СОВЕ́ТЫ МЕ́СТНЫЕ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СОВЕ́ТЫ МЕ́СТНЫЕ, в РСФСР и СССР выборные городские и сельские органы гос. власти и управления с окт./нояб. 1917 по кон. 1990 – нач. 1991; в СССР, РСФСР и РФ – осн. звено местного самоуправления в нач. 1990-х гг. Первоначально как органы восстания, в ряде случаев как форма революц. власти и местной демократии С. м. стали возникать в ходе Революции 1905–07. Широкое распространение получили между Февр. и Окт. революциями 1917, отстаивали интересы рабочих, солдат и крестьян (действовали наряду с общественными исполнительными комитетами). Городские и армейские Советы стали оформляться в единую систему на 1-м всерос. совещании представителей Советов рабочих и солдатских депутатов 29.3(11.4)– 3(16).4.1917, определившем принципы организации С. м. В том же году на 1-м съезде Советов крестьянских депутатов и 1-м съезде Советов рабочих и солдатских депутатов избраны руководящие сов. органы – соответственно Исполком Всерос. совета крестьянских депутатов [28 мая (10 июня)] и Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК) Советов [16(29) июня], к которому от Петросовета перешла роль всерос. центра Советов рабочих и солдатских депутатов. Оба органа возглавлялись гл. обр. меньшевиками и эсерами. В ходе Окт. революции 1917, в ночь на 27 окт. (9 нояб.), на 2-м Всерос. съезде Советов был избран новый состав ВЦИК (стали преобладать большевики), за ним сохранилось прежнее назв., а Советы рабочих и солдатских депутатов признаны единственной основой гос. власти. Созванный ВЦИК в обход Исполкома Всерос. совета крестьянских депутатов Всерос. съезд крестьянских депутатов [начинался при неполном составе делегатов как Чрезвычайный 11(24).11–25.11(8.12).1917, перерос во 2-й, проходивший 26.11(9.12)–10(23).12.1917] дважды избирал новый состав Исполкома Всерос. совета крестьянских депутатов (старый продолжал действовать на позициях защиты Учредит. собрания). Одновременно предпринимались попытки образовать Всерос. ЦИК советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Окончательно они реализованы на объединённом съезде рабочих, солдатских и крестьянских депутатов [13(26)– 18(31).1.1918]: было принято решение о создании единых С. м., 18(31).1.1918 образован единый ВЦИК.
С утверждением власти большевиков в стране Советы приобрели двойственный характер: с одной стороны, стали местными органами гос. власти и служили проводниками её политики, с другой – сохраняя выборный характер, представляли интересы отдельных (с 1936 всех) слоёв населения или отд. территорий. Выборы в Советы рабочих, солдатских (красноармейских) и крестьянских депутатов не были всеобщими, избират. прав лишались лица, использовавшие наёмный труд, арендаторы и владельцы предприятий фабрично-заводского типа, частные торговцы, служители культа, быв. офицеры белых армий и чиновники, быв. жандармы и полицейские. Согласно Конституции 1936, выборы в С. м., переименованные в Советы депутатов трудящихся, проводились на основе всеобщего равного прямого избират. права при тайном голосовании (выборы были безальтернативными; один округ – один кандидат).
Деятельность С. м. была поставлена под контроль ВКП(б), в 1930-е гг. в исполкомах С. м. доминировали члены партии. Местные парт. организации подбирали и выдвигали подавляющую часть всех кандидатов в депутаты, руководили ходом избират. кампаний. Парт. органы предварительно рассматривали все принципиальные решения, которые затем оформлялись как решения С. м. С 1940 1-й секретарь парт. территориального комитета в обязат. порядке являлся членом бюро исполкома соответствующего Совета, а руководитель С. м. – членом бюро комитета ВКП(б). В соответствии с Конституцией СССР 1977, в которой нашла отражение концепция общенародного государства, роль С. м., переименованных в Советы нар. депутатов, должна была возрасти в связи расширением их полномочий, особенно в области обеспечения экономич. и социального развития соответствующей территории. Фактически же у С. м. было мало практич. возможностей для реализации своих полномочий. Не обладая реальной властью и не имея собств. средств, они вынуждены были обращаться за помощью к вышестоящим гос. органам, министерствам и ведомствам.
В ходе перестройки С. м. стали выделяться из системы органов гос. власти и преобразовываться в органы местного самоуправления в соответствии с Законом СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства» от 9.4.1990, Законом РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» от 6.7.1991 и рядом др. законодат. актов. Выборы в С. м. стали производиться на альтернативной основе, были освобождены от опеки парт. аппарата. В результате Октябрьского кризиса 1993 деятельность С. м. была прекращена неконституционными Указами Президента РФ от 9.10 и 26.10.1993. Функции С. м. переданы местным администрациям.