ЗО́СИ́М
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗО́СИ́М (Ζώσιμος), позднеантичный историк (5 в.), один из последних языческих писателей. Имел звание комита, служил в налоговом ведомстве, выйдя в отставку с должности адвоката фиска (ἀπὸ φίσϰου συνήγορος). Сочинение З. «Новая история» на греч. яз. в 6 книгах, опубликованное ок. 500, сохранилось в единственной рукописи (Vatic. gr. 156, с маргиналиями визант. времени). Рассматривая свой труд как продолжение «Всемирной истории» Полибия, описавшей расцвет Рим. гос-ва, З. даёт картину его постепенного упадка, начиная с установления монархич. власти при Августе вплоть до взятия Рима Аларихом I (410). Более подробно излагаются события с эпохи Константина Великого (раздел об имп. Диоклетиане утрачен). Гл. источниками для З. служили сочинения Евнапия (до 404) и Олимпиодора (в заключит. части).
Как представитель уходящей языческой культуры, оппозиционно настроенный по отношению к христианству, З. резко отрицательно относится к императорам Константину Великому и Феодосию I – покровителям христианства, противопоставляя им Юлиана Отступника. Значит. ценность представляют сведения «Новой истории» о Пальмирском царстве Зенобии, истории «Столетних игр», а также событиях 378–410 (о Стилихоне, гуннах, готах, Аларихе I); приводимая информация опирается на достоверные источники, которым З. следует буквально, несмотря на их противоречивость (так, негативное отношение к Стилихону, свойственное Евнапию, сменяется панегирическим в части, связанной с Олимпиодором).
Историософская позиция писателя восходит к «теории судьбы» (ἡ τύχη ) Полибия, но без его идеи цикличности. Описывая историю упадка и распада могущественной Рим. империи, З., убеждённый язычник и консерватор, видит причины этого в забвении древней религии предков, расплатой за что стали посланные богами внешние и внутренние бедствия.