АГАМЕ́МНОН
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АГАМЕ́МНОН (греч. Ἀγαμέμνων), в греч. мифологии сын царя Атрея, внук Пелопса, царь Аргоса и Микен, муж Клитемнестры, отец Ореста, Ифигении, Электры. А. испытал на себе проклятие, наложенное богами на род Пелопидов (или Атридов), осквернивших себя преступлениями ради достижения честолюбивых замыслов и не щадивших ближайших кровных родичей. Всё это сказалось на судьбе А. Он совершает поступки, которые древние греки считали следствием дерзости, осуждаемой богами. Так, он кичится своей ролью предводителя ахейского войска, отправившегося воевать под Трою, и вызывает гнев Артемиды, похваляясь метким убийством лани. За это богиня не даёт войску попутного ветра для отплытия из Авлиды под Трою, пока А. не принёс в жертву богине свою дочь Ифигению, что, в свою очередь, возбуждает ненависть Клитемнестры, затаившей злобу на мужа. Потом А. навлекает на войско моровую язву – кару Аполлона, захватив в плен дочь его жреца Хриса – Хрисеиду. Вынужденный её вернуть, но не желая лишиться добычи, А. отбирает пленницу Ахилла – Брисеиду. После взятия Трои А., чьи подвиги особенно ярко представлены в XI песне «Илиады», возвращается со славой, богатой добычей и пленницей Кассандрой, дочерью троянского царя Приама, на родину. Погибает А. от руки изменившей ему Клитемнестры и её возлюбленного Эгисфа (двоюродного брата А.). Убийство А. влечёт за собой неотвратимую месть – смерть Клитемнестры и Эгисфа от руки Ореста, которого в дальнейшем очищает от скверны – пролитой материнской крови – бог Аполлон и прощает суд людей и богов в Афинском ареопаге. Сюжет истории А. и его семьи лёг в основу трагедий Эсхила (трилогия «Агамемнон», «Хоэфоры», «Эвмениды»), Софокла («Электра») и Еврипида («Ифигения в Авлиде», «Электра», «Орест»).