Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АХХИЯ́ВА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 581

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Немировский

АХХИЯ́ВА (хетт­ское; букв. – Ахей­ская стра­на), го­су­дар­ст­во в бас­сей­не Эгей­ско­го м., упо­ми­нае­мое в хетт­ских ис­точ­ни­ках 14–13 вв. до н. э. А. рас­смат­ри­ва­лась хет­та­ми как «ве­ли­кое цар­ст­во», чей пра­ви­тель счи­тал­ся рав­ным по ста­ту­су ве­ли­ко­му ца­рю Хат­ти (не­за­ви­си­мо от то­го, вра­ж­до­ва­ли они или нет) и в мир­ное вре­мя в ди­пло­ма­тич. до­ку­мен­тах име­но­вал­ся его «бра­том». Ца­ри А. не­ред­ко стал­ки­ва­лись с хет­та­ми в борь­бе за ге­ге­мо­нию над зап. об­лас­тя­ми Ма­лой Азии. Со­во­куп­ность ис­то­рич. дан­ных по­зво­ля­ет со­от­не­сти А. с Ахей­ской Гре­ци­ей, ко­то­рая в то вре­мя бы­ла кон­гло­ме­ра­том царств, так что А. долж­на бы­ла пред­став­лять со­бой ско­рее во­ен­но-по­ли­тич. со­юз, воз­глав­ляе­мый од­ним из них, чем еди­ную дер­жа­ву. В сер. 14 в. до н. э. хет­ты под­дер­жи­ва­ли дру­же­ст­вен­ные от­но­ше­ния с А., но их про­дви­же­ние к Эгей­ско­му м. при­ве­ло к хет­то-ах­хи­яв­ско­му кон­флик­ту. Ок. 1300–1270 до н. э. он во­зоб­но­вил­ся из-за со­пер­ни­че­ст­ва за влия­ние в об­лас­ти Илио­на (Ви­лу­се) и в со­пре­дель­ных стра­нах, за­кон­чив­шись ус­та­нов­ле­ни­ем ми­ра и друж­бы при хетт­ском ца­ре Хат­ту­си­ли III. В ре­зуль­та­те за­пад­но­ма­лоа­зий­ский князь-пи­рат Пия­ма­ра­ду, ра­нее бо­ров­ший­ся с хет­та­ми на за­па­де Ма­лой Азии в сою­зе с А., бе­жал к ца­рю А., ко­то­рый впо­след­ст­вии вы­дал его хет­там. Эти со­бы­тия ос­ве­ща­ют­ся в двух важ­ней­ших тек­стах по ис­то­рии А. – т. н. «Пись­ме о Та­ва­ка­ла­ве» и «Пись­ме о Мил­ла­ва­те» (греч. – Ми­лет). Пер­вое из них от­прав­ле­но Хат­ту­си­ли III ца­рю А., в нём упо­ми­на­ет­ся брат-со­пра­ви­тель по­след­не­го Та­ва­ка­ла­ву, что со­от­вет­ст­ву­ет греч. име­ни Эте­окл и со­пос­тав­ля­ет­ся с греч. пре­да­ни­ем о том, как бра­тья Эте­окл и По­ли­ник раз­де­ля­ли друг с дру­гом цар­скую власть над Фи­ва­ми при­мер­но за пол­ве­ка до Тро­ян­ской вой­ны, т. е. око­ло сер. 13 в. Су­дя по это­му, по­ли­тич. цен­тром А. бы­ли Фи­вы. Ок. 1240 до н. э. про­изо­шёл но­вый ах­хи­яв­ско-хетт­ский кон­фликт: пре­ем­ник Хат­ту­си­ли III, Туд­ха­лия IV, столк­нул­ся с вой­ска­ми ца­ря А., под­дер­жав­ше­го вос­став­шие про­тив хет­тов за­пад­ноа­на­то­лий­ские цар­ст­ва, и вы­ну­дил их от­сту­пить. Вко­ре А. бы­ла вы­черк­ну­та Туд­ха­ли­ей из офиц. спи­ска «ве­ли­ких царств», чьи ца­ри при­зна­ва­лись рав­ны­ми хетт­ско­му ца­рю, что, ве­ро­ят­но, вы­зва­но ре­ак­ци­ей на крах до­ма преж­них «ве­ли­ких ца­рей» А. Это со­бытие, воз­мож­но, сле­ду­ет со­пос­тав­лять с из­вест­ны­ми по греч. пре­да­ни­ям вой­на­ми ря­да греч. го­ро­дов про­тив Фив (по­хо­ды «Се­ме­рых про­тив Фив» и их «эпи­го­нов»), окон­чив­ши­ми­ся раз­гро­мом это­го го­ро­да при­мер­но за по­ко­ле­ние до Тро­ян­ской вой­ны, т. е. во 2-й пол. 13 в. Ок. 1200 до н. э. хетт­ский царь, по-ви­ди­мо­му, сно­ва при­зна­ёт А. «ве­ли­ким цар­ст­вом», её ца­ря – сво­им «бра­том», а так­же пра­во А. на тер­ри­то­рии, за­хва­чен­ные в быв­ших хетт­ских вла­де­ни­ях на за­па­де Ана­то­лии. Оче­вид­но, это долж­но от­ра­жать соз­да­ние но­во­го круп­но­го по­ли­тич. объ­е­ди­не­ния ахей­ских гре­ков, из­вест­но­го, по греч. пре­да­ни­ям, как со­юз с цен­тром в Ми­ке­нах под гла­вен­ст­вом ми­кен­ско­го ца­ря Ага­мем­но­на, сло­жив­ший­ся не­за­дол­го до Тро­ян­ской вой­ны. Ещё один хетт­ский до­ку­мент, т. н. «Об­ви­не­ние Мат­ту­ват­ты», со­об­щаю­щее о на­бе­гах не­кое­го Ат­тар­сии, пра­ви­те­ля из «стра­ны Ах­хия», на Ма­лую Азию и Кипр, не­ясен по да­ти­ров­ке (15 или кон. 13 вв. до н. э.; в по­след­нем слу­чае его мож­но со­от­но­сить с греч. пре­да­ния­ми о ца­ре Ми­кен Ат­рее – от­це Ага­мем­но­на).

Лит.: Die Ahhijava-Urkunden. Münch., 1932; Гин­дин Л. А., Цым­бур­ский В. Л. Го­мер и ис­то­рия Вос­точ­но­го Сре­ди­зем­но­мо­рья. М., 1996; Ан­то­ло­гия ис­точ­ни­ков по ис­то­рии, куль­ту­ре и ре­ли­гии Древ­ней Гре­ции. СПб., 2000.

Вернуться к началу