КРЕПОСТНО́Е ПРА́ВО
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕПОСТНО́Е ПРА́ВО, совокупность юридич. норм, закреплявших наиболее полную форму зависимости крестьянства от феодалов. Включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле, или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудит. возврату), наследств. подчинение т. н. вотчинной (административной и судебной) власти определённого феодала, лишение крепостных крестьян права отчуждать земельные наделы и ограничение в праве приобретать недвижимость. Принято отличать крепостничество как систему социальных отношений от К. п. как юридич. формы их выражения.
Юридич. прикрепление крестьян к земле существовало в раннем Средневековье только в Юго-Зап. Европе, в пределах быв. Рим. империи. В Зап. и Центр. Европе крестьяне находились по наследству в личной или судебной и адм. зависимости от сеньоров, но, исключая дворовых людей и рабов, посаженных на земельные наделы, не были юридически прикреплены к земле или лично к господину.
В 10–15 вв. в Зап. Европе некоторые элементы К. п. (запрет ухода со своих земельных наделов, наследств. личная зависимость от сеньора и т. п.) сложились в отношении отд. категорий крестьянства: вилланы центр. Англии, ременсы Каталонии, франц. и юж.-итал. сервы, ср.-итал. и сев.-итал. колоны и массарии, юж.-герм. Leibeigenen. К. п. как совокупность юридич. норм фиксировалось в сводах феодального (обычного) права («Барселонские обычаи», франц. кутюмы и др.).
В 12–15 вв. в ходе расширения прав крестьян на куплю-продажу земли, выкупа ими осн. феод. повинностей, утверждения фиксированной денежной ренты, а также развития видов земельных держаний, отличных от феодальных, крестьяне Зап. Европы освободились от крепостной зависимости.
В Центр. и Вост. Европе распространение К. п. определило рост помещичьего хозяйства, ориентированного на произ-во товарной с.-х. продукции, в кон. 15–17 вв. В Восточной (Заэльбской) Германии К. п. сложилось после Крестьянской войны 1524–26 и получило особенно полное развитие в 1-й пол. 17 в. (наиболее тяжёлые формы приняло в Мекленбурге, Померании, Вост. Пруссии). В Венгрии К. п. было закреплено в Уложении 1514, изданном после подавления Дожи Дьёрдя восстания 1514. В Польше нормы К. п. зафиксированы в Петрковском статуте 1496. К. п. в этом регионе распространялось на осн. массу крестьян. Оно предполагало многодневную (до 6 дней в неделю) барщину, лишение крестьян большинства владельческих и личных прав, сопровождалось сокращением крестьянской запашки или обезземелением части крестьян. Отмена К. п. на территории Вост. и Центр. Европы происходила в ходе реформ кон. 18–19 вв. (в 1781–82 в Чехии, Моравии, Крайне, в 1785 в Венгрии, в 1807 в Пруссии, в 1808 в Баварии, в 1820 в Мекленбурге и Гессен-Дармштадте, в 1848 в Галиции, в 1864 в Румынии и т. д.).
На Востоке институт К. п. ввиду отсутствия развитого барщинного хозяйства и связанной с ним отработочной ренты не получил распространения. См. также Феодализм.
Крепостное право в России. С начальным этапом формирования К. п. связывают ограничение с сер. 15 в. для некоторых категорий крестьян отд. вотчин права перехода в др. вотчины в течение недели до и после Юрьева дня осеннего (26 нояб. ст. ст.). Срок выхода, указанный в грамотах сер. 15 в., подтверждён в качестве общегосударственной нормы Судебником 1497 (см. в ст. Судебники 15–16 вв.), которым также установлен размер выходной пошлины («пожилого»). Юридич. оформление К. п. стало интенсивным с кон. 16 в., с введением заповедных лет (нач. 1580-х гг., когда были запрещены в ряде регионов любые переходы крестьян), а также урочных лет (1597), т. е. 5-летнего срока, в течение которого владелец мог законно вернуть своих беглых крестьян. Некоторые исследователи к кон. 16 в. относят начальный этап формирования К. п. Поземельное закрепощение крестьян связано с усилением гос. обложения при одновременном резком сокращении тягло-надельной пашни и численности трудового населения. При этом поземельная крепость распространялась на глав крестьянских дворов. Сыск и возвращение беглых были в сфере частного права; законом первоначально не предусматривались санкции за приём и держание беглых (впервые установлены в 1607 – штраф в пользу государства и «пожилое» старому владельцу беглого). В годы восстановления хозяйства после Смутного времени был подтверждён 5-летний срок сыска. Для отд. духовных, а позднее (1637) и светских владельцев он был увеличен до 9 лет, в 1641 – до 10 лет для беглых и 15 лет для вывезенных крестьян. В 1-й пол. 17 в. началась продажа крестьян без земли (санкционирована указами 1675, 1682 и 1688). В 17 в. вырабатывалась ср. цена крестьянина, не зависевшая от цены земли. Соборное уложение 1649 ввело бессрочное и лично-потомственное прикрепление всех частновладельч. крестьян (в т. ч. бобылей) к земле (наделу) с установлением штрафных санкций за приём беглых и последующей практикой их гос. сыска. При этом крепостные крестьяне ещё оставались субъектами в отд. сферах действия права, они вступали в сделки внутри имений и за их пределами, были материально ответственны по суду за свои действия, могли выступать свидетелями, истцами, ответчиками в вотчинном, земском, а отчасти и в гос. суде. Их убийство или увечье в ряде случаев подпадало под уголовное преследование, за их «бесчестье» полагался штраф. Со 2-й пол. 17 в. вводились телесные наказания для крестьян, не подчинявшихся воле землевладельца. В кон. 17 в. за феодалами было признано право брать крестьянских детей в дворовые.
В 1783–85 в связи с предоставлением прав рос. дворянства укр. старшине казацкой было закрепощено и жившее на её землях укр. крестьянство. Распространение К. п. на окраины Рос. империи проходило и путём переселения крепостных крестьян помещиками на пожалованные им земли в юж. степных и заволжских губерниях. Для крепостных крестьян вводились запреты или ограничения в сфере предпринимательства: вступать в откупа и подряды (1731), заводить суконные фабрики (1734). Помещикам было предоставлено право покупать дворовых для отдачи в рекруты, а также продавать др. помещикам для этой цели своих крестьян (1747); ссылать неугодных дворовых людей и крестьян (в возрасте не старше 45 лет) в зачёт рекрутов в Сибирь на поселение (1760; ежегодно ссылалось 5–6 тыс. чел.; мера рассматривалась как способ освоения рос. окраин) и каторжные работы (1765), заключать крестьян в тюрьмы (1775). При продаже крестьян или их ссылке в Сибирь разрешалось разлучать родителей и детей (1760). Продажа и покупка крепостных без земли не были ограничены ничем, кроме запрещения торговать ими за 3 мес до рекрутского набора (1766) (это не касалось пожилых и малолетних) и при конфискации или продаже имений с аукциона (1771). Вскоре после запрещения всем крестьянам под страхом уголовного наказания подавать прошения на Высочайшее имя (1765) крепостным крестьянам под страхом наказания кнутом и ссылки в бессрочную каторгу было отдельно запрещено подавать челобитные с жалобами на жестокость помещиков (1767). В 1782 помещикам разрешено отпускать на волю больных и престарелых крестьян, т. е. избавляться от содержания нетрудоспособных. Решение помещика о наказании крестьян было безапелляционным и приводилось в исполнение немедленно. Закон предусматривал наказание самого помещика только за смерть крепостного от истязаний. К кон. 18 в. процесс оформления К. п. завершился: крепостные крестьяне фактически были полной собственностью помещиков, которые могли отнять у них всё имущество, их самих с семьями или отдельно от них продать, заложить, подарить, вмешиваться в дела крестьянского самоуправления.
Вместе с тем государство принимало меры против злоупотреблений помещичьей властью, допускало, при определённых условиях, возможность для крестьян возбуждать иски о своём освобождении от крепостной зависимости. В 1-й четв. 18 в. введено правило отстранять помещика от управления имением, если он разорял крестьян непосильными повинностями, и устанавливать над его имением опеку, которая поручалась ближайшим родственникам, а самого помещика направлять «для исправления под начал». Указы 1718, 1734, 1750, 1761 и 1767 обязывали помещиков кормить своих крестьян во время неурожая и голода, не допускать их обнищания. С 1722 на помещиков была возложена ответственность за исправную уплату их крестьянами подушной подати (подать собиралась с крестьян и вносилась в казну самим помещиком или его приказчиком). Запрещалось ставить крестьян «на правёж» за долги их господина. С целью пресечь махинации помещиков, записывавших за собой во время проведения ревизий лиц, не принадлежавших к крепостным крестьянам, якобы с их согласия, указами 1775, 1781 и 1783 запрещалась добровольная запись в крепостное состояние. Законодательство предусматривало условия, позволявшие крестьянам выйти из крепостного состояния. Указы 1737, 1743, 1744, 1745, 1770 и 1773 объявляли вольными вернувшихся из плена, а также инородцев, принявших православие. Закрепощению не подлежали питомцы воспитательных домов и окончившие АХ. Свободу получали отставные солдаты – выходцы из крепостных крестьян.
В связи с распространением среди рос. дворянства на рубеже 18–19 вв. идей Просвещения и гуманизма развилось убеждение в порочности системы К. п., которое тормозило развитие экономики, препятствовало росту городов. Первой попыткой со стороны государства регламентировать повинности крепостных крестьян стал указ имп. Павла I от 5(16).4.1797 о 3-дневной барщине, запрещавший помещикам принуждать крестьян работать на барина в воскресные дни и рекомендовавший остальные 6 дней недели разделить поровну, указывая, что для барина «при добром распоряжении достаточно будет на удовлетворение всяким хозяйственным потребностям половина этих дней». Несмотря на рекомендательный характер этого указа, он соблюдался на практике, и 4–6-дневная барщина была исключением. В 1-й пол. 19 в. проблема решения «крестьянского вопроса» выдвинулась на первый план. Указом о вольных хлебопашцах 1803 предусматривалось освобождение крепостных крестьян по обоюдному согласию с помещиком за выкуп с землёй (по этому указу к 1858 выкупились на волю 152 тыс. душ мужского пола, или 1,5% крепостных). В результате крестьянской реформы в Остзейском крае 1804–19 личную свободу получили крестьяне Лифляндии, Курляндии и Эстляндии (земля осталась в собственности помещиков). Александр I запретил давать объявления о продаже крепостных без земли (1801), продавать крестьян на ярмарках (1808), отменил право помещиков ссылать крестьян на каторгу (1807) и на поселение в Сибирь (1809). В 1818 Александр I дал секретные поручения 12 сановникам разработать проекты отмены К. п. (среди авторов проектов – А. А. Аракчеев, П. А. Вяземский, В. Н. Каразин, П. Д. Киселёв, Н. С. Мордвинов, Н. Г. Репнин). Все эти проекты объединял принцип постепенного освобождения крестьян без ущемления при этом экономич. интересов помещиков. Однако в связи с изменением внутриполитич. курса Александр I в 1822–23 вновь запретил крепостным крестьянам подавать властям жалобы на жестокость своих господ, возбуждать иски об освобождении, а также восстановил право помещиков по своему усмотрению ссылать крестьян в Сибирь.
Необходимость решения «крестьянского вопроса» со всей остротой встала в царствование имп. Николая I. Признавая, что «крепостное право в нынешнем его положении есть зло, для всех ощутительное», Николай I считал его отмену преждевременной. Император и высшие гос. деятели опасались, что освобождение крестьян будет сопровождаться нар. волнениями, учитывали нежелание помещиков лишиться «крещёной собственности». Для обсуждения «крестьянского вопроса» Николаем I последовательно было создано 9 секретных комитетов, издано св. 100 указов, направленных на смягчение К. п., но не затронувших его основ. С 1833 не разрешалось продавать крепостных крестьян с публичного торга «с раздроблением семейств», «удовлетворять казённые и частные долги», расплачиваясь за них крепостными с отрывом их от земли, а также переводить крестьян в дворовые, отбирая у них наделы. Ограничено право помещиков ссылать крестьян в Сибирь по своему усмотрению (1828). Издан указ об обязанных крестьянах (1842), согласно которому помещики могли отпускать на волю своих крестьян, но крестьянские наделы передавались не в собственность, а в пользование крестьянам, за что они должны были выполнять повинности в пользу помещика. Помещикам давалось право отпускать на волю дворовых по обоюдному с ними договору (1844). Крестьянам помещичьих имений, продававшихся с аукциона за долги владельца, разрешено выкупаться на волю (1847; в 1848–52 правом воспользовались 964 крестьянина мужского пола). В 1847–48 в губерниях Правобережной Украины (Волынской, Киевской и Подольской), а в 1855–1861 в белорус. губерниях (Витебской, Гродненской, Минской и Могилёвской) были введены инвентарные правила, зафиксировавшие крестьянские наделы и повинности. Имп. Александром II в 1857 начата подготовка к отмене К. п. Она осуществлена в ходе крестьянской реформы 1861.