ФЕОДАЛИ́ЗМ
-
Рубрика: Всемирная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФЕОДАЛИ́ЗМ (нем. Feodalismus, англ. feudalism, франц. féodalité), историко-социологич. понятие, применяемое к ряду обществ периода средних веков и Нового времени. Совр. наука выделяет три осн. трактовки этого термина: 1) характеристика взаимоотношений внутри господствующего класса, базирующаяся на понятиях: вассально-ленные отношения (см. Вассалитет), рыцарство, политич. раздробленность, замок как средоточие власти сеньора над территорией, юрисдикция сеньоров на вверенной им сюзереном территории, преобладание личных отношений над вещными и т. д. Предложена в нач. 18 в. франц. историком А. де Буленвилье, переосмыслена в сер. 20 в. бельг. медиевистом Ф. Л. Гансхофом; остаётся наиболее популярной в странах Зап. Европы; 2) определение Ф. как особого способа произ-ва, составляющего основу обществ.-экономич. формации. Эта концепция, разработанная К. Марксом, характеризует отношения между господствующим классом и зависимым населением (в осн. крестьянами) и связана с понятиями сеньории, или вотчины, серважем (см. Серв) и крепостным правом, земельной рентой зависимых держателей в пользу господ и внеэкономич. принуждением. Данная трактовка Ф. господствовала в сов. историографии, хотя сам Маркс не сводил Ф. к этому набору признаков. В большинстве европ. стран, исключая Великобританию и отчасти Испанию, понятие «Ф.» не применяется к этой стороне жизни ср.-век. общества. В др. странах принято говорить о сеньориальном, или вотчинном, строе; подчёркивается, что сеньориальные отношения существовали и там, где не сложились вассально-ленные отношения; 3) характеристика Ф. как целостной системы, включающей комплекс отношений внутри господствующего класса, мир сеньории, в расширит. смысле – также мир ср.-век. корпораций и массовых культурных представлений, охватывающих как рыцарство, так и зависимое население сеньории, отчасти и город. Такое понимание Ф. ввёл в историографию в 1939–40 в кн. «Феодальное общество» М. Блок. По ряду позиций это представление о Ф. близко взгляду Маркса и ряду его последователей (Р. Хилтон, Ю. Л. Бессмертный, А. Я. Гуревич).
Совр. историч. знание признаёт ограниченность понятия «Ф.»; оно принадлежит прежде всего сфере социальных, политич., воен., правовых, в меньшей мере – экономич. отношений, идеологии и культуры, миру ср.-век. Церкви, но неприменимо к семье, технологиям, коммуникациям, денежному обращению, музыке, письму и мн. другим, более частным явлениям.
Некоторые исследователи (брит. медиевистка С. Рейнольдс и др.) в принципе отрицают возможность применения понятия «Ф.» для изучения Средневековья, настаивая на том, что феоды, вассалитет, оммаж (см. Вассальная присяга) и др. явления этого ряда образовывали обществ. систему только в историографии 18–20 вв., но не в реальном мире средних веков. Др. историки полагают, что понятие «Ф.» применимо лишь к сравнительно небольшой части стран Зап. и Центр. Европы, также к государствам крестоносцев в Вост. Средиземноморье в период 9–15 вв. Распространено также мнение, согласно которому «Ф.» как обществ. строй никогда не существовал или не играл важной роли в Скандинавии, Ирландии, гор. местностях Швейцарии и что во многих странах (Уэльс, Шотландия, Страна Басков, Корсика на западе, земли на восток от Германии и Италии) имели место лишь проявления отд. элементов Ф., привнесённых туда извне.
Из стран Зап. Европы только во Франции под Ф. понимается тот комплекс обычаев и взаимоотношений между сеньором и вассалом, который считается эталонным (классическим). Остальные нац. школы уделяют осн. внимание др. аспектам Ф. (в Германии это – взаимоотношения держателей ленов с государством; в Италии – проблема Ф. и города; в Испании – Реконкиста и Ф., в Великобритании – юрисдикция и воен. служба держателей феодов). Ключевой проблемой остаётся соотношение терминов «Ф.» и «сеньория», которые в трудах мн. авторов объединены только принадлежностью к одному хронотипу. В противовес им др. исследователи полагают, что система вассально-ленных связей обеспечивала правящей элите уровень военной, правовой, политич. и идеологич. сплочённости, необходимой для эксплуатации экономически самостоят. крестьянства, нуждавшегося в свою очередь в воен. защите, религ. поддержке и т. д.
Дискуссионным является вопрос о наличии или отсутствии Ф. в Византии, России, странах Азии и Африки. Применительно к этим странам Востока, отчасти и России, нередко говорят о слиянии в средние века земельной собственности и власти, о преобладании гос. форм эксплуатации. В Византии исследователи сталкиваются с почти полным отсутствием вассально-ленных отношений и господством государства в обществ. отношениях (исключая эпоху Палеологов, когда государство испытало на себе сильное зап. влияние). Все византийцы, независимо от статуса, считались людьми императора, частные владения не образовывали княжеств, практически отсутствовали замки и зависимость одних частных лиц от других. Франц. историк Э. Патлажан считала, что в истории Византии существовала тенденция усиления личных отношений между частными лицами в ущерб отношениям частных лиц и государства, и соответственно признавала т. н. визант. Ф. В сов. историографии стремление доказать наличие Ф. в Византии привело к созданию теории «гос. Ф.» (А. П. Каждан), согласно которой все знатные подданные василевса являлись его вассалами, держащими от него пронию – землю или должность, приносящую устойчивый доход. Противники этой теории, прежде всего Г. Г. Литаврин, доказывали, что частная собственность на землю, при всей своей специфике, была в Византии реальностью, ограничивавшей власть императора и не позволявшей развиться «гос. Ф.».
С 1950-х гг. теория «гос. Ф.» была взята на вооружение сов. историками (Л. В. Черепнин), отстаивавшими представление о возникновении Ф. в России «сверху», а не в результате разложения первобытного строя; утверждались «верховная собственность» государя на всю землю в государстве, решающая роль т. н. окняжения в подчинении государству свободных общинников, становление поместного строя посредством передачи части гос. полномочий частным лицам и Церкви. Несмотря на определённую критику, эта концепция остаётся доминирующей в отеч. историографии.
Стремление увидеть Ф. в странах Востока объясняется монистическим взглядом на историю и желанием истолковать реалии Востока в категориях европ. права и культуры. За феодальные часто выдаются черты, общие для всех докапиталистич. обществ (напр.: община; натуральное хозяйство; преобладание мелкого производства; зависимость большинства крестьян от крупных собственников; сословное неравноправие). При этом не принимаются во внимание принципиальные различия, напр. отсутствие на Востоке до прихода европейцев частной собственности, гарантий личных прав человека, глубоко укоренённое представление о социальном неравенстве, имеющем иногда (в Индии) даже религ. характер (касты), всевластие государя и т. д. Турция и Япония, в обществ. устройстве которых усматриваются отд. черты феод. типа (напр., культ верности господину), не могут быть признаны подлинно феодальными ввиду явного неравенства обязательств господина и его вассала и признания за вассалом, в сущности, одного бесспорного права – права достойно умереть за господина.
Сложным является вопрос о причинах возникновения у тех или иных народов феод. строя. Народы, в хозяйств. деятельности которых земледелие не играло ключевую роль, как правило, не знали феод. отношений (рядом исследователей предлагается, однако, понятие «кочевой Ф.», при котором аналогом феод. собственности на землю становится монопольное право распоряжаться кочевьями). Значит. препятствием на пути складывания феод. отношений могли стать также особенности социального строя (напр., клановая организация кельт. народов), сильная авторитарная государственность (Китай), особенности мировосприятия, подавлявшие или затруднявшие не только становление индивида и гражд. общества, но и само социально-экономич. развитие (Тибет), соседство кочевников, регулярно уничтожавших достижения значит. части материальной и духовной культуры и самой государственности оседлых обществ. Лишь в Зап. Европе на основе Ф. к концу средних веков в результате развития товарно-денежных связей, складывания гражд. общества и связанных с ним форм государства и местного самоуправления стали спонтанно формироваться капитализм и обусловленные им совр. формы политич. и культурной жизни.