Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗО́СИ́М

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 566-567

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. В. Кузенков

ЗО́СИ́М (Ζσιμος), позд­не­ан­тич­ный ис­то­рик (5 в.), один из по­след­них язы­че­ских пи­са­те­лей. Имел зва­ние ко­ми­та, слу­жил в на­ло­го­вом ве­дом­ст­ве, вый­дя в от­став­ку с долж­но­сти ад­во­ка­та фис­ка (ἀπ φίσϰου συνήγορος). Со­чи­не­ние З. «Но­вая ис­то­рия» на греч. яз. в 6 кни­гах, опуб­ли­ко­ван­ное ок. 500, со­хра­ни­лось в един­ст­вен­ной ру­ко­пи­си (Vatic. gr. 156, с мар­ги­на­лия­ми ви­зант. вре­ме­ни). Рас­смат­ри­вая свой труд как про­дол­же­ние «Все­мир­ной ис­то­рии» По­ли­бия, опи­сав­шей рас­цвет Рим. гос-ва, З. да­ёт кар­ти­ну его по­сте­пен­но­го упад­ка, на­чи­ная с ус­та­нов­ле­ния мо­нар­хич. вла­сти при Ав­гу­сте вплоть до взя­тия Ри­ма Ала­ри­хом I (410). Бо­лее под­роб­но из­ла­га­ют­ся со­бы­тия с эпо­хи Кон­стан­ти­на Ве­ли­ко­го (раз­дел об имп. Ди­ок­ле­тиа­не ут­ра­чен). Гл. ис­точ­ни­ка­ми для З. слу­жи­ли со­чи­не­ния Ев­на­пия (до 404) и Олим­пио­до­ра (в за­клю­чит. час­ти).

Как пред­ста­ви­тель ухо­дя­щей язы­че­ской куль­ту­ры, оп­по­зи­ци­он­но на­стро­ен­ный по от­но­ше­нию к хри­сти­ан­ст­ву, З. рез­ко от­ри­ца­тель­но от­но­сит­ся к им­пе­ра­то­рам Кон­стан­ти­ну Ве­ли­ко­му и Фео­до­сию I – по­кро­ви­те­лям хри­сти­ан­ст­ва, про­ти­во­пос­тав­ляя им Юлиа­на От­ступ­ни­ка. Зна­чит. цен­ность пред­став­ля­ют све­де­ния «Но­вой ис­то­рии» о Паль­мир­ском цар­ст­ве Зе­но­бии, ис­то­рии «Сто­лет­них игр», а так­же со­бы­ти­ях 378–410 (о Сти­ли­хо­не, гун­нах, го­тах, Ала­ри­хе I); при­во­ди­мая ин­фор­ма­ция опи­ра­ет­ся на дос­то­вер­ные ис­точ­ни­ки, ко­то­рым З. сле­ду­ет бу­к­валь­но, не­смот­ря на их про­ти­во­ре­чи­вость (так, не­га­тив­ное от­но­ше­ние к Сти­ли­хо­ну, свой­ст­вен­ное Ев­на­пию, сме­ня­ет­ся па­не­ги­ри­че­ским в час­ти, свя­зан­ной с Олим­пио­до­ром).

Ис­то­рио­соф­ская по­зи­ция пи­са­те­ля вос­хо­дит к «тео­рии судь­бы» ( τύχη ) По­ли­бия, но без его идеи цик­лич­но­сти. Опи­сы­вая ис­то­рию упад­ка и рас­па­да мо­гу­ще­ст­вен­ной Рим. им­пе­рии, З., убе­ж­дён­ный языч­ник и кон­сер­ва­тор, ви­дит при­чи­ны это­го в заб­ве­нии древ­ней ре­ли­гии пред­ков, рас­пла­той за что ста­ли по­слан­ные бо­га­ми внеш­ние и внут­рен­ние бед­ст­вия.

Изд.: Zosimi comitis et exadvocati fisci Hi­storia nova / Ed. L. Mendelssohn. Lipsiae, 1887. Hildesheim a. o., 2003; Histoire Nouvelle par Zosime / Texte établi et trad. F. Paschoud. P., 1971–1989. T. 1–3.

Лит.: Ро­зен­таль Н. Н. Ре­ли­ги­оз­но-по­ли­ти­че­ская идео­ло­гия Зо­си­ма // Древ­ний мир. М., 1962; Ridley R. T. Zosimus the Historian // Byzantinische Zeitschrift. 1972. Bd 65. S. 277–302; Paschoud F. Cinq études sur Zosime. P., 1975; Forcina A. M. Lettori bizantini di Zo­simo. Mil., 1987; Смир­но­ва О. В. Ев­на­пий и Зо­сим в Excerpta de sententiis и Excerpta de legationibus Кон­стан­ти­на Баг­ря­но­род­но­го // Ви­зан­тий­ский вре­мен­ник. 2005. Т. 64.

Вернуться к началу