ПЕ́РСЫ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕ́РСЫ (самоназвания – ирани, фарс, фарсизабан), народ иран. группы, осн. население Ирана. Численность ок. 30 млн. чел. (2013, оценка). Живут гл. обр. в центр. и юж. провинциях (останы Исфахан, Йезд, Фарс, Керман, Хормозган, Тегеран, Центральный, Кум, Бушир, Семнан), составляют большинство населения крупнейших городов (за исключением Тебриза). Проживают также в Турции (св. 600 тыс. выходцев из Ирана), на юго-западе Афганистана (580 тыс. чел.), в ОАЭ (до 500 тыс. чел.), Бахрейне, Ираке, Кувейте, Азербайджане, Туркмении, а также в США (до 700 тыс. выходцев из Ирана), Канаде (св. 120 тыс. чел.), городах Европы (особенно Франции и Германии). Говорят на персидском языке. В осн. мусульмане-шииты, есть небольшое число мусульман-суннитов, а также христиан, зороастрийцев (гебры) и бахаитов.
Этноним П. происходит от названия историч. обл. Парса – родины основателей Ахеменидов государства, в котором П. занимали господствующее положение, а древнеперсидский язык стал одним из наиболее распространённых (наряду с арамейским, вавилонским, эламским, др.-греч. и др.) языков. Вследствие этого Ахеменидский Иран за его пределами стали называть Персией. В эту эпоху на основе сплава месопотамских, греч. и др.-егип. традиций были заложены основы персидской, имперской по своему характеру, культуры. В 3–7 вв. сформировался среднеперсидский язык (пехлеви). При Сасанидах, происходивших, как некогда Ахемениды, из Парсы, он стал гос. языком. Завоевавшие Иран в 7 в. арабы называли П. аджам (т. е. люди, говорящие на непонятном языке). Население Ирана было постепенно исламизировано; перс. культура, особенно язык и поэзия, испытала сильное араб. влияние. С приходом к власти Сефевидов (нач. 16 в.) гос. религией Ирана стал шиизм. В ср.-век. Иране обозначились осн. черты классич. перс. культуры – поэзия, наука, архитектура (т. н. персидский стиль исламской архитектуры: стрельчатые арки, шлемовидные купола, многоцветный изразцовый декор), книжная миниатюра, ковроткачество. В 9–10 вв. на территории Хорасана и Мавераннахра сложился новоперсидский яз., постепенно вытеснивший местные диалекты в др. областях Ирана, включая и Фарс (Парса).
Традиц. культура типична для народов Передней Азии. Сельское население занято в осн. земледелием, в т. ч. поливным (с древности известны подземные каналы – кяриз, канат). Развиты также произ-во ковров, шерстяных шалей (Керман), набивных ситцев (каламкар), изразцов и фаянсовой посуды (Кашан), чеканка по серебру и меди и др. Традиц. тип жилища – глинобитный дом с айваном, иногда с купольным перекрытием. Известны укреплённые поселения (кале, калаче, калате) с тесно примыкающими к стенам домами. Традиц. гор. жилище расположено в глубине двора, выходящего на улицу глухой стеной; делится на мужскую (бирун) и женскую (эндерун) половины, обогревалось устройством типа сандала (курси). Традиц. одежда – рубаха (пирахан, джуме) и широкие штаны (шальвар, зирджаме), у мужчин также – безрукавка (джалетке), кафтан (каба, сердари, леббоде, намад и др.), плащ из верблюжьей шерсти (аба), у женщин – широкая юбка (томмун). На голове мужчины носят войлочную шапочку (кулах) или чалму (эммаме), женщины – чадру (чадур), лицо закрывают белым покрывалом (рубенд) или волосяной сеткой (пиче). Во 2-й пол. 19 в. в ходе реформ Наср эд-Дин-шаха распространились элементы европ. костюма – пальто у мужчин, кофточка (рахт, яль) и короткая плиссированная юбка (шалите) у женщин (под влиянием европ. балетного костюма). Волосы, бороду, ладони, подошвы, ногти на руках и ногах красят хной. Для традиц. кухни характерны блюда из риса (пилау, чилау) с приправами (хораш), овечий сыр, рубленое мясо с зеленью (куфте), шашлык (сих-кабаб), мясной суп (абгушт), маринованные овощи, из напитков – сладкий фруктовый отвар (шербет) со льдом, чай (с 17 в.).
Сохраняются патрилинейные роды, ортокузенные браки. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа; распространены описат. конструкции. Сиблинги делятся по полу. Из праздников важнейший – Ноуруз. Первые 10 дней месяца мухаррам посвящены памяти гибели имама Хусейна (Шахсей-Вахсей – от возгласа «шах Хусейн, вай Хусейн!»): участники процессий в знак скорби бичуют себя плетьми и цепями, в спец. помещениях (текъе, марсиехане) читают рассказы и устраивают театрализов. представления (тазийе) и т. п. Фольклор – сказки (кессе), которые рассказывают проф. сказочники (кессегу), свадебные и колыбельные песни (лалаи) и т. п. Распространён нар. кукольный театр «Пахлаван качаль» («Лысый богатырь» – по имени осн. героя) с куклами, надеваемыми на руки актёра, и театр марионеток (хейме-шаб-бази). Во время представлений хейме-шаб-бази актёры исполняют теснифы, перед состязаниями в борьбе на спец. аренах (зурхане) поются стихи из Фирдоуси; популярны также представления проф. танцовщиц (раккас).