Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХЕ́ТТСКОЕ ЦА́РСТВО

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 39-40

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ю. Шелестин

ХЕ́ТТСКОЕ ЦА́РСТВО, древ­нее го­су­дар­ст­во в Ма­лой Азии. Осн. на­се­ле­ние – хет­ты, так­же боль­шую роль иг­ра­ли лу­вий­цы, хат­ты и хур­ри­ты. По­ли­то­ге­нез на дан­ной тер­ри­то­рии в 20–18 вв. до н. э. про­хо­дил в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия ас­сир. ко­ло­ни­стов с ме­ст­ны­ми кня­же­ст­ва­ми. Пра­ви­те­ли Кус­са­ра Пит­ха­на и Анит­та (18 в.) смог­ли в хо­де войн объ­е­ди­нить б. ч. Центр. Ана­то­лии, вклю­чая Цаль­пу на бе­ре­гу Чёр­но­го м., в еди­ное го­су­дар­ст­во с цен­тром в г. Ка­ниш (Не­са); ок. 1725 его пра­ви­те­лем стал Зу­зу, царь Алах­зи­ны, за­вое­вав­ший Ка­ниш. Вско­ре Кус­сар­ско-Не­сит­ское цар­ст­во рас­па­лось, од­на­ко позд­ней­шие ца­ри Х. ц. счи­та­ли Анит­ту ос­но­ва­те­лем сво­его го­су­дар­ст­ва. В даль­ней­шей ис­то­рии Х. ц. обыч­но вы­де­ля­ют 3 пе­рио­да – древ­не-, сред­не- и но­во­хетт­ский (1-й и 2-й за­час­тую объ­еди­ня­ют).

В древ­не­хетт­ский пе­ри­од (17–16 вв.) цен­тром объ­е­ди­не­ния вновь стал г. Кус­сар, пра­ви­тель ко­то­ро­го, Ла­бар­нас I, во­зоб­но­вил за­вое­ва­ния, а его имя бы­ло пе­ре­ос­мыс­ле­но в ти­тул ца­рей Х. ц. Его пре­ем­ник Хат­ту­си­лис I (ок. 1650–20) осу­ще­ст­в­лял за­вое­ват. по­хо­ды в Си­рии и пе­ре­нёс сто­ли­цу в Хат­ту­сас. Внук Хат­ту­си­ли­са I – Мур­си­лис I (ок. 1620–1590), по­ко­рил Ям­хад и Ва­ви­лон, но не удер­жал за­воё­ван­ные тер­ри­то­рии и был убит сво­им зя­тем, во­ца­рив­шим­ся как Хан­ти­лис I (ок. 1590–60). Прав­ле­ние по­сле­дую­щих ца­рей Ци­дан­та­са I, Ам­му­на­са и Хуц­ция­са I ха­рак­те­ри­зу­ет­ся меж­до­усо­би­ца­ми и двор­цо­вы­ми пе­ре­во­ро­та­ми, хо­тя из­вест­но о по­пыт­ках Ам­му­на­са, уси­лив­ше­го во­ен. ак­тив­ность на се­ве­ре, вос­ста­но­вить бы­лую мощь Х. ц. При­шед­ший к вла­сти так­же в ре­зуль­та­те пе­ре­во­ро­та Те­ле­пи­ну (ок. 1530–1500) от­пра­вил пред­ше­ст­вен­ни­ка в ссыл­ку и уси­лил роль со­б­ра­ний пан­кус и ту­ли­яс, имев­ших за­ко­но­со­ве­щат. и су­деб­ные функ­ции. Те­ле­пи­ну при­нял за­кон о пре­сто­ло­нас­ле­дии, за­вер­шил ко­ди­фи­ка­цию хетт­ских за­ко­нов и по­ло­жил на­ча­ло тра­ди­ции до­го­во­ров с гос-вом Киц­цу­ват­на (Киц­цу­вад­на), воз­ник­шем на юго-вос­то­ке Ана­то­лии.

Сред­не­хетт­ский пе­ри­од (15 – нач. 14 вв.) ха­рак­те­ри­зу­ет­ся ста­би­ли­за­ци­ей внеш­не­по­ли­тич. по­ло­же­ния Х. ц. Ца­ри (Ал­лу­вам­нас, Та­хур­ваи­лис, Хан­ти­лис II, Ци­дан­тас II, Хуц­ци­яс II и Му­ва­тал­лис I), не­ко­то­рые из них бы­ли узур­па­то­ра­ми, под­дер­жи­ва­ли до­го­вор­ные от­но­ше­ния с Киц­цу­ват­ной и жа­ло­ва­ли вель­мо­жам зе­мель­ные вла­де­ния в центр. и сев.-вост. об­лас­тях Х. ц. вне за­ви­си­мо­сти от сво­его ди­на­стич. ста­ту­са. Сред­не­хетт­ские ца­ри раз­ви­ва­ли прак­ти­ку до­го­во­ров как во внеш­ней, так и во внутр. по­ли­ти­ке. Му­ва­тал­лис I был убит сы­ном сво­его пред­ше­ст­вен­ни­ка, Кан­ту­ци­ли­сом, од­на­ко не­яс­но, ус­пел ли он стать ца­рём или сра­зу пе­ре­дал пре­стол сво­ему сы­ну Туд­ха­лия­су (Туд­ха­лие) I(II).

На но­во­хетт­ский пе­ри­од (нач. 14 – нач. 12 вв.) при­хо­дит­ся уси­ле­ние Х. ц. Туд­ха­ли­яс I(II) ак­ти­ви­зи­ро­вал за­вое­ват. дея­тель­ность на за­пад­ном (Ар­ца­ва и Ас­су­ва) и юго-вост. (Киц­цу­ват­на и Ха­леб) на­прав­ле­ни­ях. В то же вре­мя с се­ве­ра уси­лил­ся на­тиск кас­ков, став­ший осо­бо за­мет­ным при пре­ем­ни­ках Туд­ха­лия­са I(II) – Ар­ну­ван­да­се I и Туд­ха­лия­се (Туд­ха­лие) III, ко­гда был раз­ру­шен Хат­ту­сас и сто­ли­ца пе­ре­мес­ти­лась в Са­пи­ну­ву (или в Са­му­ху). Пред­ме­том дис­кус­сии ос­та­ёт­ся су­ще­ст­во­ва­ние ещё двух ца­рей, воз­мож­но пра­вив­ших ме­жду Туд­ха­лия­сом I(II) и Ар­ну­ван­да­сом I, – Хат­ту­си­ли­са II и Туд­ха­лия­са II. В свя­зи с рос­том зна­че­ния лу­вий­ских и хур­рит­ских эле­мен­тов в куль­ту­ре но­во­хетт­ско­го пе­рио­да пред­по­ла­га­лось про­ис­хо­ж­де­ние ди­на­стии Туд­ха­лия­са I(II) из Киц­цу­ват­ны, но бо­лее ве­ро­ят­на её пре­ем­ст­вен­ность древ­не­хетт­ской ди­на­стии. Сын Туд­ха­лия­са III, Суп­пи­лу­лиу­мас I (ок. 1380–35), воз­ро­дил Хат­ту­сас и по­пы­тал­ся пе­ре­ло­мить ход борь­бы с кас­ка­ми, окон­ча­тель­но ус­та­но­вил хетт­ское гос­под­ство в Си­рии, по­ло­жив ко­нец мо­гу­ще­ст­ву Ми­тан­ни и сде­лав сво­им вас­са­лом Уга­рит. В Сев. Си­рии воз­ник­ла сис­те­ма вас­саль­ных царств, мно­гие из ко­то­рых управ­ля­лись бо­ко­вы­ми вет­вя­ми хетт­ской ди­на­стии. Х. ц. в 14 в. во­шло в круг «ве­ли­ких дер­жав» Ближ­не­го Вос­то­ка, с ко­то­ры­ми хетт­ская цар­ская ди­на­стия по­род­ни­лась в ре­зуль­та­те ди­на­стич. бра­ков. Стар­ший сын Суп­пи­лу­лиу­ма­са I – Ар­ну­ван­дас II, умер от чу­мы вско­ре по­сле сво­его во­ца­ре­ния, и ца­рём стал его млад­ший брат, Мур­си­лис II (ок. 1334–06). Мур­си­лис II поч­ти бес­пре­рыв­но вое­вал; на за­па­де Ма­лой Азии раз­гро­мил Ар­ца­ву, на вос­то­ке – не до­пус­тил за­хва­та Ас­си­ри­ей Ми­тан­ни, на се­ве­ре – ус­ми­рял кас­ков. Во внутр. по­ли­ти­ке Мур­си­лис II су­мел мир­но раз­ре­шить кон­фликт с по­след­ней же­ной Суп­пи­лу­лиу­ма­са I. При сы­не Мур­си­ли­са II – Му­ва­тал­ли­се II (ок. 1306–1282) уси­лил­ся се­па­ра­тизм пра­ви­те­лей за­па­да Ма­лой Азии, поль­зо­вав­ших­ся под­держ­кой Ах­хия­вы. Про­ти­во­стоя­ние с Егип­том при­ве­ло к бит­ве при Ка­де­ше, при­нёс­шей так­тич. по­бе­ду егип­тя­нам и стра­те­гич. – хет­там, Ас­си­рия во­зоб­но­ви­ла борь­бу за Верх­нюю Ме­со­по­та­мию, а кас­ки уси­ли­ли на­тиск с се­ве­ра. Му­ва­тал­лис II пе­ре­нёс сто­ли­цу в Тар­хун­тас­сас по по­ли­тич. или идео­ло­гич. со­об­ра­же­ни­ям, од­на­ко его сын, Ур­хи-Теш­шуб (ок. 1282–1275), вер­нул сто­лич­ные функ­ции Хат­ту­са­су. По­бе­див в хо­де внут­ри­по­ли­тич. кон­флик­та с Ур­хи-Теш­шу­бом, его дя­дя, Хат­ту­си­лис III (ок. 1275–45), за­клю­чил мир­ный до­го­вор с Егип­том и вос­ста­но­вил по­зи­ции Х. ц. на ос­таль­ных на­прав­ле­ни­ях. При сы­не Хат­ту­си­ли­са III – Туд­ха­лия­се (Туд­ха­лие) IV (ок. 1245–15), боль­шое влия­ние на по­ли­ти­ку Х. ц. ока­зы­ва­ла его мать – Пу­ду­хе­па. Туд­ха­ли­яс IV не слиш­ком ус­пеш­но вое­вал на за­па­де Ма­лой Азии и бо­рол­ся на вос­то­ке с Ас­си­ри­ей, про­тив ко­то­рой ус­та­но­вил эко­но­мич. бло­ка­ду в сою­зе со свои­ми сир. вас­са­ла­ми и за­воё­ван­ной им Ала­си­ей (Ки­пром). При Туд­ха­лия­се IV бы­ла за­вер­ше­на сис­те­ма­ти­за­ция хетт­ско­го пан­те­о­на, от­ра­жён­ная в мно­го­числ. мо­ну­мен­таль­ных свя­ти­ли­щах. В кон­це прав­ле­ния Туд­ха­лия­са IV или при его сы­не – Ар­ну­ван­да­се III (ок. 1215–10) во­зоб­но­ви­лась вой­на на­след­ни­ков Хат­ту­си­ли­са III и пра­вив­ших в Тар­хун­тас­са­се по­том­ков Му­ва­тал­ли­са II, так­же при­тя­зав­ших на пре­стол Х. ц. В ре­зуль­та­те этой вой­ны Х. ц. бы­ло ос­лаб­ле­но, а сир. вас­са­лы (в т. ч. Уга­рит) по­пы­та­лись вер­нуть­ся под власть Егип­та. По­след­ний хетт­ский царь – Суп­пи­лу­лиу­мас II (ок. 1210–1185) по­ко­рил Тар­хун­тас­сас, вос­ста­но­вил по­зи­ции Х. ц. в Си­рии и на Ки­пре. Х. ц. па­ло по­сле це­ло­го ря­да при­род­ных ка­так­лиз­мов и на­ше­ст­вия «на­ро­дов мо­ря», ко­то­рое ста­ло од­ним из клю­че­вых фак­то­ров его ги­бе­ли. Тра­ди­ции Х. ц. в же­лез­ном ве­ке про­дол­жа­ли бо­ко­вые вет­ви хетт­ской ди­на­стии в Кар­ке­ми­ше и др. цен­трах, но еди­ное го­су­дар­ст­во ими вос­соз­да­но не бы­ло.

Иск-во Х. ц. на ран­нем эта­пе про­дол­жа­ло ав­то­хтон­ные тра­ди­ции Ана­то­лии, та­кие как «изо­бра­зит.» ке­ра­ми­ка в фор­ме зве­рей и птиц. В древ­не­хетт­ский пе­ри­од вы­ра­ба­ты­ва­ют­ся и осо­бен­но­сти хетт­ско­го сти­ля – глип­ти­ка, со­че­таю­щая в ком­по­зи­ции ор­на­мен­таль­ные и ие­ро­гли­фич. (а так­же кли­но­пис­ные) эле­мен­ты на ос­но­ве круг­ло­го штем­пе­ля; мо­нумен­таль­ность из­на­чаль­но сход­ных в пла­не двор­цов и хра­мов; де­та­ли­зо­ван­ная брон­зо­вая пла­сти­ка. Был вы­ра­бо­тан об­щий ка­нон изо­бра­же­ния че­ло­ве­ка: близ­кие к ес­теств. про­пор­ции, круг­лая го­лова в про­филь, вы­сту­паю­щий впе­рёд круп­ный нос, не­боль­шой сжа­тый рот. Наи­бо­лее мо­ну­мен­таль­ные па­мят­ни­ки хетт­ско­го иск-ва от­но­сят­ся к но­во­хетт­ско­му пе­рио­ду: ис­че­за­ют рель­еф­ные ва­зы с изо­бра­же­ни­ем ри­ту­аль­ных сцен (яр­кий при­мер – ва­за из Инан­дык­те­пе) и по­яв­ля­ют­ся скаль­ные рель­е­фы в разл. угол­ках Х. ц. [вбли­зи го­ро­дов, как свя­ти­ли­ще Язы­лы­кая у Хат­ту­са­са, и в имею­щих стра­те­гич. зна­че­ние ме­ст­но­стях, как рель­е­фы до­ли­ны За­ман­ты – Фы­рак­тын (Фрак­тин), Имам­кул­лу и др.]. Мо­ну­мен­таль­ная скульп­ту­ра ис­поль­зо­ва­лась в оформ­ле­нии гор. во­рот. Иск-во Х. ц. ока­за­ло боль­шое влия­ние на раз­ви­тие иск-ва позд­не­хетт­ских го­су­дарств (си­ро-хетт­ское иск-во), Ас­си­рии и Урар­ту.

Лит.: Гер­ни О. Р. Хет­ты. М., 1987; Ги­ор­гад­зе Г. Г. Во­про­сы об­ще­ст­вен­но­го строя хет­тов. Тб., 1991; Klengel H. Geschichte des hethi­tischen Reiches. Leiden; Boston, 1998; Bryce T. Life and society in the Hittite world. Oxf.; N. Y., 2002; idem. The kingdom of the Hittites. Oxf.; N. Y., 2005; Freu J., Ma­zo­yer M. Les Hit­tites et leur histoire. P., 2007–2012. Vol. 1–2, 5; Insights into Hittite history and archaeology / Ed. H. Genz, D. Mielke. Leuven; Walpole, 2011; Ард­зин­ба В. Г. Собр. тру­дов: В 3 т. М.; Су­хум, 2015.

Вернуться к началу