КРЕСТЬЯ́НСКОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕСТЬЯ́НСКОЕ САМОУПРАВЛЕ́НИЕ, в России система сословных органов самоуправления крестьянства. Общинное К. с. возникло с появлением соседской общины. Компетенция и функции К. с. регулировались нормами обычного права. Законодат. регламентация взаимоотношений органов К. с. и гос. управления впервые осуществлена в ходе земской реформы 1555–56, вводившей в черносошных землях земское управление. Распорядит. органом в крестьянской общине являлся сельский сход (мирской сход), состоявший из домохозяев (глав семей). Он решал вопросы земельного разверстания, тяглового обложения (за недоимки своих членов община до 1903 отвечала по принципу круговой поруки), определения мирских расходов, распоряжался мирскими оброчными статьями, с 18 в. определял очерёдность при выполнении рекрутской повинности. Сход выбирал должностных лиц: сельского старосту, сотских и десятских для выполнения полицейских функций в пределах общины, сборщиков податей, рекрутских отдатчиков (сопровождали рекрутов до сборного пункта), целовальников (заверяли принятые сходом «приговоры», вели следствие по земельным и др. спорам). Рассмотрением внутриобщинных тяжб и мелких проступков занимался «суд стариков» (судебные функции помещики обычно изымали из компетенции К. с.). Для проверки деятельности старост избирались «счётчики», а для распределения повинностей по тяглам – «окладчики». Исполнение обязанностей должностных лиц К. с., как правило, не оплачивалось и поэтому ограничивалось определённым сроком (1–2 года). Наиболее развитые формы К. с. приобрело на Рус. Севере.
В 1797 среди казённых и удельных крестьян законодательно введено также и волостное К. с. На волостном сходе представители всех общин волости, населённой казёнными крестьянами, решали общие вопросы, избирали волостного голову и волостного писаря, которые вместе со старостой села – центра волости составляли волостное правление. Деревни удельных крестьян объединялись в «приказы» (соответствовали волостям казённых крестьян); органы управления ими также именовались «приказами» и состояли из 4 должностных лиц, первоначально избиравшихся сроком на 3 года на общем сходе представителями всех селений приказа: приказной выборный, или голова; казённый и приказной старосты, писарь (при отсутствии грамотных крестьян писари нанимались из числа лиц, не принадлежавших к населению приказа). С 1808 голова, казённый и приказной старосты (стали называться также заседателями приказа) избирались бессрочно путём сложной процедуры; голова утверждался в должности Деп-том уделов, а старосты – управляющими удельными конторами; приказные писари стали назначаться управляющими удельными конторами и числились в штате Деп-та уделов, представляя его интересы. Волостной голова в казённых волостях и приказной выборный в удельных приказах являлись высшими должностными лицами волостного (приказного) К. с.; они отвечали за своевременный сбор податей во всех селениях волости или приказа, доводили до сведения крестьян законы и распоряжения, разбирали мелкие проступки и контролировали деятельность др. должностных лиц К. с. На практике нередко преобладающее значение в волостном правлении или приказе имел писарь, знавший законодательство и порядок делопроизводства. В 1808 в каждом удельном селении введены две должности судей, или «добросовестных»; судьи избирались крестьянами ежегодно для разбора всех крестьянских «тяжеб и споров» в соответствии с нормами обычного права, их гл. задачей было склонить тяжущихся к примирению; с 1827 два добросовестных судьи избирались для всего приказа бессрочно, составляя одну приказную судебную инстанцию. При реализации Киселёва реформы 1837–41 в селениях гос. крестьян введены аналогичные низшие выборные судебные органы – сельские и волостные расправы. Деятельность общинных и волостных (приказных) органов К. с. находилась под жёстким контролем помещика или органов управления казёнными и удельными крестьянами.
После крестьянской реформы 1861 и издания Положения о крестьянах, водворённых на землях имений государевых, дворцовых и удельных [26.6(8.7).1863], система самоуправления гос. и удельных крестьян с небольшими изменениями распространена на всё крестьянство. Гл. звено К. с. – община получила офиц. назв. «сельское общество». Оно состояло у быв. государственных и быв. удельных крестьян из домохозяев одного селения, а у быв. помещичьих крестьян – из домохозяев, «водворённых на землях одного помещика» (часто включало одну или неск. деревень или, наоборот, неск. обществ могли находиться в одном селе). Практически все хозяйственные, общественные и полицейские дела крестьянства решались на сельских сходах (значение волостного схода было невелико). Сельский сход выбирал сельского старосту, писаря, сборщика налогов, десятских и сотских (последние с 1903 постепенно заменялись наёмными полицейскими стражниками – одним на 2 тыс. жит.), а также, при необходимости, др. должностных лиц – смотрителей запасных хлебных магазинов, лесных и полевых сторожей и др. Волостной голова и приказной голова получили назв. волостного старшины, волостная расправа и суд «добросовестных» – волостного суда [сельские расправы упразднены 22.12.1866(3.1.1867)]. Должностные лица К. с. переизбирались через 3 года (сборщики податей и члены волостного суда – через 1 год; с 1889 судьи назначались земскими начальниками сроком на 3 года из числа выбранных крестьянами кандидатов). Они не имели права уклоняться от избрания. Назначение жалованья должностным лицам зависело от усмотрения сельского или волостного схода. С 1861 К. с. находилось под надзором мировых посредников, с 1874 – присутствий по крестьянским делам, в 1889–1917 – земских начальников. Будучи подчинены местной полиции и администрации, должностные лица К. с. фактически входили в систему местного гос. управления; их функции как представителей гос. власти становились всё более обширными. С 1864 К. с. сосуществовало с всесословным уездным и губернским земским самоуправлением (см. в ст. Земства).
После Февр. революции 1917 в связи с созданием волостных земств волостное К. с. упразднено. После Окт. революции 1917 волостное К. с. вновь стало действовать в изменённых формах и существовало вплоть до укрупнения волостей в 1918 – нач. 1920-х гг. Несмотря на учреждение сельских советов крестьянских депутатов (см. в ст. Советы местные), реальная власть на сельском уровне вплоть до кон. 1920-х гг. продолжала принадлежать традиц. общинным органам К. с. Сельские советы фактически являлись исполнит. органами сельских сходов (по-прежнему состояли из домохозяев) и, по крайней мере в 1917 – нач. 1920-х гг., избирались ими. К. с. перестало существовать вместе с ликвидацией общины в ходе коллективизации.