Ле­ни­на, «бла­го­да­ря это­му сою­зу бы­ла до­стиг­ну­та по­ра­зи­тель­но бы­ст­рая по­бе­да над на­род­ни­че­ст­вом и гро­мад­ное рас­про­стра­не­ние вширь идей мар­ксиз­ма (хо­тя и в вуль­га­ри­зи­ро­ван­ном ви­де)» (Ле­нин В. И. Полн. собр. соч. 5-е изд. М., 1959. Т. 6. С. 16).

В кон. 1890-х гг. в по­ис­ках этич. фун­да­мен­та со­циа­лиз­ма «ле­галь­ные мар­ксис­ты» (П. Б. Стру­ве, С. Н. Бул­га­ков, Б. А. Кис­тя­ков­ский) об­ра­ти­лись к идеа­ли­стич. фи­ло­со­фии, пы­та­лись со­еди­нить мар­ксизм с но­вей­ши­ми фи­ло­соф­ски­ми (нео­кан­ти­ан­ст­во) и эко­но­ми­че­ски­ми (т. н. ав­ст­рий­ская шко­ла) те­че­ния­ми, что ста­ло пред­ме­том ак­тив­ной по­ле­ми­ки «ле­галь­ных мар­ксис­тов» и ре­во­люц. со­ци­ал-де­мо­кра­тов. Вско­ре пред­ста­ви­те­ли «Л. м.» пе­ре­шли к ак­тив­ной кри­ти­ке Мар­ксо­вой тео­рии клас­со­вой борь­бы, со­ци­аль­ной ре­во­лю­ции, ре­во­люц. мис­сии про­ле­та­риа­та, ука­зы­вая на це­ло­ст­ность об­ще­ст­ва при ка­пи­та­лиз­ме и про­из­во­дит. роль ка­пи­та­ла. Их взгля­ды раз­ви­ва­лись в на­прав­ле­нии по­ли­тич. эво­лю­цио­низ­ма. Это при­ве­ло к окон­чат. раз­ме­же­ва­нию «Л. м.» с ре­во­люц. со­ци­ал-де­мо­кра­тич. дви­же­ни­ем (Стру­ве, по­сле про­ва­ла пе­ре­го­во­ров с Г. В. Пле­ха­но­вым и В. И. Ле­ни­ным об из­да­нии со­вме­ст­но­го оп­по­зиц. жур­на­ла, в 1902 стал ре­дак­то­ром ли­бе­раль­но­го ж. «Ос­во­бо­ж­де­ние»). На ру­бе­же ве­ков на по­зи­ции «Л. м.» пе­ре­шли быв. со­ци­ал-де­мо­кра­ты Н. А. Бер­дя­ев, С. Л. Франк, А. С. Из­го­ев, а так­же В. А. Пос­се, П. Не­жда­нов (Ф. А. Лип­кин), В. Я. Бо­гу­чар­ский. Из­жи­ва­ние ра­ди­ка­лиз­ма, на­чав­шее­ся в рам­ках со­ци­ал-де­мо­кра­тии, за­вер­ши­лось с из­да­ни­ем пред­ста­ви­те­ля­ми «Л. м.» сб-ка фи­лос. ста­тей «Про­бле­мы идеа­лиз­ма» (1903). «Ле­галь­ные мар­ксис­ты» пе­ре­шли на по­зи­ции ли­бе­ра­лиз­ма, боль­шин­ст­во всту­пи­ло в Со­юз ос­во­бо­ж­де­ния, а в пе­ри­од Ре­во­лю­ции 1905–07 – в Кон­сти­ту­ци­он­но-де­мо­кра­ти­че­скую пар­тию. Впо­след­ст­вии быв. «ле­галь­ные мар­ксис­ты» не при­ня­ли Окт. ре­во­лю­цию 1917, под­дер­жа­ли ан­ти­боль­ше­ви­ст­ское дви­же­ние (Стру­ве), эмиг­ри­ро­ва­ли или бы­ли вы­сла­ны из СССР.

Лит.: Бул­да­ков В. П. Ис­то­рио­гра­фи­че­ская про­бле­ма­ти­ка «ле­галь­но­го мар­ксиз­ма» // Ис­то­ри­че­ские за­пис­ки. М., 1971. Т. 87; Ко­ле­ров М. А. «Ле­галь­ный мар­ксизм» как ис­то­рио­гра­фи­че­ская про­бле­ма // Вест­ник МГУ. Сер. 8. Ис­то­рия. 1991. № 5; Ба­лу­ев Б. П. Н. К. Ми­хай­лов­ский и «ле­галь­ный мар­ксизм» // Оте­че­ст­вен­ная ис­то­рия. 1992. № 6; Смир­нов И. П. «От мар­ксиз­ма к идеа­лиз­му»: М. И. Ту­ган-Ба­ра­нов­ский, С. Н. Бул­га­ков, Н. А. Бер­дя­ев. М., 1995.

Вернуться к началу