ФИВА́НСКИЙ НЕКРО́ПОЛЬ
-
Рубрика: Археология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФИВА́НСКИЙ НЕКРО́ПОЛЬ [полное название, согласно т. н. папирусу Эббота: «Кладбище великое и благородное миллионов лет Большого дома к западу от Уасет» (др.-егип. pA xr aA Spsi n HH n rnpt n Pr-aA Hr imntt WAst) (Peet T. E. The Great Tomb-Robberies of the Twentieth Egyptian Dynasty. Vol. 1. Oxford, 1930. P. 9, 41)], крупнейший комплекс царских, включая членов семей фараонов (более 80), и частных, от высших сановников до кладбищенских рабочих (несколько тысяч), гробниц и царских заупокойных храмов Древнего Египта, преимущественно Нового царства (2 тыс. до н. э., XVIII–XX династии). Расположен на левом, западном, берегу Нила напротив древних Фив (современный Луксор). Памятники рассредоточены на площади примерно 14 км2 (5,5 mi2) на стыке пустыни и аллювиальной равнины у подножия, в вади и скальных толщах так называемой Фиванской горы – известнякового образования с пиком 420 м и протяжённостью ок. 5 км с запада на восток (от Малкаты до Эль-Тарифа).
Включает в себя: Долину царей и Долину цариц со скальными гробницами; заупокойные храмы разной степени сохранности «одного из Ментухотепов» [Перепелкин Ю. Я. Среднее царство // История древнего Востока. Ч. 2. Москва, 1988. С. 402] (XI династия), женщины-фараона Хатшепсут, Тутмоса III (все три – в Дейр-эль-Бахри), Аменхотепа I и его матери, Яхмос-Нефертари (идентификация под вопросом), Тутмоса II, Аменхотепа II, Тутмоса IV, Аменхотепа III с т. н. колоссами Мемнона, Эйе и Хоремхеба (XVIII династия), Сети I со святилищем Рамсеса I, Рамсеса II (Рамессеум), Мернептаха, Саптаха, женщины-фараона Таусерт (XIX династия), Рамсеса III (больше известен как храм Мединет-Абу), Рамсеса IV и, возможно, Рамсеса V с последующей узурпацией Рамсесом VI (XX династия); некрополи Эль-Тариф, Дра-Абу-эль-Нага, Эль-Асасиф, Эль-Хоха, Шейх-Абд-эль-Курна, Курнет-Мурай, а также Дейр-эль-Медину – поселение строивших гробницы рабочих, ремесленников, скульпторов и художников со своим отдельным кладбищем.
О 47 некогда роскошных царских гробницах в Фивах сообщал Диодор Сицилийский, отметив, что ко времени его посещения (сер. 1 в. до н. э.) большинство из них не сохранилось (Историческая библиотека, I, 46). Страбон упомянул «около 40 высеченных в скалистых пещерах царских гробниц, замечательно построенных и достойных обозрения» (География, XVII, I, 46). Руководствуясь их указаниями, французский иезуит К. Сикар ок. 1718 г. установил расположение Долины царей и коротко описал устройство и декор гробниц фараонов. Затем их изучением, включавшим копирование надписей и картирование, занимался ряд европейских путешественников и учёных (Р. Поукок, Дж. Брюс, Д. Денон, Дж. Бельцони и др.). С 19 в. на памятниках Фиванского некрополя работали выдающиеся египтологи: Ж. Ф. Шампольон, О. Мариет, Г. Масперо, Э. Лефебюр, В. Лоре (Франция), К. Р. Лепсиус, Г. Бругш (Германия), Дж. Г. Уилкинсон, Ф. Питри, Г. Картер, Э. Эртон (Великобритания), Э. Навиль (Швейцария), Э. Скьяпарелли, Ф. Баллерини (Италия), Т. Дейвис (США) и другие. С 1900-х гг. начали приниматься меры по охране и консервации гробниц Фиванского некрополя (выселение семей, обустроивших в них свои жилища, установка металлических дверей в гробницы), сопровождавшиеся тщательной каталогизацией [А. Уайгалл, А. Гардинер, Р. Энгельбах, Б. Портер, Р. Мосс (Великобритания) и др.]. В дальнейшем археологические раскопки, эпиграфические исследования и реставрационные работы в различных частях Фиванского некрополя проводили многие научные и музейные организации мира, в т. ч. Немецкий археологический институт (Д. Арнольд, Д. Польц); Национальный центр научных исследований, Париж (К. Дерош-Ноблькур, К. Леблан); Институт египтологии Венского университета и Австрийский археологический институт (М. Битак); Будапештский университет им. Лоранда Этвёша (Л. Какоши, Т. Бач и др.); Варшавский университет (К. Михаловский, Я. Карковский, Ф. Павлицкий); Университет Васэда, Токио (К. Сакурай, С. Ёсимура); Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета, Филадельфия (К. Фишер), Восточный институт Чикагского университета (У. Хёльшер и др.), Метрополитен-музей (Х. Уинлок), Калифорнийский университет в Беркли (К. Уикс); Федеральный университет штата Минас-Жейрас (Бразилия; Х. Пельини); и другие.
Древнейшие следы людей на территории Фиванского некрополя относятся к позднему палеолиту. В каменных орудиях, найденных глубже захоронений Эль-Тарифа, прослеживаются связи с культурой Кадан (Нижняя Нубия). Обнаружена керамика раннего неолита (тарифийская культура, 6–5 тыс. до н. э.); для додинастического периода (Нагада) известны прямоугольные жилища с каменными фундаментами и очагами.
Формирование Фиванского некрополя началось в 3 тыс. до н. э. с появления кладбищ Эль-Тариф и Эль-Хоха, где найдены кирпичные мастабы и скальные гробницы со стенной росписью, принадлежавшие местным номархам и сановникам периода IV–V династий. Возможно, тогда же появились отдельные захоронения в других местах (например, в Дра-Абу-эль-Наге). Первый расцвет пришёлся на XI династию; отмечен гробницами Антефа I, Антефа II и Антефа III с прилегающими погребениями знати и чиновников администрации Фив на кладбище Эль-Тариф и заупокойным храмом Ментухотепа в Дейр-эль-Бахри. Тогда же возникли могильники Эль-Асасиф, Шейх-Абд-эль-Курна и Курнет-Мурай. Перенос столицы в город Иттауи (в районе Файюма) при XII династии, очевидно, способствовал резкому сокращению количества захоронений в Фиванском некрополе. Немногие датируемые этим периодом гробницы ассоциируются, прежде всего, с Шейх-Абд-эль-Курной. В дальнейшем главным кладбищем Фив до наступления эпохи Нового царства, по-видимому, стала Дра-Абу-эль-Нага, где могли находиться царские гробницы XVII династии.
Наивысшего расцвета Фиванский некрополь достиг в Новое царство (XVIII–XX династии). Захоронения фараонов и их жён осуществлялись в Долине царей и Долине цариц. Царские заупокойные храмы строились отдельно от гробниц вдоль кромки заливной поймы Нила, на удалении от Фиванской горы, за исключением храмов в Дейр-эль-Бахри, возведённых у её подножия. В этот период по непонятной причине был разобран храм Аменхотепа III, несколько известняковых блоков из него найдено в фундаменте расположенного поблизости храма Мернептаха. По данным геофизических исследований, основные царские храмы могли находиться вдоль древнего рукава Нила, выгибавшегося дугой на запад к пустыне напротив Фив и пересохшего к концу Нового царства. Высшие государственные сановники и жрецы при XVIII династии погребались в Шейх-Абд-эль-Курне и Курнет-Мурае.
При поздних Рамессидах строительство заупокойных храмов в Фиванском некрополе прекратилось. С конца XX династии на всех его кладбищах происходили многочисленные вторичные захоронения в чужих гробницах; в письменных источниках того времени засвидетельствованы факты разграбления частных и царских погребений. Основанный при XVIII династии пос. Дейр-эль-Медина, по-видимому, временно опустевший в Амарнский период, функционировал до начала XXI династии. При XXV–XXVI династиях на кладбище Эль-Асасиф возводились монументальные гробницы высшей знати и жречества, но прекратились захоронения на некрополях Эль-Хоха и Дра-Абу-эль-Нага.
Долина царей и её усыпальницы испещрены автографами «туристов» греко-римского времени. В 1-й пол. 1 тыс. н. э. на территории Фиванского некрополя возникло ок. 10 христианских монастырей: Дейр-эль-Бахит (Дра-Абу-эль-Нага), святого Фойбаммона (Дейр-эль-Бахри), святых Епифания и Кириака (Шейх-Абд-эль-Курна), святого Марка (Курнет-Мурай), святого Исидора (Дейр-эль-Медина) и др. До 7 в. христиане-копты использовали разорённые гробницы фараонов и местные святилища для проживания и богослужений.
Фиванский некрополь включён в список Всемирного наследия.