РАМЕССЕ́УМ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РАМЕССЕ́УМ, заупокойный храм Рамсеса II, расположенный на западном берегу реки Нил напротив древнего г. Фивы на границе поймы и пустыни (входит в состав Фиванского некрополя). Полное древнеегипетское название: @wt nt HHw m rnpwt Wsr-MAat-Ra %tp-n-Ra Xnmt WAst m pr Imn («Дом миллионов лет Усермаатра Сетепенра, единый с Уасет во владении Амона») (Lecuyot. 2000); включает тронное имя Рамсеса II (Усермаатра Сетепенра) и одно из египетских названий Фив (Уасет). Возведён преимущественно из песчаника под руководством архитекторов (или смотрителей строительных работ) Пенра и Аменемоне. Один из крупнейших храмовых комплексов Древнего Египта. Храм Рамсеса II с трёх сторон (кроме входной) окружали многочисленные административные и бытовые постройки, обнесённые общей внешней кирпичной стеной. По версии американского египтолога Ф. Юрко, весь комплекс, с учётом хозяйственно-складских сооружений, строился около 30 лет, а площадь огороженной стенами территории составляла 178×210 м [3,738 га (Yurco F. J. Thebes, the Ramesseum // Encyclopedia of the Archaeology of Ancient Egypt / ed. by K. A. Bard. London ; New York, 1999. P. 992–994)]; по другим оценкам, общая площадь достигала 5–6 га (Lecuyot. 2000). Сильно разрушен.
Древнейшее известное описание храма, представленного как гробница царя Осимандия (от египетского Усермаатра), содержится в «Исторической библиотеке» (I, 47–49) Диодора Сицилийского [в основном заимствовано у Гекатея Абдерского (около 360–290 до н. э.)]. После этого первым европейцем, оставившим воспоминания о Рамессеуме, стал итальянский аббат П. Л. Пинчиа. Он посетил храм 1 января 1721 г., но, вследствие незнания тогда ещё не расшифрованной египетской иероглифики, ошибочно идентифицировал его как Мемнониум – святилище или дворец Мемнона, мифического персонажа, упоминаемого в цикле сказаний о Троянской войне, сына Тифона и богини Эос. В 18 в. здесь побывали французский иезуит К. Сикар, англиканский епископ Р. Поукок и датский морской офицер Ф. Л. Норден, узнавшие в руинах описанную Диодором «гробницу Осимандия»; в 1743 г. Поукок опубликовал первый план храма. Инженеры Ж.-Б. П. Жоллуа и Р. Э. де Вилье дю Терраж, участники научной миссии в составе египетской экспедиции Наполеона Бонапарта 1798–1801 гг., наряду с описанием памятника (1809) опубликовали рисунки и планы «Мемнониума» (1812) в многотомном издании «Описание Египта» [«Description de l’Égypte» (см. библиографию)]. В 1829 г. Ж. Ф. Шампольон установил по надписям на храме, для кого он предназначался, и предложил используемое в науке поныне название «Рамессеум» (франц. Rhamesséion). В 1844 г. храм обследовал и составил его подробный план К. Р. Лепсиус. Раскопки британского египтолога Дж. Квибелла в 1895–1896 гг. выявили под Рамессеумом разорённые гробницы эпохи Среднего царства (XII династии), а в заброшенных строениях на территории храма – погребения Третьего переходного периода (XXII династии). Работы по расчистке храма проводились под руководством Г. Картера в 1900–1901 гг. и французского архитектора Э. Бареза в 1903–1904, 1906 гг. Исследования немецкого египтолога У. Хёльшера в 1931–1932 гг. показали сходство планировки Рамессеума и заупокойного храма Рамсеса III в Мединет-Абу. С 1970-х гг. проводятся раскопки французско-египетской миссии Национального центра научных исследований (Париж) и Центра изучения и документации древнего Египта (Каир). В 1989 г. во Франции создана Ассоциация сохранения Рамессеума с целью содействия, включая финансовое, его дальнейшему исследованию, консервации и реставрации (см.: http://www.asramesseum.org/).
Рамессеум представлял собой в плане неправильный четырёхугольник, вытянутый примерно на 183 м с юго-востока на северо-запад. Вход в него (с юго-восточной стороны) пролегал через пилон высотой около 22 м и шириной около 70 м с рельефами и иероглифическими надписями, изображавшими и описывавшими битву египтян с хеттами при Кадеше в Сирии. За пилоном находился первый (нижний) внутренний двор храма размером около 53×43 м, справа имевший вдоль стены 11 колонн со статуями Рамсеса II в образе Осириса (осирические статуи), слева – портик с двумя рядами из 10 папирусообразных колонн каждый. Стена за портиком, с двумя дверями и «окном явлений» фараона, служила фасадом пристроенного к храму небольшого квадратного (со стороной около 30 м) царского дворца из сырцового кирпича. Аванзал с 16 колоннами вёл к 4-колонному тронному покою; по периметру к ним примыкало несколько помещений.
При входе во второй (верхний) внутренний двор храма слева находилась колоссальная (одна из крупнейших в Древнем Египте) сидящая статуя Рамсеса II высотой от 16 до 20 м (ширина плеч около 7 м) и массой свыше 1000 т. Она была выполнена из цельной гранитной (или сиенитовой) глыбы, добытой более чем в 200 км к югу от Фив в каменоломнях в районе г. Асуан. Рядом располагалась 9-метровая гранитная (или сиенитовая) сидящая статуя матери Рамсеса II царицы Мут-Туи. Обе статуи, обращённые лицами к входному пилону, по-видимому, имели свои собственные часовни. Верхний внутренний двор Рамессеума размером около 54×43 м лежал примерно на 2 м выше нижнего и был отделён от него вторым пилоном с рельефными изображениями битвы при Кадеше и праздника Мина (бога плодородия, отождествлявшегося в эпоху Нового царства с Амоном Фиванским). Двор представлял собой перистиль, чьи боковые портики состояли из двойных рядов круглых папирусообразных колонн с капителями в виде закрытого бутона. Портики, перпендикулярные продольной оси храма, имели по 8 обращённых лицом во двор гигантских 7–8-метровых осирических статуй Рамсеса II, скреплённых со стоящими за ними квадратными в сечении столбами. Осирический портик, противоположный входу в верхний двор, дополнялся вторым рядом папирусообразных колонн и стоял на террасе, куда со двора поднимались три пандуса, ведущие к трём входам в гипостиль храма. По обе стороны центрального пандуса находились два сидящих спиной к этому портику «малых» гранитных колосса Рамсеса II, сходных по высоте с колоннами [фрагмент одной из статуй, голова и верхняя часть торса, хранится в Британском музее (т. н. молодой Мемнон)].
За вторым внутренним двором на террасе размещался крытый каменными блоками главный гипостильный зал Рамессеума (около 40×30 м) с 48 папирусообразными колоннами, декорированными полихромными рельефами и иероглифическими надписями. Из них 12 крупнейших колонн высотой 10–11 м, с капителями в виде распустившегося соцветия, образовывали центральный неф, над которым были надстроены повышенные перекрытия с боковыми оконными проёмами для освещения зала. Стены зала снаружи и внутри покрывали многочисленные рельефы с изображениями Рамсеса II, поклоняющегося фиванской триаде – Амону, Мут и Хонсу, а также получающего от Амона-Ра символы власти и знак жизни анх, сражающегося вместе с сыновьями в Сирии, и другие композиции. Справа вдоль зала располагались семь часовен, со стороны которых к Рамессеуму вплотную примыкал небольшой «двойной» храм размером около 20×40 м. Он был начат Сети I и перестроен его сыном Рамсесом II, вероятно, для почитания своих отца и матери.
За большим гипостилем следовали три 8-колонных малых, каждый размером примерно 16,5×9 м. В первом малом гипостильном (т. н. астрономическом) зале на потолке были изображены планеты, созвездия и календарь, на стенах – сцены «Прекрасного праздника Долины» с жрецами, несущими священные ладьи Амона, Мут, Хонсу, Рамсеса II и др., из-за чего данное помещение также называют «залом барок». Во втором зале («зал литаний») имелись настенные рельефы с изображением возлияния и воскурения Рамсеса II богам Ра-Хорахти и Птаху, со списками жертвоприношений. Ряд исследователей (Ж. Ф. Шампольон и др.) считали данный зал библиотекой, о которой упоминал Диодор (здесь, в частности, изображена богиня письма Сешат под деревом персея). Слева вдоль этих двух залов размещался «сопредельный храм» [по выражению У. Хёльшера (Hölscher. 1941. P. 74)] неизвестного назначения, размером около 11×28 м, к которому из верхнего внутреннего двора вёл отдельный проход. За третьим малым гипостилем находилась квадратная комната около 8×8 м с 4 колоннами, где, возможно, хранилась ритуальная ладья Амона, а в боковых помещениях – ладьи Мут и Хонсу. За ней вдоль задней наружной стены храма располагалось святилище Амона. В северном углу храмовой части Рамессеума имелось ещё одно помещение протяжённостью около 20 м с 10 поставленными в два ряда квадратными столбами (возможно, святилище Ра-Хорахти).
Обступавшие храм с трёх сторон административные и бытовые постройки в основном кирпичные. Среди них – сокровищница, большие склады сырья и продовольствия в виде покрытых изнутри гипсовой штукатуркой галерей с арочными сводами высотой 3–5 м, прежде всего зернохранилища, способные обеспечивать зерном от 17 до 20 тыс. человек в год [по расчётам британского египтолога Б. Кемпа (Kemp B. J. Ancient Egypt: Anatomy of a Civilization. London ; New York, 1991. P. 195)], хлебопекарни, ткацкие мастерские и другие сооружения. Здесь также мог находиться пруд. Возможно, к Рамессеуму был проведён канал от реки Нил, хотя следов набережной или причала не найдено. По геофизическим данным храм Рамсеса II, как и ряд других царских заупокойных храмов Фиванского некрополя, стоял на берегу древнего нильского рукава, пересохшего к концу Нового царства. К тому времени Рамессеум, по-видимому, уже приходил в упадок как культовый и административно-хозяйственный центр и даже подвергался грабежам. В Третий переходный период его бывшие склады использовались для погребений фиванского жречества. В Поздний период храм использовали как источник строительного материала для других построек. В 6 в. до н. э. он был разорён персами. С 1 в. н. э. до арабского завоевания Египта в 7 в. в Рамессеуме (прежде всего в его «астрономическом зале») функционировала коптская христианская церковь.