МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ ТЕА́ТР И́МЕНИ К. С. СТАНИСЛА́ВСКОГО И ВЛ. И. НЕМИРО́ВИЧА-ДА́НЧЕНКО
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ ТЕА́ТР И́МЕНИ К. С. СТАНИСЛА́ВСКОГО И ВЛ. И. НЕМИРО́ВИЧА-ДА́НЧЕНКО академический. Образован в 1941 под назв. Московский гос. муз. театр имени народных артистов СССР К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко путём объединения 2 муз. театров: Оперного им. К. С. Станиславского (труппа учреждена в кон. 1918 как Оперная студия Большого театра, в 1921–26 Оперная студия К. С. Станиславского, в 1926–27 Оперная студия-театр им. К. С. Станиславского, с 1928 Гос. оперный театр им. нар. арт. Республики К. С. Станиславского) и Музыкального им. Вл. И. Немировича-Данченко (труппа учреждена в 1919 как Муз. студия МХТ, с 1926 Муз. театр им. нар. арт. Республики Вл. И. Немировича-Данченко). Первый худ. рук. – Немирович-Данченко (1941–43). В 1948 в состав труппы вошли артисты Оперно-драматич. студии им. К. С. Станиславского (основана в 1935). С 1964 академический.
Опера, оперетта
Открыт 19.10.1941 опереттой «Корневильские колокола» Р. Планкета, затем поставлены оперы «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Риголетто» Дж. Верди (в окт. – нояб. 1941 это был единственный работавший театр в Москве), в 1942 – «Мадемуазель Фифи» Ц. А. Кюи и «Суворов» С. Н. Василенко. В 1940–50-е гг. худож. руководство осуществляли: режиссёры – П. А. Марков, И. М. Туманов, Л. В. Баратов; дирижёры – А. В. Алевладов, Е. А. Акулов, С. А. Самосуд, П. М. Славянский; художники – Б. И. Волков, А. Ф. Лушин. В этот период поставлены оперы: «Кащей Бессмертный» Н. А. Римского-Корсакова (1944), «Сказки Гофмана» Ж. Оффенбаха (1946), «Семья Тараса» Д. Б. Кабалевского (1947, впервые), «Сицилийская вечерня» Дж. Верди (1954), «Война и мир» (1957, впервые) и «Обручение в монастыре» (1959) С. С. Прокофьева, «Тоска» Дж. Пуччини (1959), муз. комедия «Аршин мал алан» У. Гаджибекова (1952), оперетты «Нищий студент» К. Миллёкера (1945), «Боккаччо» Ф. фон Зуппе (1957) и др. В 1960–1970-е гг. театр продолжал активно работать над произведениями сов. композиторов, среди которых: «Катерина Измайлова» Д. Д. Шостаковича (2-я ред., впервые, 1963), «Безродный зять» Т. Н. Хренникова (впервые) и «Виринея» С. М. Слонимского (обе 1967), «Кола Брюньон» Кабалевского (2-ред., 1971), «Любовь д’Артаньяна» М. С. Вайнберга (1974, впервые). Поставлены также оперетта «Донья Жуанита» Зуппе (1966), оперы «Водоворот жизни» Э. Сухоня (1961), «Так поступают все женщины» В. А. Моцарта (1962), «Хари Янош» З. Кодая (1963), «Любовный напиток» Г. Доницетти (1964), «Иоланта» П. И. Чайковского (1966), «Манон» Ж. Массне, «Алеко» С. В. Рахманинова, «Мавра» И. Ф. Стравинского (все 1973), «Пиковая дама» П. И. Чайковского (1976), «Любовь к трём апельсинам» Прокофьева (1979). В сотрудничестве с берлинской «Комише опер» поставлены оперы «Кармен» Ж. Бизе (реж. В. Фельзенштейн, 1969) и «Похищение из сераля» Моцарта (реж. Г. Купфер, 1984).
В кон. 20 – нач. 21 вв. театр продолжает придерживаться избранной репертуарной политики: наряду с классикой показывает малоизвестные отеч. зрителю спектакли; были поставлены «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (1980), «Не только любовь» Р. К. Щедрина (1981), «Старший сын» Г. И. Гладкова (1983, впервые), «Битва при Леньяно» Дж. Верди (1984), «Орфей в Хиросиме» Я. Акутагавы (1985), «Виндзорские проказницы» О. Николаи (1987), «Борис Годунов» М. П. Мусоргского (1-я авторская ред., 1989), «Руслан и Людмила» М. И. Глинки (1993), «Отелло» А. Д. Мачавариани (1994). С кон. 1980-х гг. на сцене театра стали появляться оперы на языке оригинала: «Пират» В. Беллини (1989), «Эрнани» Верди (1994), «Дафна» Марко да Гальяно (показана на открытии Малой сцены), «Отелло» Верди (обе 1996; все на итал. яз.), «Фауст» Ш. Гуно (2001, на франц. яз., муз. рук. и дирижёр – С. Фридман, Швейцария). Среди др. постановок: «Свадьба Фигаро» В. А. Моцарта, «Богема» Дж. Пуччини (обе 1996), «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского-Корсакова (1997), «Таис» Ж. Массне (1998), «Летучая мышь» И. Штрауса (2001), «Золотой петушок» Римского-Корсакова (2003). К 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина (1999) на телеканале «Культура» показан спектакль «Евгений Онегин» в постановке К. С. Станиславского (1922).
В 2003 после пожара театр закрыт на реконструкцию, спектакли ставились на сценах др. театров Москвы, состоялось неск. концертных исполнений опер в Концертном зале им. П. И. Чайковского. В 2006 открыт. Среди оперных постановок: «Пеллеас и Мелизанда» К. Дебюсси (2007; на франц. яз., франц.-рус. проект, муз. рук. и дирижёр М. Минковски), «Гамлет» В. А. Кобекина (впервые), «Майская ночь» Н. А. Римского-Корсакова (обе 2008), «Лючия ди Ламмермур» Г. Доницетти, «Вертер» Ж. Массне (обе 2009), «Сократ» Э. Сати и «Бедный матрос» Д. Мийо, «Сила судьбы» Дж. Верди (все 2010).
В театре в разное время работали: режиссёры – М. Г. Дотлибов, П. С. Златогоров, Н. И. Кузнецов, Л. Д. Михайлов, М. Б. Мордвинов, П. И. Румянцев, А. Б. Титель (с 1991 худ. рук. и гл. режиссёр оперы), И. Г. Шароев; дирижёры – К. Д. Абдуллаев, И. Б. Байн, В. Горелик, B. М. Есипов, Г. Г. Жемчужин, Д. Г. Китаенко, В. М. Кожухарь, Е. В. Колобов, Ф. П. Коробов (с 2004 гл. дирижёр), Б. Э. Хайкин, А. С. Шавердов, М. В. Юровский, В. А. Эдельман; хормейстеры – С. М. Лыков (с 2005 гл. хормейстер), И. К. Мертенс, А. С. Степанов; худ. В. А. Арефьев (с 1993 гл. худ.); певцы – В. И. Войнаровский, Х. Л. Герзмава, О. Н. Гурякова, В. А. Каевченко, В. А. Канделаки (также реж.), Н. Ф. Кемарская, А. А. Лошак, В. А. Маторин, А. М. Мищевский, Г. А. Писаренко, Э. Т. Саркисян, Т. Ф. Янко.
Балет
В 1933 временно, а с 1939 постоянно в состав театра включён Московский художественный балет под рук. балерины Большого театра В. В. Кригер. Первый балетный спектакль – «Соперницы» П. Гертеля (по мотивам балета «Тщетная предосторожность») в постановке Н. С. Холфина. Работа над спектаклем была ознаменована одним из первых привлечений к сотрудничеству с балетным театром режиссёров драмы (Б. А. Мордвинов, П. А. Марков). Среди балетных постановок: «Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева (1935), «Цыганы» С. Н. Василенко и «Ночь перед Рождеством» Асафьева (обе 1937). С труппой сотрудничали хореографы Ф. В. Лопухов, Р. В. Захаров. В годы Вел. Отеч. войны, продолжая выступать в Москве, балет показал премьеры («Штраусиана» на музыку И. Штрауса, 1941; «Виндзорские проказницы» В. А. Оранского, 1942; «Лола» Василенко, 1943), ставшие дебютами хореографа В. П. Бурмейстера (в 1941–60 и в 1963–71 гл. балетмейстер театра). Среди постановок 1940–60-х гг.: «Франческа да Римини» Асафьева (1947), «Доктор Айболит» И. В. Морозова (1948), «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа (1948), «Эсмеральда» на музыку Ч. Пуньи, Р. М. Глиэра и С. Н. Василенко (1950), «Лебединое озеро» П. И. Чайковского (1953), «Жанна д’Арк» Н. И. Пейко (1957), «Корсар» А. Адана, Л. Делиба (1958), «Снегурочка» на музыку Чайковского (1963), «Картинки с выставки» на музыку М. П. Мусоргского (1963), «Болеро» на музыку М. Равеля и «Вариации» на музыку Ж. Бизе (обе 1964), многие из которых сохраняются в репертуаре до 2010-х гг. В 1971–84 гл. балетмейстер – А. В. Чичинадзе. Среди его постановок: «Золушка» С. С. Прокофьева (1971), «Гаянэ-сюита» А. И. Хачатуряна (1972), «Коппелия» Л. Делиба (1975), «Шакунтала» С. А. Баласаняна (1979), «Дон Кихот» Л. Ф. Минкуса (1981). В 1985–2004 гл. балетмейстер – Д. А. Брянцев («Девять танго и… Бах» на музыку А. Пьяццоллы и И. С. Баха, «Оптимистическая трагедия» М. Б. Броннера, оба 1985; «Корсар» Адана и Делиба, 1989; «Призрачный бал» на музыку Ф. Шопена, 1995; «Укрощение строптивой» Броннера, 1996; «Саломея» на музыку П. Габриэля, 1998, и др.). В афишу вошли также балеты «Ромео и Джульетта» Прокофьева в постановке В. В. Васильева (1990), «Тщетная предосторожность» Л. Герольда (2001) и «Золушка» (2006) в постановке О. М. Виноградова, «Сильфида» Ж. Шнейцхоффера в постановке П. Лакотта (2011), «Коппелия» Л. Делиба (2012, хореография Р. Пети). С сер. 1980-х гг. активно осваивался классич. репертуар, в т. ч. «Сильфида» Х. Лёвеншелля (1986), «Шопениана» на музыку Шопена и Гран-па из балета «Пахита» Минкуса (оба 1987), «Вальпургиева ночь» Ш. Гуно (1989), «Жизель» Адана (1991), «Щелкунчик» Чайковского (1995).
В 2008–11 худ. рук. балетной труппы – С. Ю. Филин, с 2011 – И. А. Зеленский. Продолжая расширять классич. репертуар («Неаполь» Н. Гаде, Х. С. Паулли, Э. Хельстеда; 2009), труппа сотрудничает как с отечественными (Ю. Н. Григорович), так и с ведущими европ. хореографами (Дж. Ноймайер, Н. Дуато, И. Килиан, Й. Эло).
В труппе в разные годы: балетмейстеры – И. Д. Бельский, К. М. Сергеев, Н. Д. Касаткина и В. Ю. Василёв, Н. И. Рыженко, В. В. Смирнов-Голованов, Т. Шиллинг (ГДР), Б. Я. Эйфман и др.; артисты балета – А. А. Клейн, М. С. Сорокина, А. М. Соболь, Л. С. Якунина, М. Е. Редина, В. Т. Бовт, Э. Е. Власова, С. А. Виноградова, М. Э. Лиепа, М. С. Дроздова, В. С. Тедеев, А. Н. Домашев, М. В. Крапивин, Г. Н. Крапивина, С. И. Смирнова, Т. А. Чернобровкина, Н. В. Ледовская, Л. В. Шипулина, В. П. Кириллов, Л. И. Рыжова, В. Е. Дик, Д. А. Забабурин, Л. К. Мусоварова, О. К. Кузьменко, Н. М. Крапивина, Г. А. Смилевски, А. А. Домашев, А. И. Глазшнейдер, К. Ш. Амирова, С. С. Чудин, В. А. Муханова, О. А. Сизых, Д. О. Хамзин, О. В. Кардаш и др.