Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЕПОСТНО́Е ПРА́ВО

КРЕПОСТНО́Е ПРА́ВО, со­во­куп­ность юри­дич. норм, за­кре­п­ляв­ших наи­бо­лее пол­ную фор­му за­ви­си­мо­сти кре­сть­ян­ст­ва от фео­да­лов. Вклю­ча­ло за­пре­ще­ние кре­сть­я­нам ухо­дить со сво­их зе­мель­ных наде­лов (т. н. при­кре­п­ле­ние кре­сть­ян к зем­ле, или «кре­пость» кре­сть­ян зем­ле; бег­лые под­ле­жа­ли при­ну­дит. воз­вра­ту), на­следств. под­чи­не­ние т. н. вот­чин­ной (ад­ми­ни­ст­ра­тив­ной и су­деб­ной) вла­сти оп­ре­де­лён­но­го фео­да­ла, ли­ше­ние кре­по­ст­ных кре­сть­ян пра­ва от­чу­ж­дать зе­мель­ные на­де­лы и ог­ра­ни­че­ние в пра­ве при­об­ре­тать не­дви­жи­мость. При­ня­то от­ли­чать кре­по­ст­ни­че­ст­во как сис­те­му со­ци­аль­ных от­но­ше­ний от К. п. как юри­дич. фор­мы их вы­ра­же­ния.

Юри­дич. при­кре­п­ле­ние кре­сть­ян к зем­ле су­ще­ст­во­ва­ло в ран­нем Сред­не­ве­ко­вье толь­ко в Юго-Зап. Ев­ро­пе, в пре­де­лах быв. Рим. им­пе­рии. В Зап. и Центр. Ев­ро­пе кре­сть­я­не на­хо­ди­лись по на­след­ст­ву в лич­ной или су­деб­ной и адм. за­ви­си­мо­сти от сень­о­ров, но, ис­клю­чая дво­ро­вых лю­дей и ра­бов, по­са­жен­ных на зе­мель­ные на­де­лы, не бы­ли юри­ди­че­ски при­кре­п­ле­ны к зем­ле или лич­но к гос­по­ди­ну.

В 10–15 вв. в Зап. Ев­ро­пе не­ко­то­рые эле­мен­ты К. п. (за­прет ухо­да со сво­их зе­мель­ных на­де­лов, на­следств. лич­ная за­ви­си­мость от сень­о­ра и т. п.) сло­жи­лись в от­но­ше­нии отд. ка­те­го­рий кре­сть­ян­ст­ва: вил­ла­ны центр. Анг­лии, ре­мен­сы Ка­та­ло­нии, франц. и юж.-итал. сер­вы, ср.-итал. и сев.-итал. ко­ло­ны и мас­са­рии, юж.-герм. Leibeigenen. К. п. как со­во­куп­ность юри­дич. норм фик­си­ро­ва­лось в сво­дах фео­даль­но­го (обыч­но­го) пра­ва («Бар­се­лон­ские обы­чаи», франц. ку­тю­мы и др.).

В 12–15 вв. в хо­де рас­ши­ре­ния прав кре­сть­ян на ку­п­лю-про­да­жу зем­ли, вы­ку­па ими осн. феод. по­вин­но­стей, ут­верж­де­ния фик­си­ро­ван­ной де­неж­ной рен­ты, а так­же раз­ви­тия ви­дов зе­мель­ных дер­жа­ний, от­лич­ных от фео­даль­ных, кре­сть­яне Зап. Ев­ро­пы ос­во­бо­ди­лись от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти.

В Центр. и Вост. Ев­ро­пе рас­про­стра­не­ние К. п. оп­ре­де­ли­ло рост по­ме­щичь­е­го хо­зяй­ст­ва, ори­ен­ти­ро­ван­но­го на про­из-во то­вар­ной с.-х. про­дук­ции, в кон. 15–17 вв. В Вос­точ­ной (За­эльб­ской) Гер­ма­нии К. п. сло­жи­лось по­сле Кре­сть­ян­ской вой­ны 1524–26 и по­лу­чи­ло осо­бен­но пол­ное раз­ви­тие в 1-й пол. 17 в. (наи­более тя­жё­лые фор­мы при­ня­ло в Мек­лен­бур­ге, По­ме­ра­нии, Вост. Прус­сии). В Венг­рии К. п. бы­ло за­кре­п­ле­но в Уло­же­нии 1514, из­дан­ном по­сле по­дав­ле­ния До­жи Дьёр­дя вос­ста­ния 1514. В Поль­ше нор­мы К. п. за­фик­си­ро­ва­ны в Петр­ков­ском ста­ту­те 1496. К. п. в этом ре­гио­не рас­про­стра­ня­лось на осн. мас­су кре­сть­ян. Оно пред­по­ла­га­ло мно­го­днев­ную (до 6 дней в не­де­лю) бар­щи­ну, ли­ше­ние кре­сть­ян боль­шин­ст­ва вла­дель­че­ских и лич­ных прав, со­про­во­ж­да­лось со­кра­ще­ни­ем кре­сть­ян­ской за­паш­ки или обез­зе­ме­ле­ни­ем час­ти кре­сть­ян. От­ме­на К. п. на тер­ри­то­рии Вост. и Центр. Ев­ро­пы про­ис­хо­ди­ла в хо­де ре­форм кон. 18–19 вв. (в 1781–82 в Че­хии, Мо­ра­вии, Край­не, в 1785 в Венг­рии, в 1807 в Прус­сии, в 1808 в Ба­ва­рии, в 1820 в Ме­к­лен­бур­ге и Гес­сен-Дарм­штад­те, в 1848 в Га­ли­ции, в 1864 в Ру­мы­нии и т. д.).

На Вос­то­ке ин­сти­тут К. п. вви­ду от­сут­ст­вия раз­ви­то­го бар­щин­но­го хо­зяй­ст­ва и свя­зан­ной с ним от­ра­бо­точ­ной рен­ты не по­лу­чил рас­про­стра­не­ния. См. так­же Фео­да­лизм.

Кре­по­ст­ное пра­во в Рос­сии. С на­чаль­ным эта­пом фор­ми­ро­ва­ния К. п. свя­зы­ва­ют ог­ра­ни­че­ние с сер. 15 в. для не­ко­то­рых ка­те­го­рий кре­сть­ян отд. вот­чин пра­ва пе­ре­хо­да в др. вот­чи­ны в те­че­ние не­де­ли до и по­сле Юрь­е­ва дня осен­не­го (26 но­яб. ст. ст.). Срок вы­хо­да, ука­зан­ный в гра­мо­тах сер. 15 в., под­твер­ждён в ка­че­ст­ве об­ще­го­су­дар­ст­вен­ной нор­мы Су­деб­ни­ком 1497 (см. в ст. Су­деб­ни­ки 15–16 вв.), ко­то­рым так­же ус­та­нов­лен раз­мер вы­ход­ной по­шли­ны («по­жи­ло­го»). Юри­дич. оформ­ле­ние К. п. ста­ло ин­тен­сив­ным с кон. 16 в., с вве­де­ни­ем за­по­вед­ных лет (нач. 1580-х гг., ко­гда бы­ли за­пре­ще­ны в ря­де ре­гио­нов лю­бые пе­ре­хо­ды кре­сть­ян), а так­же уроч­ных лет (1597), т. е. 5-лет­не­го сро­ка, в те­че­ние ко­то­ро­го вла­де­лец мог за­кон­но вер­нуть сво­их бег­лых кре­сть­ян. Не­ко­то­рые ис­сле­до­ва­те­ли к кон. 16 в. от­но­сят на­чаль­ный этап фор­ми­ро­ва­ния К. п. По­зе­мель­ное за­кре­поще­ние кре­сть­ян свя­за­но с уси­ле­ни­ем гос. об­ло­же­ния при од­но­вре­мен­ном рез­ком со­кра­ще­нии тяг­ло-на­дель­ной паш­ни и чис­лен­но­сти тру­до­во­го на­се­ле­ния. При этом по­зе­мель­ная кре­пость рас­про­стра­ня­лась на глав кре­сть­ян­ских дво­ров. Сыск и воз­вра­ще­ние бег­лых бы­ли в сфе­ре ча­ст­но­го пра­ва; за­ко­ном пер­во­на­чаль­но не пре­ду­смат­ри­ва­лись санк­ции за при­ём и дер­жа­ние бег­лых (впер­вые ус­та­нов­ле­ны в 1607 – штраф в поль­зу го­су­дар­ст­ва и «по­жи­лое» ста­ро­му вла­дель­цу бег­ло­го). В го­ды вос­ста­нов­ле­ния хо­зяй­ст­ва по­сле Смут­но­го вре­ме­ни был под­твер­ждён 5-лет­ний срок сыс­ка. Для отд. ду­хов­ных, а позд­нее (1637) и свет­ских вла­дель­цев он был уве­ли­чен до 9 лет, в 1641 – до 10 лет для бег­лых и 15 лет для вы­ве­зен­ных кре­сть­ян. В 1-й пол. 17 в. на­ча­лась про­да­жа кре­сть­ян без зем­ли (санк­цио­ни­ро­ва­на ука­за­ми 1675, 1682 и 1688). В 17 в. вы­ра­ба­ты­ва­лась ср. це­на кре­сть­я­ни­на, не за­ви­сев­шая от це­ны зем­ли. Со­бор­ное уло­же­ние 1649 вве­ло бес­сроч­ное и лич­но-по­том­ст­вен­ное при­кре­п­ле­ние всех ча­ст­но­вла­дельч. кре­сть­ян (в т. ч. бо­бы­лей) к зем­ле (на­де­лу) с ус­та­нов­ле­ни­ем штраф­ных санк­ций за при­ём бег­лых и по­сле­дую­щей прак­ти­кой их гос. сыс­ка. При этом кре­по­ст­ные кре­сть­я­не ещё ос­та­ва­лись субъ­ек­та­ми в отд. сфе­рах дей­ст­вия пра­ва, они всту­па­ли в сдел­ки внут­ри име­ний и за их пре­де­ла­ми, бы­ли ма­те­ри­аль­но от­вет­ст­вен­ны по су­ду за свои дей­ст­вия, мог­ли вы­сту­пать сви­де­те­ля­ми, ист­ца­ми, от­вет­чи­ка­ми в вот­чин­ном, зем­ском, а от­час­ти и в гос. су­де. Их убий­ст­во или уве­чье в ря­де слу­ча­ев под­па­да­ло под уго­лов­ное пре­сле­до­ва­ние, за их «бес­че­стье» по­ла­гал­ся штраф. Со 2-й пол. 17 в. вво­ди­лись те­лес­ные на­ка­за­ния для кре­сть­ян, не под­чи­няв­ших­ся во­ле зем­ле­вла­дель­ца. В кон. 17 в. за фео­да­ла­ми бы­ло при­зна­но пра­во брать кре­сть­ян­ских де­тей в дво­ро­вые.

В 1783–85 в свя­зи с пре­дос­тав­ле­ни­ем прав рос. дво­рян­ст­ва укр. стар­ши­не ка­зац­кой бы­ло за­кре­по­ще­но и жив­шее на её зем­лях укр. кре­сть­ян­ст­во. Рас­про­стра­не­ние К. п. на ок­раи­ны Рос. им­пе­рии про­хо­ди­ло и пу­тём пе­ре­се­ле­ния кре­по­ст­ных кре­сть­ян по­ме­щи­ка­ми на по­жа­ло­ван­ные им зем­ли в юж. степ­ных и за­волж­ских гу­бер­ни­ях. Для кре­по­ст­ных кре­сть­ян вво­ди­лись за­пре­ты или ог­ра­ни­че­ния в сфе­ре пред­при­ни­ма­тель­ст­ва: всту­пать в от­ку­па и под­ря­ды (1731), за­во­дить су­кон­ные фаб­ри­ки (1734). По­ме­щи­кам бы­ло пре­дос­тав­ле­но пра­во по­ку­пать дво­ро­вых для от­да­чи в рек­ру­ты, а так­же про­да­вать др. по­ме­щи­кам для этой це­ли сво­их кре­сть­ян (1747); ссы­лать не­угод­ных дво­ро­вых лю­дей и кре­сть­ян (в воз­ра­сте не стар­ше 45 лет) в за­чёт рек­ру­тов в Си­бирь на по­се­ле­ние (1760; еже­год­но ссы­ла­лось 5–6 тыс. чел.; ме­ра рас­смат­ри­ва­лась как спо­соб ос­вое­ния рос. ок­ра­ин) и ка­торж­ные ра­бо­ты (1765), за­клю­чать кре­сть­ян в тюрь­мы (1775). При про­да­же кре­сть­ян или их ссыл­ке в Си­бирь раз­ре­ша­лось раз­лу­чать ро­ди­те­лей и де­тей (1760). Про­да­жа и по­куп­ка кре­по­ст­ных без зем­ли не бы­ли ог­ра­ни­че­ны ни­чем, кро­ме за­пре­ще­ния тор­го­вать ими за 3 мес до рек­рут­ско­го на­бо­ра (1766) (это не ка­салось по­жи­лых и ма­ло­лет­них) и при кон­фи­ска­ции или про­да­же име­ний с аук­цио­на (1771). Вско­ре по­сле за­пре­ще­ния всем кре­стья­нам под стра­хом уго­лов­но­го на­ка­за­ния по­да­вать про­ше­ния на Вы­со­чай­шее имя (1765) кре­по­ст­ным кре­сть­я­нам под стра­хом на­ка­за­ния кну­том и ссыл­ки в бес­сроч­ную ка­тор­гу бы­ло от­дель­но за­пре­ще­но по­да­вать че­ло­бит­ные с жа­ло­ба­ми на жес­то­кость по­ме­щи­ков (1767). В 1782 по­ме­щи­кам раз­ре­шено от­пус­кать на во­лю боль­ных и пре­ста­ре­лых кре­сть­ян, т. е. из­бав­лять­ся от со­дер­жа­ния не­тру­до­спо­соб­ных. Ре­ше­ние по­ме­щи­ка о на­ка­за­нии кре­сть­ян бы­ло без­апел­ля­ци­он­ным и при­во­ди­лось в ис­пол­не­ние не­мед­лен­но. За­кон пре­ду­смат­ри­вал на­ка­за­ние са­мо­го по­ме­щи­ка толь­ко за смерть кре­по­ст­но­го от ис­тя­за­ний. К кон. 18 в. про­цесс оформ­ле­ния К. п. за­вер­шил­ся: кре­по­ст­ные кре­сть­я­не фак­ти­че­ски бы­ли пол­ной соб­ст­вен­но­стью по­ме­щи­ков, ко­то­рые мог­ли от­нять у них всё иму­ще­ст­во, их са­мих с семь­я­ми или от­дель­но от них про­дать, за­ло­жить, по­да­рить, вме­ши­вать­ся в де­ла кре­сть­ян­ско­го са­мо­управ­ле­ния.

Вме­сте с тем го­су­дар­ст­во при­ни­ма­ло ме­ры про­тив зло­упот­реб­ле­ний по­ме­щи­чьей вла­стью, до­пус­ка­ло, при оп­ре­де­лён­ных ус­ло­ви­ях, воз­мож­ность для кре­сть­ян воз­бу­ж­дать ис­ки о сво­ём ос­во­бо­ж­де­нии от кре­по­ст­ной за­ви­си­мо­сти. В 1-й четв. 18 в. вве­де­но пра­ви­ло от­стра­нять по­ме­щи­ка от управ­ле­ния име­ни­ем, ес­ли он ра­зо­рял кре­сть­ян не­по­силь­ны­ми по­вин­но­стя­ми, и ус­та­нав­ли­вать над его име­ни­ем опе­ку, ко­то­рая по­ру­ча­лась бли­жай­шим род­ст­вен­ни­кам, а са­мо­го по­ме­щи­ка на­прав­лять «для ис­прав­ле­ния под на­чал». Ука­зы 1718, 1734, 1750, 1761 и 1767 обя­зы­ва­ли по­ме­щи­ков кор­мить сво­их кре­сть­ян во вре­мя не­уро­жая и го­ло­да, не до­пус­кать их об­ни­ща­ния. С 1722 на по­ме­щи­ков бы­ла воз­ло­же­на от­вет­ст­вен­ность за ис­прав­ную уп­ла­ту их кре­сть­я­на­ми по­душ­ной по­да­ти (по­дать со­би­ра­лась с кре­сть­ян и вно­си­лась в каз­ну са­мим по­ме­щи­ком или его при­каз­чи­ком). За­пре­ща­лось ста­вить кре­сть­ян «на пра­вёж» за дол­ги их гос­по­ди­на. С це­лью пре­сечь ма­хи­на­ции по­ме­щи­ков, за­пи­сы­вав­ших за со­бой во вре­мя про­ве­де­ния ре­ви­зий лиц, не при­над­ле­жав­ших к кре­по­ст­ным кре­сть­я­нам, яко­бы с их со­гла­сия, ука­за­ми 1775, 1781 и 1783 за­пре­ща­лась доб­ро­воль­ная за­пись в кре­по­ст­ное со­стоя­ние. За­ко­но­да­тель­ст­во пре­ду­смат­ри­ва­ло ус­ло­вия, по­зво­ляв­шие кре­сть­я­нам вый­ти из кре­по­ст­но­го со­стоя­ния. Ука­зы 1737, 1743, 1744, 1745, 1770 и 1773 объ­яв­ля­ли воль­ны­ми вер­нув­ших­ся из пле­на, а так­же ино­род­цев, при­няв­ших пра­во­сла­вие. За­кре­по­ще­нию не под­ле­жа­ли пи­том­цы вос­пи­та­тель­ных до­мов и окон­чив­шие АХ. Сво­бо­ду по­лу­ча­ли от­став­ные сол­да­ты – вы­ход­цы из кре­по­ст­ных кре­сть­ян.

В свя­зи с рас­про­стра­не­ни­ем сре­ди рос. дво­рян­ст­ва на ру­бе­же 18–19 вв. идей Про­све­ще­ния и гу­ма­низ­ма раз­ви­лось убеж­де­ние в по­роч­но­сти си­сте­мы К. п., ко­то­рое тор­мо­зи­ло раз­ви­тие эко­но­ми­ки, пре­пят­ст­во­ва­ло ро­сту го­ро­дов. Пер­вой по­пыт­кой со сто­ро­ны го­су­дар­ст­ва рег­ла­мен­ти­ро­вать по­вин­но­сти кре­по­ст­ных кре­сть­ян стал указ имп. Пав­ла I от 5(16).4.1797 о 3-днев­ной бар­щине, за­пре­щав­ший по­ме­щи­кам при­ну­ж­дать кре­сть­ян ра­бо­тать на ба­ри­на в вос­крес­ные дни и ре­ко­мен­до­вав­ший ос­таль­ные 6 дней не­де­ли раз­де­лить по­ров­ну, ука­зы­вая, что для ба­ри­на «при доб­ром рас­по­ря­же­нии дос­та­точ­но бу­дет на удов­ле­тво­ре­ние вся­ким хо­зяй­ст­вен­ным по­треб­но­стям по­ло­ви­на этих дней». Не­смот­ря на ре­ко­мен­да­тель­ный ха­рак­тер это­го ука­за, он со­блю­дал­ся на прак­ти­ке, и 4–6-днев­ная бар­щи­на бы­ла ис­клю­че­ни­ем. В 1-й пол. 19 в. про­бле­ма ре­ше­ния «кре­сть­ян­ско­го во­про­са» вы­дви­ну­лась на пер­вый план. Ука­зом о воль­ных хле­бо­паш­цах 1803 пре­ду­смат­ри­ва­лось ос­во­бо­ж­де­ние кре­по­ст­ных кре­сть­ян по обо­юд­но­му со­гла­сию с по­ме­щи­ком за вы­куп с зем­лёй (по это­му ука­зу к 1858 вы­ку­пи­лись на во­лю 152 тыс. душ муж­ско­го по­ла, или 1,5% кре­по­ст­ных). В ре­зуль­та­те кре­сть­ян­ской ре­фор­мы в Ост­зей­ском крае 1804–19 лич­ную сво­бо­ду по­лу­чи­ли кре­сть­я­не Лиф­лян­дии, Кур­лян­дии и Эс­т­лян­дии (зем­ля ос­та­лась в соб­ст­вен­но­сти по­ме­щи­ков). Алек­сандр I за­пре­тил да­вать объ­яв­ле­ния о про­да­же кре­по­ст­ных без зем­ли (1801), про­да­вать кре­сть­ян на яр­мар­ках (1808), от­ме­нил пра­во по­ме­щи­ков ссы­лать кре­сть­ян на ка­тор­гу (1807) и на по­се­ле­ние в Си­бирь (1809). В 1818 Алек­сандр I дал сек­рет­ные по­ру­че­ния 12 са­нов­ни­кам раз­ра­бо­тать про­ек­ты от­ме­ны К. п. (сре­ди ав­то­ров про­ек­тов – А. А. Арак­че­ев, П. А. Вя­зем­ский, В. Н. Ка­ра­зин, П. Д. Ки­се­лёв, Н. С. Морд­ви­нов, Н. Г. Реп­нин). Все эти про­ек­ты объ­е­ди­нял прин­цип по­сте­пен­но­го ос­во­бо­ж­де­ния кре­сть­ян без ущем­ле­ния при этом эко­но­мич. ин­те­ре­сов по­ме­щи­ков. Од­на­ко в свя­зи с из­мене­ни­ем внут­ри­по­ли­тич. кур­са Алек­сандр I в 1822–23 вновь за­пре­тил кре­по­ст­ным кре­сть­я­нам по­да­вать вла­стям жа­ло­бы на жес­то­кость сво­их гос­под, воз­бу­ж­дать ис­ки об ос­во­бож­де­нии, а так­же вос­ста­но­вил пра­во по­ме­щи­ков по сво­ему ус­мот­ре­нию ссы­лать кре­сть­ян в Си­бирь.

Не­об­хо­ди­мость ре­ше­ния «кре­сть­ян­ско­го во­про­са» со всей ост­ро­той вста­ла в цар­ст­во­ва­ние имп. Ни­ко­лая I. При­зна­вая, что «кре­по­ст­ное пра­во в ны­неш­нем его по­ло­же­нии есть зло, для всех ощу­ти­тель­ное», Ни­ко­лай I счи­тал его от­ме­ну преж­де­вре­мен­ной. Им­пе­ра­тор и выс­шие гос. дея­те­ли опа­са­лись, что ос­во­бо­ж­де­ние кре­сть­ян бу­дет со­про­во­ж­дать­ся нар. вол­не­ния­ми, учи­ты­ва­ли не­же­ла­ние по­ме­щи­ков ли­шить­ся «кре­щё­ной соб­ствен­но­сти». Для об­су­ж­де­ния «кре­сть­ян­ско­го во­про­са» Ни­ко­ла­ем I по­сле­до­ва­тель­но бы­ло соз­да­но 9 сек­рет­ных коми­те­тов, из­да­но св. 100 ука­зов, на­прав­лен­ных на смяг­че­ние К. п., но не за­тро­нув­ших его ос­нов. С 1833 не раз­ре­ша­лось про­да­вать кре­по­ст­ных кре­сть­ян с пуб­лич­но­го тор­га «с раз­дроб­ле­ни­ем се­мейств», «удов­ле­тво­рять ка­зён­ные и ча­ст­ные дол­ги», рас­пла­чи­ва­ясь за них кре­по­ст­ны­ми с от­ры­вом их от зем­ли, а так­же пе­ре­во­дить кре­сть­ян в дво­ро­вые, от­би­рая у них на­де­лы. Ог­ра­ни­че­но пра­во по­ме­щи­ков ссы­лать кре­сть­ян в Си­бирь по сво­ему ус­мот­ре­нию (1828). Из­дан указ об обя­зан­ных кре­сть­я­нах (1842), со­глас­но ко­то­ро­му по­ме­щи­ки мог­ли от­пус­кать на во­лю сво­их кре­сть­ян, но кре­сть­ян­ские на­де­лы пе­ре­да­ва­лись не в соб­ст­вен­ность, а в поль­зо­ва­ние кре­сть­я­нам, за что они долж­ны бы­ли вы­пол­нять по­вин­но­сти в поль­зу по­ме­щи­ка. По­ме­щи­кам да­ва­лось пра­во от­пус­кать на во­лю дво­ро­вых по обо­юд­но­му с ни­ми до­го­во­ру (1844). Кре­сть­я­нам по­ме­щичь­их име­ний, про­да­вав­ших­ся с аук­цио­на за дол­ги вла­дель­ца, раз­ре­ше­но вы­ку­пать­ся на во­лю (1847; в 1848–52 пра­вом вос­поль­зо­ва­лись 964 кре­сть­я­ни­на муж­ско­го по­ла). В 1847–48 в гу­бер­ни­ях Пра­во­бе­реж­ной Ук­раи­ны (Во­лын­ской, Ки­ев­ской и По­доль­ской), а в 1855–1861 в бе­ло­рус. гу­бер­ни­ях (Ви­теб­ской, Грод­нен­ской, Мин­ской и Мо­ги­лёв­ской) бы­ли вве­де­ны ин­вен­тар­ные пра­ви­ла, за­фик­си­ро­вав­шие кре­сть­ян­ские на­де­лы и по­вин­но­сти. Имп. Алек­сан­дром II в 1857 на­ча­та под­го­тов­ка к от­ме­не К. п. Она осу­ще­ст­в­ле­на в хо­де кре­сть­ян­ской ре­фор­мы 1861.

Лит.: Се­мев­ский В. И. Кре­сть­я­не в цар­ст­вова­ние им­пе­рат­ри­цы Ека­те­ри­ны II. СПб., 1881–1901. Т. 1–2; он же. Кре­сть­ян­ский во­прос в Рос­сии в XVIII и пер­вой по­ло­ви­не XIX вв. СПб., 1888. Т. 1–2; Иг­на­то­вич И. И. По­ме­щи­чьи кре­сть­я­не на­ка­ну­не ос­во­бо­ж­де­ния. 3-е изд. М., 1925; Гре­ков Б. Д. Кре­сть­я­не на Ру­си с древ­ней­ших вре­мен до XVII в. 2-е изд. М., 1952–1954. Кн. 1–2; Мань­ков А. Г. Раз­ви­тие кре­по­ст­но­го пра­ва в Рос­сии во 2-й по­ло­ви­не XVII в. М.; Л., 1962; Ко­рец­кий В. И. За­кре­по­ще­ние кре­сть­ян и клас­со­вая борь­ба в Рос­сии во вто­рой по­ло­ви­не XVI в. М., 1970; Ис­то­рия кре­стьян­ст­ва в Ев­ро­пе: эпо­ха фео­да­лиз­ма. М., 1985–1986. Т. 1–3; Bon­nassie P. From slavery to feuda­lism in south-western Europe. Camb., 1991; Bren­ner R. Auges y declives de la servidumbre en Europa durante la edad media y la edad mo­derna // Hispania. 1996. Vol. 56. № 192; Кре­по­ст­ное пра­во и кре­по­ст­ни­че­ст­во в Рос­сии. Дис­кус­си­он­ные про­бле­мы (ма­те­риа­лы «круг­ло­го сто­ла») // Анг­лий­ская на­бе­реж­ная, 4: Еже­год­ник. СПб., 1997; Ми­лов Л. В. Ве­ли­ко­рус­ский па­харь и осо­бен­но­сти рос­сий­ско­го ис­то­ри­че­ско­го про­цес­са. 2-е изд. М., 1998; Forms of servitude in Northern and Central Europe. Decline, resistance and expansion / Ed. P. Freedman, M. Bourin. Brepols, 2005; Дол­гих А. Н. Кре­сть­ян­ский во­прос во внут­рен­ней по­ли­ти­ке рос­сий­ско­го са­мо­дер­жа­вия в кон­це XVIII – пер­вой чет­вер­ти XIX вв.: В 2 т. Ли­пецк, 2006; Арак­че­ев В. А. За­кре­по­ще­ние кре­сть­ян в Рос­сии в кон­це XVI – нач. XVII в. // Воп­ро­сы ис­то­рии. 2009. № 1. См. так­же лит. при ста­тьях Кре­сть­ян­ст­во, Кре­сть­ян­ская ре­фор­ма 1861.

Вернуться к началу