Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СЕ́ЛЬСКИЙ СХОД

СЕ́ЛЬСКИЙ СХОД (мир­ская сход­ка), кон­троль­но-рас­по­ря­ди­тель­ный ор­ган кре­сть­ян­ско­го са­мо­управ­ле­ния в Рос­сии, ос­но­ва об­щи­ны и в це­лом об­ществ. по­ряд­ка в де­рев­не; обес­пе­чи­вал при­ори­тет кол­лек­тив­ных ин­те­ре­сов над груп­по­вы­ми и ин­ди­ви­ду­аль­ны­ми. Су­ще­ст­во­вал из­древ­ле. Со­сто­ял из всех долж­но­ст­ных лиц сель­ско­го са­мо­управ­ле­ния и глав се­мейств (до­мо­хо­зя­ев) об­щи­ны, за ис­клю­че­ни­ем схо­да в не­ко­то­рых по­ме­щичь­их име­ни­ях (со­сто­ял из «пер­во­ста­тей­ных» кре­сть­ян, из вы­бор­ных от се­ле­ний), а так­же схо­да в гос. де­рев­не в 1838–61 (со­сто­ял из пред­ста­ви­те­лей от до­мо­хо­зя­ев). В не­чер­но­зём­ных гу­бер­ни­ях с раз­ви­ти­ем от­ход­ни­че­ст­ва на сход яв­ля­лись так­же жё­ны от­сут­ст­вую­щих до­мо­хо­зя­ев или их сы­но­вья. В об­щи­нах, со­сто­яв­ших из не­сколь­ких се­ле­ний, в ка­ж­дом се­ле­нии дей­ст­во­вал свой «ма­лый» сход (офи­ци­аль­но при­знан в 1887, по­лу­чил на­име­но­ва­ние «се­лен­но­го»). Сход со­зы­вал­ся не ре­же двух раз в год (пе­ред нача­лом по­ле­вых ра­бот и по их окон­чании) сель­ским ста­рос­той (по его ини­циа­ти­ве, по тре­бо­ва­нию по­ме­щи­ка или вла­стей) и про­хо­дил под его пред­се­да­тель­ст­вом. Сход ре­шал де­ла о зем­ле­поль­зо­ва­нии (в ча­ст­но­сти, о пе­ре­де­лах зем­ли), рас­клад­ке по­да­тей и по­вин­но­стей, взи­ма­нии мир­ских сбо­ров (на строи­тель­ст­во и со­дер­жа­ние церк­ви, шко­лы и пр.), се­мей­ных раз­де­лах, приё­ме в об­щи­ну но­вых чле­нов и уда­ле­нии из неё «по­роч­ных» кре­сть­ян, со­став­лял хо­да­тай­ст­ва по мир­ским де­лам, за­слу­ши­вал рас­по­ря­же­ния по­ме­щи­ка, вла­стей, рас­смат­ри­вал жа­ло­бы и прось­бы отд. кре­сть­ян, при­ни­мал от­чёт вы­бор­ных долж­но­ст­ных лиц, ре­шал во­прос о ме­рах по­мо­щи по­стра­дав­шим от сти­хий­ных бед­ст­вий, по­жа­ров и др. Из­би­рал ста­рос­ту, сот­ских, де­сят­ских, рек­рут­ских от­дат­чи­ков, цер­ков­но­го ста­рос­ту, вы­бор­ных на во­ло­ст­ной сход, кан­ди­да­тов в су­дьи во­ло­ст­но­го су­да (с 1889) и пр. Ре­ше­ния («при­го­во­ры», скре­п­ляв­шие­ся под­пи­ся­ми или при­кла­ды­ва­ни­ем рук не­гра­мот­ных кре­сть­ян) при­ни­ма­лись еди­но­глас­но, мень­шин­ст­во по обы­чаю бы­ло обя­за­но при­сое­ди­нить­ся к по­ста­нов­ле­нию боль­шин­ст­ва, хо­тя не­ред­ки бы­ли и стыч­ки ме­ж­ду разл. груп­па­ми. Юри­ди­че­ски зна­чи­мые «при­го­во­ры» ут­вер­жда­лись по­ме­щи­ком, по­сле кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861 – ми­ро­вым по­сред­ни­ком, с 1874 – уезд­ным по кре­сть­ян­ским де­лам при­сут­ст­ви­ем, с 1889 – зем­ским на­чаль­ни­ком (при­го­вор мог быть от­ме­нён, ес­ли он про­ти­во­ре­чил за­ко­ну или ин­те­ре­сам об­щи­ны ли­бо на­ру­шал пра­ва отд. кре­сть­ян). Боль­шим влия­ни­ем на схо­дах поль­зо­ва­лись «со­ве­ты ста­ри­ков» из чис­ла глав боль­ших се­мей (свое­об­раз­ный пре­зи­ди­ум схо­да, ис­чез­ли к нач. 20 в.), они же как хра­ни­те­ли и тол­ко­ва­те­ли обыч­но­го пра­ва раз­би­ра­ли на схо­де пре­сту­п­ле­ния кре­сть­ян и их тяж­бы ме­ж­ду со­бой. К сер. 1930-х гг. ин­сти­тут С. с. унич­то­жен вме­сте с об­щи­ной в хо­де кол­лек­ти­ви­за­ции.

Вернуться к началу