ТУГА́Н-БАРАНО́ВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТУГА́Н-БАРАНО́ВСКИЙ Михаил Иванович [8(20).1.1865, с. Соляниковка Купянского у. Харьковской губ. – 21.1.1919, близ ст. Затишье; похоронен в Одессе], рос. экономист, социолог и обществ. деятель, теоретик кооперативного движения, историк, укр. политик и гос. деятель, акад. Укр. АН (1918); коллеж. ас. (1898). Дворянин. В 1883–86 учился на физико-математич. ф-те С.-Петерб. ун-та. Член биологич. кружка А. И. Ульянова, с 1886 студенч. Научно-лит. об-ва. За активное участие в т. н. Добролюбовской демонстрации 17(29).11.1886 исключён из ун-та и выслан в Харьковскую губ. Окончил физико-математич. и юридич. (экстерном) факультеты Харьковского ун-та (1889). В 1893–97 служил в Деп-те торговли и мануфактур Мин-ва финансов (с 1894 и. о. столоначальника хлеботоргового отдела). Автор работ «Промышленные кризисы в современной Англии, их причины и влияние на народную жизнь» (1894; содержит теорию экономич. роста и экономич. циклов) и «Русская фабрика в прошлом и настоящем. История развития русской фабрики» (т. 1, 1898). Приват-доцент (янв. – март 1895, июнь 1895 – 1897, 1898–99, 1906–13), ординарный проф. [с 20.3(2.4).1917] юридич. ф-та С.-Петерб. ун-та. Чл. ВЭО (с 1895). В 1901 выслан в г. Лохвица Полтавской губ. за участие в студенч. демонстрации. Гласный лохвицкого уездного и полтавского губернского земских собраний. Вернулся в С.-Петербург после объявления 21.10(3.11).1905 амнистии за политич. правонарушения. Проф. политич. экономии С.-Петерб. (Петроградских) высших женских курсов (1906–17), преподаватель политич. экономии и статистики (1907–14) и ординарный проф. (избран в 1914, утверждён в 1915/16) С.-Петерб. (Петрогр.) политехнич. ин-та (до 1917). Создатель науч. школы (среди учеников – Н. Д. Кондратьев). В 1909–1918 ред. ж. «Вестник кооперации».
Летом 1917 уехал в Полтавскую губ. Секретарь финансов в Генеральном секретариате Укр. рады [21.8(3.9) – нояб. 1917], затем отошёл от политич. деятельности. Проф. (с 1918) и декан юридич. ф-та (окт. 1918 – янв. 1919) Укр. нар. ун-та (с окт. 1918 Киевский гос. укр. ун-т). С 1918 глава Укр. науч. об-ва экономистов, пред. совета Укр. центр. кооперативного к-та, редактор ж. «Украинская кооперация». Один из основателей Укр. АН (1918), пред. её 3-го (Социально-экономич.) отдела. В дек. 1918 возглавил созданный им Ин-т изучения экономич. конъюнктуры и нар. хозяйства, инициатор создания Демографич. ин-та (открыт в янв. 1919) и Кооперативного ин-та (открыт в янв. 1920). Принял предложение войти в состав делегации Украинской директории для участия в Парижской мирной конференции 1919–20, но скончался по пути туда.
Автор работ в области теории рынков и кризисов, проблем развития капитализма, теории социализма и истории социалистич. учений, кооперации. Начинал как представитель «легального марксизма», позднее заявил, что марксизм устарел и сковывает творч. развитие новых теорий (предисловие к рус. переводу книги К. Форлендера «Кант и Маркс», 1909). В основе взглядов Т.-Б. лежит в качестве гл. идеи ценность человеческой личности. В капиталистич. обществе видел органично присущее ему противоречие: признание всякой личности высшей целью в себе, правовая демократизация и в то же время превращение работающего человека в простое «хозяйственное средство». Считал, что это противоречие, а не экономич. кризисы (расценивал их как механизм саморегулирования, доказывающий способность капиталистич. общества к непрерывному развитию) станет причиной, из-за которой на смену капитализму придёт «этический социализм». Выделял его осн. черты: «царство всеобщей свободы», общество без эксплуатации, открывающее возможности для всестороннего развития личности, равенство всех; примирение двух начал – личности и общества в системе «общественных союзов» (с осени 1917 выдвинул требование «подчинить весь строй общества интересам личности»). Считал, что переход от капитализма к социализму будет происходить через кооперацию, основанную на свободной самоорганизации, а на смену агрессивному типу социального взаимодействия (классовой борьбе, защищающей интересы лишь одной социальной группы) придёт кооперативный тип, когда общество «должно до конца превратиться в добровольный союз свободных людей – стать насквозь кооперативом…». Возможность достижения социального идеала связывал с идеей внутр. совершенствования человека.