Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛУВИ́ЙЦЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 18. Москва, 2011, стр. 93

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Немировский

ЛУВИ́ЙЦЫ, древ­няя эт­но­лин­гви­сти­че­ская общ­ность 3–2-го тыс. до н. э., но­си­те­ли лу­вий­ского языка и лу­вий­ского ие­ро­глифи­че­ского языка. Тер­ми­ны «Лу­вия», «лу­вий­ский» при­над­ле­жат хетт­ско­му яз. (хетт­ское Luwia, Лу­вия – аре­ал рас­се­ле­ния Л., lu(w)ili – лу­вий­ский язык), у са­мих Л. им со­от­вет­ст­во­ва­ла фор­ма Lukka- (от­ку­да позд­ней­шее ан­тич­ное Ли­кия). Пред­ки Л. в те­че­ние дли­тель­но­го вре­ме­ни оби­та­ли на Бал­кан­ском п-ове, под­дер­жи­вая тес­ные свя­зи с па­лео­бал­кан­ца­ми, вклю­чая про­тог­ре­ков, а в 25–24 вв. пе­ре­се­ли­лись в хо­де со­про­во­ж­дав­ших­ся зна­чит. раз­ру­ше­ния­ми ми­гра­ций с Бал­кан в Ма­лую Азию, где за­ня­ли зап.-центр. и юж. час­ти по­лу­ост­ро­ва вплоть до пла­то Ко­нья (вклю­чи­тель­но), к кон. 3 – нач. 2-го тыс. за­се­ли­ли так­же Ки­ли­кию и её сев.-вост. ок­раи­ны до Га­ли­са и Верх­не­го Ев­фра­та. В нач. 2-го тыс. до н. э. но­вая вол­на ми­гран­тов с Бал­кан­ско­го п-ова (вклю­чав­шая часть про­то­ил­ли­рий­цев, в т. ч. ветвь пле­ме­ни дар­да­нов) за­се­ли­ла наи­бо­лее пло­до­род­ную часть лу­вий­ско­го ареа­ла (ре­ги­он осн. за­пад­но­ма­лоа­зи­ат­ских рек бас­сей­на Эгеи­ды) и ос­но­ва­ла здесь кон­фе­де­ра­цию царств Ар­ца­ва с осн. цен­тром в рай­оне совр. Эфе­са (вклю­ча­ла так­же цар­ст­во Ви­лу­са со сто­ли­цей в Или­о­не – Трое). При­шель­цы вско­ре бы­ли в осн. ас­си­ми­ли­ро­ва­ны ме­ст­ны­ми Л. Гор­ные лу­вий­ские рай­оны к се­ве­ру и югу от Ар­ца­вы, не за­тро­ну­тые их ми­гра­ци­ей, ста­ли в про­ти­во­пос­тав­ле­ние Ар­ца­ве име­но­вать­ся Лук­кой (бу­ду­щие Тро­ян­ская, она же Зе­лей­ская, Ли­кия на се­ве­ре и соб­ст­вен­но Ли­кия на юге).

В сер. 2-го тыс. до н. э. тер­ми­ном «Лу­вия» (упот­реб­лял­ся в 17–15 вв.) на­зы­вал­ся весь аре­ал Л. от Ки­ли­кии до по­бе­ре­жья Эгеи­ды. На этой ог­ром­ной тер­ри­то­рии вы­де­ля­лись гл. по­доб­ла­сти рас­се­ле­ния Л.: Ар­ца­ва в зап.-центр. Ма­лой Азии; «стрáны Лук­ка» (яд­ро ко­то­рых со­ста­ви­ло позд­нее ан­тич­ную Ли­кию) на её юго-за­па­де; Тар­хун­тас­са (ан­тич­ная Ки­ли­кия Су­ро­вая, име­но­вав­шая­ся по име­ни Тар­хун­та – лу­вий­ско­го вер­хов­но­го бо­га); пла­то Ко­нья (хетт­ское Ниж­няя Стра­на, ан­тич­ная Ли­као­ния); аре­ал вос­точ­но­лу­вий­цев (бу­ду­щий на­род «ки­ли­кий­цы» в ан­тич­ных ис­точ­ни­ках, на­се­ля­ли Ки­ли­кию – Киц­цу­ват­ну и её сев.-вост. ок­раи­ны); ве­ро­ят­но, Озёр­ный рай­он (бу­ду­щая ан­тич­ная Пи­си­дия – Исав­рия). Гл. ча­стью Лу­вии у хет­тов счи­та­лась Ар­ца­ва.

В сер. 14 в. до н. э. боль­шин­ст­во лу­вий­ских ре­гио­нов под­па­ли под вер­хов­ную власть хет­тов. Лу­вий­ские ри­туа­лы уже к 14 в. ис­поль­зо­ва­лись в Хетт­ском цар­ст­ве на гос. уров­не. В 13 в. до н. э. влия­ние лу­вий­ской куль­ту­ры в Хетт­ском цар­ст­ве стре­ми­тель­но уве­ли­чи­ва­ет­ся, и, ви­ди­мо, рас­тут груп­пы лу­вий­ско­го на­се­ле­ния в ко­рен­ном ареа­ле хет­тов (бас­сей­не Га­ли­са).

По­сле бал­ка­но-ана­то­лий­ских пе­ре­се­ле­ний нач. 12 в. до н. э., унич­то­жив­ших Хетт­ское цар­ст­во, тер­мин «лу­вий­ский» и его про­из­вод­ные не упот­реб­ля­лись, а аре­ал Л. су­ще­ст­вен­но со­кра­тил­ся [на при­эгей­ском за­па­де Ма­лой Азии те­перь го­во­ри­ли на ли­дий­ском и ка­рий­ском язы­ках, стоя­щих бли­же к хетт­ско­му, чем к лу­вий­ско­му, что на­до свя­зы­вать, ве­ро­ят­но, с ро­лью хетт­ских ко­ло­ни­стов в этом ре­гио­не; сев.-зап. и сев. час­ти Ана­то­лии бы­ли те­перь плот­но за­ня­ты на­ро­да­ми бал­кан­ско­го (т. н. фра­ко-фри­гий­ско­го) про­ис­хо­ж­де­ния] и свёл­ся к про­стран­ст­ву от Ли­кии до Ср. Га­ли­са, Верх­не­го Ев­фра­та и Сев. Си­рии; к сер. 1-го тыс. здесь вы­де­ля­лись сле­дую­щие осн. ре­гио­ны: Ли­кия; Пи­сидия – Исав­рия; Ли­као­ния; Ки­ли­кия Су­ро­вая (быв. Тар­хун­тас­са); Ки­ли­кия Рав­нин­ная с при­мы­каю­щи­ми к ней об­лас­тя­ми Си­рии; Ка­тао­ния и об­лас­ти к се­ве­ру – се­ве­ро-вос­то­ку и за­па­ду от неё (в це­лом – от зап. пред­го­рий Тав­ра до бас­сей­нов Ср. Га­ли­са и Верх­не­го Ев­фра­та). Оби­та­те­ли двух по­след­них ре­гио­нов (Ки­ли­кии Рав­нин­ной и Ка­тао­нии с при­мы­каю­щи­ми к ним об­лас­тя­ми), по язы­ку вос­точ­но­лу­вий­цы, до 6 в. до н. э. в боль­шин­стве сво­ём рас­смат­ри­ва­ли за­ня­тое ими про­стран­ст­во как «Хат­ти» (т. е. ос­та­ток Хетт­ско­го цар­ст­ва), а в 6 в. до н. э. вме­сте с на­сель­ни­ка­ми Ки­ли­кии Су­ро­вой бы­ли объ­е­ди­не­ны при ме­ст­ной ки­ли­кий­ской ди­на­стии Си­ен­не­си­ев и со­ста­ви­ли общ­ность «ки­ли­кий­цев», упо­ми­нае­мых Ге­ро­до­том. В эл­ли­ни­стич. вре­мя (4–1 вв. до н. э.) из­вест­ны сле­дую­щие язы­ки, про­ис­хо­див­шие от лу­вий­ско­го: мэ­он­ский (язык пле­ме­ни мэо­нов – лу­вий­ско­го суб­стра­та в Ли­дии), ли­кий­ский А, ли­кий­ский Б (ми­лий­ский), си­дет­ский (язык ре­лик­то­вых по­том­ков лу­вий­цев в Пам­фи­лии, в це­лом за­ня­той в кон. 2-го тыс. до н. э. ми­гран­та­ми с Бал­кан), пи­си­дий­ский, исав­рий­ский, ли­ка­он­ский, ки­ли­кий­ский.

Лит.: Ду­на­ев­ская И. М. Язык хетт­ских ие­ро­гли­фов. М., 1969; Ко­ро­лев А. А. Хет­то-лу­вий­ские язы­ки // Язы­ки Азии и Аф­ри­ки. Ин­до­ев­ро­пей­ские язы­ки. М., 1976. Кн. 1; Древ­ние язы­ки Ма­лой Азии. М., 1980; Die He­thiter und ihr Reich: das Volk der 1000 Götter. Stuttg., 2002; The Luwians / Ed. C. Melchert. Leiden, 2003; Payne A. Hieroglyphic Luwian. Wiesbaden, 2004; Bryce T. The kingdom of the Hittites. 2nd ed. Oxf., 2005.

Вернуться к началу