БУХАРА
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БУХАРА́, город на юге центр. части Узбекистана, административный центр Бухарского вилаята (с 1992). Нас. 272,5 тыс. чел. (2014), 6-й по чису жителей в стране. Расположен в оазисе в низовьях р. Зеравшан. Транспортный узел. Железнодорожная станция (в юго-восточном пригороде Каган, с 1888). Международный аэропорт (новый терминал, 2011).
Происхождение назв. «Б.» связывают с санскр. «вихара» – монастырь. По археологич. данным, Б. возникла не позднее 1 в. н. э., по письм. источникам история города прослеживается с 5 в. Уже в раннем Средневековье Б. была значит. торгово-ремесленным и культурным центром на Великом шёлковом пути. В 709 Б. завоевали арабы, принёсшие с собой ислам, и она стала одним из крупнейших центров мусульм. святости и учёности. В 9–10 вв. Б. – столица государства Саманидов. В это время здесь жили и работали историк Наршахи, учёный-энциклопедист Ибн Сина (Авиценна) и др. В кон. 10 в. Б. входила в государство Караханидов; в сер. 12 в. её подчинили племена каракитаев, в нач. 13 в. – государство Хорезмшахов. При этом Б. сохраняла определённую внутр. самостоятельность; наследств. власть в городе в домонгольское время находилась в руках высших духовных сановников («садров»). В 1220 Б. была беспощадно разграблена Чингисханом и вплоть до 2-й пол. 14 в. пребывала под властью его потомков – Чингисидов. С 1370 и до кон. 15 в. Б. владели Тимур и его потомки – Тимуриды. В нач. 16 в. Б. была занята кочевыми узбеками и в 1558 (или 1560) стала столицей Бухарского ханства, которым правила династия Шейбанидов. В 1740 иран. шах Надир завоевал Б. После смерти Надира (1747) в ходе междоусобиц к власти в Б. в 1753 пришла династия эмиров Мангыт, которая продержалась на бухарском троне до 1920 (см. Бухарский эмират). Несмотря на все катаклизмы и потрясения, Б. сохраняла славу центра золотошвейного и шёлкоткацкого промыслов, чеканки по меди и др. С 16 в. всё более расширялись торговые связи Б. с Россией. В ходе присоединения Туркестана к Рос. империи территория эмирата была заметно урезана, но Б. сохранила внутр. самостоятельность, а её государи в 1868–73 стали вассалами рус. царей. С окт. 1920 Б. – столица Бухарской народной советской республики. По нац.-гос. размежеванию 1924–25 в Ср. Азии она стала центром Зеравшанского окр., с 1938 – Бухарской обл. Узб. ССР.
Ср.-азиат. мусульмане считали Б. своей «Меккой» и рассматривали её как очаг исламского правоверия. Подавляющее число бухарцев было суннитами, небольшую часть составляли шииты (в осн. выходцы из Ирана). Издревле в Б. существовала евр. община. По данным на 1913, в Б. насчитывалось 364 суннитские мечети, из них 8 – соборных, 4 шиитских молитв. дома, 2 синагоги и неск. иудейских молелен. Огромным влиянием в Б. располагало духовное сословие, к которому причислялись «кадии» (судьи), «имамы» и «хатибы» (руководители общей молитвы мусульман и проповедники в мечетях), «мударрисы» (преподаватели медресе), «саййиды» (лица, считавшиеся потомками пророка Мухаммеда), а также «ходжи» (потомки первых араб. поселенцев). Духовные круги Б. представляли собой сплочённую корпорацию, жившую по нормам шариата и следившую за строгим соблюдением этих норм в городе. Первым лицом в их среде являлся «кади-калон» (верховный судья Б. с офиц. титулом «убежище шариата»). С ними были вынуждены считаться даже светские государи Б. Так, эмир Абул-Ахад (1885–1910) из-за конфликта с духовными кругами Б. все годы правления провёл вне столицы своего государства. Верхушка бухарского «мусульманства» в своей политике умело использовала многотысячную корпорацию «мулло-бачей» – слушателей многочисл. медресе. С их участием неоднократно организовывались шумные публичные выступления против любых новаций. Мн. бухарские мечети, медресе и мазары до 1920 владели немалой «богоугодной» собственностью («вакфами»): земельными угодьями, караван-сараями, торговыми лавками и пр.
Б.– город-музей (ок. 140 архит. памятников), в осн. сохранивший традиционную структуру ср.-азиат. города с цитаделью, укреплённым гор. ядром – шахристаном и торгово-ремесленным пригородом – рабадом, обнесённым стеной. Б. развивалась от стен арка (постройки кон. 18 – нач. 19 вв.), мощные ворота которого открывались на парадную площадь – регистан. Архит. облик старой Б. определяют монументальные ансамбли: Пои-Калян (минарет Калян, 1127; мечеть Масджиди-Калян, 1-я пол. 15 в., перестройки 16 в., – 4 сводчатых айвана перекрыты 288 куполами на кирпичных столбах, на фасадах и в интерьере – мозаика из поливных кирпичей и керамич. плиток; медресе Мири-Араб с парадной усыпальницей, 1535–36); Кош-медресе (2-айванное 2-этажное небольшое медресе Мадари-хана, 1566–67; 4-айванное, усложнённой планировки медресе Абдуллы-хана с искусной системой перекрытий и сине-голубым керамич. декором, 1588–90); ансамбль гор. бассейна – Ляби-хауз (медресе Кукельташ, 1568–69; медресе Надира-Диван-беги, 1622; ханака Надира-Диван-беги, 1620-е гг.); Бала-хауз (зимняя мечеть, 1712, с колонным айваном – летней мечетью, нач. 20 в., бассейном-хаузом и минаретом, 1917, арх. Ширин Мурадов). Мечети: Магоки-Аттари (12, 16 вв., фигурная кладка кирпичом, резная и поливная терракота), Балянд (кон. 15 – нач. 16 вв., колонный айван, росписи «кундаль» – красками и золотом по рельефной основе из ганча). Медресе Улугбека (1417, арх. Исмаил бини Тахир бини Махмуд Исфахани, керамич. облицовки фасадов – 1585), соединённое с медресе Абдулазиза-хана (1652, арх. Мухаммед Салих, мастера декора Мухаммед Амин, Мим-Хакан). Усыпальница Саманидов (мавзолей Исмаила Самани, кон. 9 – нач. 10 вв.), комплекс мавзолеев Сейф ад-Дина (Сендеддин) Бохарзи (2-я пол. 14 в., портал – 15–16 вв.) и Буян-Кули-хана (ок. 1358). Чашма-Аюб («Колодец Иова», 1380 или 1384–85) – 2-купольное культовое мусульм. здание над легендарным источником. Суфийские обители-ханаки Ходжи Зайн ад-Дина (1-я пол. 16 в.), Баха ад-Дина (1544–45; в одноим. ансамбле), Файзабад (1598–99). Торговые купольные здания (т. н. так-и) – Заргаран («Купол ювелиров», 15 в.), Саррафан («Купол менял», сер. 16 в.), Тельпак-Фурушан («Купол продавцов головных уборов», 2-я пол. 16 в.); многостолпный многокупольный рынок Абдуллы-хана (16 в.). Застройка Б. в сер. – кон. 20 в. велась с учётом старой планировки. В 1964 утверждён план реконструкции Б. (архитекторы В. П. Чунихин, В. Н. Слонимский, Т. Н. Калиновская). В 1993 историч. часть Б. была включена в список Всемирного наследия.
С 16 в. крупный музыкальный центр, где развивалось придворное искусство макомата (см. в статье Маком). На основе бухарской школы макомата в 18 в. сформировалось искусство Шашмакома, достигшее расцвета в 19 – 1-й пол. 20 вв. В 1921 по инициативе А. Фитрата (министр просвещения Бухарской Народной Советской Республики) открыта Восточная музыкальная школа (впоследствии Музыкальный техникум). Бухарский областной музыкально-драматический театр имени Садриддина Айни (открыт в 1930, с 2010 в новом здании с залом на 750 мест, построенном по проекту архитекторов Р. Г. Булатовой, Р. Б. Саломова, Н. В. Кудашкиной). В 1991 основан ансамбль «Шашмаком» при Бухарской государственной филармонии (с 1996 областное отделение гастрольно-концертного объединения «Узбекнаво»; до 2002 ансамблем руководил его организатор Ари Бабаханов). Фольклорно-этнографические ансамбли: «Нозанин», «Мохи Ситора», «Бухоро юлдузлари».
Фестиваль «Шёлк и специи» охватывает все виды национального искусства и культуры, проводится в исторической части Бухары под открытым небом (с 2002, ежегодно в мае-июне).
В Б. – Педагогич. ин-т, ряд средних спец. учебных заведений, публичная б-ка. Гос. архитектурно-худож. музей-заповедник (1922; с 1945 в цитадели Арк). Кукольный театр.
Крупный центр худож. ремёсел (золотошвейного, шёлкоткацкого, коврового, ювелирного и др.); предприятия лёгкой (текстильные, швейные изделия, выделка шкур каракуля и др.) и пищевой пром-сти.
Близ Б. – Бухарский нефтеперерабатывающий завод.