КА́НИШ
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КА́НИШ, Канес (староассирийский диалект аккадского яз.), Кнеса, Неса (хеттское), древний анатолийский город и торговая колония («карум» – пристань), располагавшаяся в его предместье (ныне холмы Хююк-Тепе и Кюль-Тепе в 19 км к северу от совр. г. Кайсери, Турция). Город К. был основан как крепость в 3-м тыс. до н. э. дохеттским населением, возможно хаттами. «Карум» К. существовал с 1-й пол. 20 по сер. 18 вв. до н. э. как торговое поселение, основанное купцами из г. Ашшур. С течением времени в нём поселились и также вели торговлю аморейские торговцы из Сев. Сирии, хурриты, в меньшем количестве – хетты. «Карум» К. приобрёл положение междунар. торгового объединения и стал контролировать менее масштабные торговые поселения в Пурусханде и Хаттусасе. По письм. свидетельствам, существовало ещё 8 «карумов», пока не найденных археологами. Гл. торговый путь соединял «карум» К. с Ашшуром и территорией Ассирии. Кроме «карумов» существовали «подсобные» и подчинённые им «вабартумы» (торговые станы) в зоне торговли (один из них обнаружен в Алишаре). Торговля осуществлялась караванным путём. Товары доставлялись в торговые точки на вьючных животных – чёрных дамасских ослах, которые считались самыми выносливыми. Из К. вывозили в осн. золото, серебро и медь, а ввозили из Ассирии шерстяные и льняные ткани, одежду и олово. Город К. обеспечивал воен. защиту «карума», получал от него необходимые торговые поставки, пошлины, пресекал контрабанду и по вопросам торгового регулирования мог вмешиваться в дела «карума». Торговая община «карума» имела своё самоуправление (совет старейшин и «устав ассир. торговой колонии») и, кроме того, подчинялась Совету г. Ашшур, своей метрополии. В «каруме» значит. положение занимали «торговые дома», напр. купца Пушукена. Торговые операции оформлялись документально, о чём свидетельствуют найденные при раскопках руин «карума» К. клинописные глиняные таблички на староассирийском диалекте аккадского яз., помеченные личными печатями и представляющие собой разнообразные торговые контракты, договоры займа/кредита, залога и т. д., адм. документы и переписку, которые хранились в домовых архивах в глиняных или плетёных ёмкостях. Найденные местными жителями и купленные антикварами в 1980-х гг. глиняные таблички из «карума» К. получили в науке назв. «каппадокийские таблички» (по античному назв. вост. Анатолии – Каппадокия). Ашшурским торговцам принадлежат ок. 500 глиняных табличек, часть из них ещё не опубликована. В 18 в. до н. э. на город и «карум» К. не раз нападали враги, по всей вероятности хетты. Правитель г. Куссара Питхана нанёс существенные разрушения К., и пожары довершили их. «Карум» К. был покинут обитателями. В связи с борьбой за гегемонию между анатолийскими городами-государствами торговые взаимоотношения между ними нарушились. К тому же торговые сообщения с Ашшуром прервались из-за расширения на север Вавилонского царства при Хаммурапи, а затем свой сюзеренитет над Ассирией установило новое государство – Митанни. Сын Питханы Аниттас захватил город (как сообщает он в своей надписи, не нанеся ему ущерба). Город в его тексте фигурирует уже под хеттским назв. «Неса». Аниттас сделал его своей резиденцией и столицей Хеттского царства в кон. 18 – нач. 17 вв. до н. э. Значимость Несы была такова, что хетты, жившие в центр. части Анатолии, стали именовать себя неситами, а язык – несийским или неситским. Хотя при Хаттусилисе I (2-я пол. 17 в.) столица была перенесена в Хаттусас, Неса продолжала существовать в составе Хеттского царства вплоть до его гибели в 12 в. до н. э.