Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАМЕССЕ́УМ

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2021 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Б. Прусаков

РАМЕССЕ́УМ, заупокойный храм Рамсеса II, расположенный на западном берегу реки Нил напротив древнего г. Фивы на границе поймы и пустыни (входит в состав Фиванского некрополя). Полное древнеегипетское название: @wt nt HHw m rnpwt Wsr-MAat-Ra %tp-n-Ra Xnmt WAst m pr Imn («Дом миллионов лет Усермаатра Сетепенра, единый с Уасет во владении Амона») (Lecuyot. 2000); включает тронное имя Рамсеса II (Усермаатра Сетепенра) и одно из египетских названий Фив (Уасет). Возведён преимущественно из песчаника под руководством архитекторов (или смотрителей строительных работ) Пенра и Аменемоне. Один из крупнейших храмовых комплексов Древнего Египта. Храм Рамсеса II с трёх сторон (кроме входной) окружали многочисленные административные и бытовые постройки, обнесённые общей внешней кирпичной стеной. По версии американского египтолога Ф. Юрко, весь комплекс, с учётом хозяйственно-складских сооружений, строился около 30 лет, а площадь огороженной стенами территории составляла 178×210 м [3,738 га (Yurco F. J. Thebes, the Ramesseum // Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt / ed. by K. A. Bard. London ; New York, 1999. P. 992994)]; по другим оценкам, общая площадь достигала 5–6 га (Lecuyot. 2000). Сильно разрушен.

Древнейшее известное описание храма, представленного как гробница царя Осимандия (от египетского Усермаатра), содержится в «Исторической библиотеке» (I, 47–49) Диодора Сицилийского [в основном заимствовано у Гекатея Абдерского (около 360–290 до н. э.)]. После этого первым европейцем, оставившим воспоминания о Рамессеуме, стал итальянский аббат П. Л. Пинчиа. Он посетил храм 1 января 1721 г., но, вследствие незнания тогда ещё не расшифрованной египетской иероглифики, ошибочно идентифицировал его как Мемнониум – святилище или дворец Мемнона, мифического персонажа, упоминаемого в цикле сказаний о Троянской войне, сына Тифона и богини Эос. В 18 в. здесь побывали французский иезуит К. Сикар, англиканский епископ Р. Поукок и датский морской офицер Ф. Л. Норден, узнавшие в руинах описанную Диодором «гробницу Осимандия»; в 1743 г. Поукок опубликовал первый план храма. Инженеры Ж.-Б. П. Жоллуа и Р. Э. де Вилье дю Терраж, участники научной миссии в составе египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798–1801 гг., наряду с описанием памятника (1809) опубликовали рисунки и планы «Мемнониума» (1812) в многотомном издании «Описание Египта» [«Description de l’Égypte» (см. библиографию)]. В 1829 г. Ж. Ф. Шампольон установил по надписям на храме, для кого он предназначался, и предложил используемое в науке поныне название «Рамессеум» (франц. Rhamesséion). В 1844 г. храм обследовал и составил его подробный план К. Р. Лепсиус. Раскопки британского египтолога Дж. Квибелла в 1895–1896 гг. выявили под Рамессеумом разорённые гробницы эпохи Среднего царства (XII династии), а в заброшенных строениях на территории храма – погребения Третьего переходного периода (XXII династии). Работы по расчистке храма проводились под руководством Г. Картера в 1900–1901 гг. и французского архитектора Э. Бареза в 1903–1904, 1906 гг. Исследования немецкого египтолога У. Хёльшера в 1931–1932 гг. показали сходство планировки Рамессеума и заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу. С 1970-х гг. проводятся раскопки французско-египетской миссии Национального центра научных исследований (Париж) и Центра изучения и документации древнего Египта (Каир). В 1989 г. во Франции создана Ассоциация сохранения Рамессеума с целью содействия, включая финансовое, его дальнейшему исследованию, консервации и реставрации (см.: http://www.asramesseum.org/).

Рамессеум представлял собой в плане неправильный четырёхугольник, вытянутый примерно на 183 м с юго-востока на северо-запад. Вход в него (с юго-восточной стороны) пролегал через пилон высотой около 22 м и шириной около 70 м с рельефами и иероглифическими надписями, изображавшими и описывавшими битву египтян с хеттами при Кадеше в Сирии. За пилоном находился первый (нижний) внутренний двор храма размером около 53×43 м, справа имевший вдоль стены 11 колонн со статуями Рамсеса II в образе Осириса (осирические статуи), слева – портик с двумя рядами из 10 папирусообразных колонн каждый. Стена за портиком, с двумя дверями и «окном явлений» фараона, служила фасадом пристроенного к храму небольшого квадратного (со стороной около 30 м) царского дворца из сырцового кирпича. Аванзал с 16 колоннами вёл к 4-колонному тронному покою; по периметру к ним примыкало несколько помещений.

При входе во второй (верхний) внутренний двор храма слева находилась колоссальная (одна из крупнейших в Древнем Египте) сидящая статуя Рамсеса II высотой от 16 до 20 м (ширина плеч около 7 м) и массой свыше 1000 т. Она была выполнена из цельной гранитной (или сиенитовой) глыбы, добытой более чем в 200 км к югу от Фив в каменоломнях в районе г. Асуан. Рядом располагалась 9-метровая гранитная (или сиенитовая) сидящая статуя матери Рамсеса II царицы Мут-Туи. Обе статуи, обращённые лицами к входному пилону, по-видимому, имели свои собственные часовни. Верхний внутренний двор Рамессеума размером около 54×43 м лежал примерно на 2 м выше нижнего и был отделён от него вторым пилоном с рельефными изображениями битвы при Кадеше и праздника Мина (бога плодородия, отождествлявшегося в эпоху Нового царства с Амоном Фиванским). Двор представлял собой перистиль, чьи боковые портики состояли из двойных рядов круглых папирусообразных колонн с капителями в виде закрытого бутона. Портики, перпендикулярные продольной оси храма, имели по 8 обращённых лицом во двор гигантских 7–8-метровых осирических статуй Рамсеса II, скреплённых со стоящими за ними квадратными в сечении столбами. Осирический портик, противоположный входу в верхний двор, дополнялся вторым рядом папирусообразных колонн и стоял на террасе, куда со двора поднимались три пандуса, ведущие к трём входам в гипостиль храма. По обе стороны центрального пандуса находились два сидящих спиной к этому портику «малых» гранитных колосса Рамсеса II, сходных по высоте с колоннами [фрагмент одной из статуй, голова и верхняя часть торса, хранится в Британском музее (т. н. молодой Мемнон)].

За вторым внутренним двором на террасе размещался крытый каменными блоками главный гипостильный зал Рамессеума (около 40×30 м) с 48 папирусообразными колоннами, декорированными полихромными рельефами и иероглифическими надписями. Из них 12 крупнейших колонн высотой 10–11 м, с капителями в виде распустившегося соцветия, образовывали центральный неф, над которым были надстроены повышенные перекрытия с боковыми оконными проёмами для освещения зала. Стены зала снаружи и внутри покрывали многочисленные рельефы с изображениями Рамсеса II, поклоняющегося фиванской триаде – Амону, Мут и Хонсу, а также получающего от Амона-Ра символы власти и знак жизни анх, сражающегося вместе с сыновьями в Сирии, и другие композиции. Справа вдоль зала располагались семь часовен, со стороны которых к Рамессеуму вплотную примыкал небольшой «двойной» храм размером около 20×40 м. Он был начат Сети I и перестроен его сыном Рамсесом II, вероятно, для почитания своих отца и матери.

За большим гипостилем следовали три 8-колонных малых, каждый размером примерно 16,5×9 м. В первом малом гипостильном (т. н. астрономическом) зале на потолке были изображены планеты, созвездия и календарь, на стенах – сцены «Прекрасного праздника Долины» с жрецами, несущими священные ладьи Амона, Мут, Хонсу, Рамсеса II и др., из-за чего данное помещение также называют «залом барок». Во втором зале («зал литаний») имелись настенные рельефы с изображением возлияния и воскурения Рамсеса II богам Ра-Хорахти и Птаху, со списками жертвоприношений. Ряд исследователей (Ж. Ф. Шампольон и др.) считали данный зал библиотекой, о которой упоминал Диодор (здесь, в частности, изображена богиня письма Сешат под деревом персея). Слева вдоль этих двух залов размещался «сопредельный храм» [по выражению У. Хёльшера (Hölscher. 1941. P. 74)] неизвестного назначения, размером около 11×28 м, к которому из верхнего внутреннего двора вёл отдельный проход. За третьим малым гипостилем находилась квадратная комната около 8×8 м с 4 колоннами, где, возможно, хранилась ритуальная ладья Амона, а в боковых помещениях – ладьи Мут и Хонсу. За ней вдоль задней наружной стены храма располагалось святилище Амона. В северном углу храмовой части Рамессеума имелось ещё одно помещение протяжённостью около 20 м с 10 поставленными в два ряда квадратными столбами (возможно, святилище Ра-Хорахти).

Обступавшие храм с трёх сторон административные и бытовые постройки в основном кирпичные. Среди них – сокровищница, большие склады сырья и продовольствия в виде покрытых изнутри гипсовой штукатуркой галерей с арочными сводами высотой 3–5 м, прежде всего зернохранилища, способные обеспечивать зерном от 17 до 20 тыс. человек в год [по расчётам британского египтолога Б. Кемпа (Kemp B. J. Ancient Egypt: Anatomy of a Civilization. London ; New York, 1991. P. 195)], хлебопекарни, ткацкие мастерские и другие сооружения. Здесь также мог находиться пруд. Возможно, к Рамессеуму был проведён канал от реки Нил, хотя следов набережной или причала не найдено. По геофизическим данным храм Рамсеса II, как и ряд других царских заупокойных храмов Фиванского некрополя, стоял на берегу древнего нильского рукава, пересохшего к концу Нового царства. К тому времени Рамессеум, по-видимому, уже приходил в упадок как культовый и административно-хозяйственный центр и даже подвергался грабежам. В Третий переходный период его бывшие склады использовались для погребений фиванского жречества. В Поздний период храм использовали как источник строительного материала для других построек. В 6 в. до н. э. он был разорён персами. С 1 в. н. э. до арабского завоевания Египта в 7 в. в Рамессеуме (прежде всего в его «астрономическом зале») функционировала коптская христианская церковь.

Pococke R. A. Description of the East, and Some other Countries. Vol. 1. Observations on Egypt. – London : W. Bowyer, 1743.
Jollois J.-B. P. Description du Tombeau d’Osymandyas, désigné par quelques Voyageurs sous la dénomination de Palais de Memnon / J.-B. P. Jollois, E. Devilliers // Description de l’Égypte, ou Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Égypte pendant l’expédition de l’armée française, publié par les ordres de Sa Majesté l’Empereur Napoléon le Grand. Antiquités, descriptions. – Paris : Imprimerie Impériale, 1809. – T. 1. – P. 121–155.
Description de l’Égypte, ou Recueil des observations et des recherches qui ont été faites en Égypte pendant l’expédition de l’armée française, publié par les ordres de Sa Majesté l’Empereur Napoléon le Grand. Antiquités, planches. T. 2. – Paris : Imprimerie Impériale, 1812.
Champollion J.-F. Lettres écrites d’Egypte et de Nubie en 1828 et 1829. – Paris : Librairie Académique Didier et Cie, 1868.
The Ramesseum / J. E. Quibell ; transl. and comments by W. Spiegelberg. The tomb of Ptah-hetep / copied by R. F. E. Paget, A. A. Pirie ; comments by F. Ll. Griffith. London : Bernard Quaritch, 1898. (Egyptian Research Account ; 2).
Carter H. Report on Work Done at the Ramesseum During the Years 1900–1901 // Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. – 1901. – T. 2. – P. 193–195.
Baraize É. Déblaiement du Ramesseum // Annales du Service des Antiquités de l’Égypte. – 1907. – T. 8. – P. 193–200.
Hölscher U. Appendix: The Ramesseum // Hölscher U. The Excavation of Medinet Habu. – Chicago : The University of Chicago Press, 1941. – Vol. 3: The Mortuary Temple of Ramses III. Part. 1. – P. 71–82. – (Oriental Institute publications ; 54).
Goyon J.-C. Le Ramesseum. Vol. 1. Les colonnes de la travée centrale de l’hypostyle / J.-C. Goyon, H. El-Achirie. – Le Caire : Centre de documentation et d’études sur l’ancienne Égypte, 1973. – (Collection scientifique ; 30).
Goyon J.-C. Le Ramesseum. Vol. 6. La salle des litanies / J.-C. Goyon, H. El-Achirie. – Le Caire : Centre de documentation et d’études sur l’ancienne Égypte, 1974. – (Collection scientifique ; 32).
Goyon J.-C. Le Ramesseum. Vol. 10. Les annexes nord-ouest. [I] / J.-C. Goyon [et al.]. – Le Caire : Centre de documentation et d’études sur l’ancienne Égypte, 1976. – (Collection scientifique ; 35).
Abdel-Hamid Youssef A. Le Ramesseum. Vol. 4. Les batailles de Tounip et de Dapour / A. Abdel-Hamid Youssef, C. Leblanc, M. Maher-Taha. – Le Caire : Centre de documentation et d’études sur l’ancienne Égypte, 1977. – (Collection scientifique ; 31).
Kitchen K. A. Ramesside Inscriptions : historical and biographical. Vol. 2. – Oxford : Blackwell, 1979.
Maher-Taha M. Le Ramesseum. Vol. 11. Les fêtes du dieu Min / M. Maher-Taha, A.-M. Loyrette. – Le Caire : Organisation égyptienne des antiquités, 1979. – (Collection scientifique ; 36).
Leblanc C. Le Ramesseum. Vol. 9-1. Les piliers «osiriaques» des deux cours du temple / C. Leblanc, H. El-Achirie, S. Sayed, F. Ibrahim. – Le Caire : Centre de documentation et d’études sur l’ancienne Égypte, 1980. – (Collection scientifique ; 33).
Leblanc C. Le Ramesseum. Vol. 9-2. Les piliers «osiriaques» de la seconde cour, dessins et graffiti / C. Leblanc, S. El-Sayed Ismaïl. – Le Caire : Centre de documentation et d’études sur l’ancienne Égypte, 1988. – (Collection scientifique ; 34).
Leblanc C. Ramses II et le Ramesseum: De la splendeur au déclin d’un temple de millions d’années. – Paris : L’Harmattan, 2019.
Lecuyot G. The Ramesseum (Egypt), recent archaeological research. – Paris : Centre national de la recherche scientifique, 2000.

Вернуться к началу