Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ ТЕА́ТР И́МЕНИ К. С. СТАНИСЛА́ВСКОГО И ВЛ. И. НЕМИРО́ВИЧА-ДА́НЧЕНКО

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 21. Москва, 2012, стр. 411-413

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Г. Галайда

МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ ТЕА́ТР И́МЕНИ К. С. СТАНИСЛА́ВСКОГО И ВЛ. И. НЕМИРО́ВИЧА-ДА́НЧЕНКО ака­де­ми­че­ский. Об­ра­зо­ван в 1941 под назв. Мо­с­ков­ский гос. муз. те­атр име­ни на­род­ных ар­ти­стов СССР К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко пу­тём объ­е­ди­не­ния 2 муз. те­атров: Опер­но­го им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го (труп­па уч­реж­де­на в кон. 1918 как Опер­ная сту­дия Боль­шо­го те­ат­ра, в 1921–26 Опер­ная сту­дия К. С. Ста­ни­слав­ско­го, в 1926–27 Опер­ная сту­дия-те­атр им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го, с 1928 Гос. опер­ный те­атр им. нар. арт. Рес­пуб­ли­ки К. С. Ста­ни­слав­ско­го) и Му­зы­каль­но­го им. Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко (труп­па уч­ре­ж­де­на в 1919 как Муз. сту­дия МХТ, с 1926 Муз. те­атр им. нар. арт. Рес­пуб­ли­ки Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко). Пер­вый худ. рук. – Не­ми­ро­вич-Дан­чен­ко (1941–43). В 1948 в со­став труп­пы во­шли ар­ти­сты Опер­но-дра­ма­тич. сту­дии им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го (ос­но­ва­на в 1935). С 1964 ака­де­ми­чес­кий.

Опера, оперетта

От­крыт 19.10.1941 опе­рет­той «Кор­не­виль­ские ко­ло­ко­ла» Р. План­ке­та, затем по­став­ле­ны опе­ры «Ев­ге­ний Оне­гин» П. И. Чай­ков­ско­го и «Ри­го­лет­то» Дж. Вер­ди (в окт. – но­яб. 1941 это был един­ст­вен­ный ра­бо­тав­ший те­атр в Мо­ск­ве), в 1942 – «Ма­де­муа­зель Фи­фи» Ц. А. Кюи и «Су­во­ров» С. Н. Ва­си­лен­ко. В 1940–50-е гг. ху­дож. ру­ковод­ство осу­ще­ст­в­ля­ли: ре­жис­сё­ры – П. А. Мар­ков, И. М. Ту­ма­нов, Л. В. Ба­ра­тов; ди­ри­жё­ры – А. В. Алев­ла­дов, Е. А. Аку­лов, С. А. Са­мо­суд, П. М. Сла­вян­ский; ху­дож­ни­ки – Б. И. Вол­ков, А. Ф. Лу­шин. В этот пе­ри­од по­став­ле­ны опе­ры: «Ка­щей Бес­смерт­ный» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1944), «Сказ­ки Гоф­ма­на» Ж. Оф­фен­ба­ха (1946), «Се­мья Та­ра­са» Д. Б. Ка­ба­лев­ско­го (1947, впер­вые), «Си­ци­лий­ская ве­чер­ня» Дж. Вер­ди (1954), «Вой­на и мир» (1957, впер­вые) и «Об­ру­че­ние в мо­на­сты­ре» (1959) С. С. Про­кофь­е­ва, «Тос­ка» Дж. Пуч­чи­ни (1959), муз. ко­ме­дия «Ар­шин мал алан» У. Гад­жи­бе­ко­ва (1952), опе­рет­ты «Ни­щий сту­дент» К. Мил­лё­ке­ра (1945), «Бок­кач­чо» Ф. фон Зуп­пе (1957) и др. В 1960–1970-е гг. те­атр про­дол­жал ак­тив­но ра­бо­тать над про­из­ве­де­ния­ми сов. ком­по­зи­то­ров, сре­ди ко­то­рых: «Ка­те­ри­на Из­май­ло­ва» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (2-я ред., впер­вые, 1963), «Без­род­ный зять» Т. Н. Хрен­ни­ко­ва (впер­вые) и «Ви­ринея» С. М. Сло­ним­ско­го (обе 1967), «Ко­ла Брюнь­он» Ка­ба­лев­ско­го (2-ред., 1971), «Лю­бовь д’Артаньяна» М. С. Вайн­бер­га (1974, впер­вые). По­став­ле­ны так­же опе­рет­та «До­нья Жуа­ни­та» Зуп­пе (1966), опе­ры «Во­до­во­рот жиз­ни» Э. Су­хо­ня (1961), «Так по­сту­па­ют все жен­щи­ны» В. А. Мо­цар­та (1962), «Ха­ри Янош» З. Ко­дая (1963), «Лю­бов­ный на­пи­ток» Г. До­ни­цет­ти (1964), «Ио­лан­та» П. И. Чай­ков­ско­го (1966), «Ма­нон» Ж. Масс­не, «Але­ко» С. В. Рах­ма­ни­но­ва, «Мав­ра» И. Ф. Стра­вин­ско­го (все 1973), «Пи­ко­вая да­ма» П. И. Чай­ков­ско­го (1976), «Лю­бовь к трём апель­си­нам» Про­кофь­е­ва (1979). В со­труд­ни­че­ст­ве с бер­лин­ской «Ко­ми­ше опер» по­став­ле­ны опе­ры «Кар­мен» Ж. Би­зе (реж. В. Фель­зен­штейн, 1969) и «По­хи­ще­ние из се­ра­ля» Мо­цар­та (реж. Г. Куп­фер, 1984).

В кон. 20 – нач. 21 вв. те­атр про­дол­жа­ет при­дер­жи­вать­ся из­бран­ной ре­пер­ту­ар­ной по­ли­ти­ки: на­ря­ду с клас­си­кой по­ка­зы­ва­ет ма­ло­из­вест­ные отеч. зри­те­лю спек­так­ли; бы­ли по­став­ле­ны «Пор­ги и Бесс» Дж. Гер­шви­на (1980), «Не толь­ко лю­бовь» Р. К. Щед­ри­на (1981), «Стар­ший сын» Г. И. Глад­ко­ва (1983, впер­вые), «Бит­ва при Лень­я­но» Дж. Вер­ди (1984), «Ор­фей в Хи­ро­си­ме» Я. Аку­та­га­вы (1985), «Винд­зор­ские про­каз­ни­цы» О. Ни­ко­лаи (1987), «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го (1-я ав­тор­ская ред., 1989), «Рус­лан и Люд­ми­ла» М. И. Глин­ки (1993), «Отел­ло» А. Д. Ма­ча­ва­риа­ни (1994). С кон. 1980-х гг. на сце­не те­ат­ра ста­ли по­яв­лять­ся опе­ры на язы­ке ори­ги­на­ла: «Пи­рат» В. Бел­ли­ни (1989), «Эр­на­ни» Вер­ди (1994), «Даф­на» Мар­ко да Галь­я­но (по­ка­за­на на от­кры­тии Ма­лой сце­ны), «Отел­ло» Вер­ди (обе 1996; все на итал. яз.), «Фа­уст» Ш. Гу­но (2001, на франц. яз., муз. рук. и дири­жёр – С. Фрид­ман, Швей­ца­рия). Сре­ди др. по­ста­но­вок: «Свадь­ба Фи­га­ро» В. А. Мо­цар­та, «Бо­ге­ма» Дж. Пуч­чи­ни (обе 1996), «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» Н. А. Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (1997), «Та­ис» Ж. Масс­не (1998), «Ле­ту­чая мышь» И. Штрау­са (2001), «Зо­ло­той пе­ту­шок» Рим­ско­го-Кор­са­ко­ва (2003). К 200-ле­тию со дня ро­ж­де­ния А. С. Пуш­ки­на (1999) на те­ле­ка­на­ле «Куль­ту­ра» по­ка­зан спек­такль «Ев­ге­ний Оне­гин» в по­ста­нов­ке К. С. Ста­ни­слав­ско­го (1922).

В 2003 по­сле по­жа­ра те­атр за­крыт на ре­кон­ст­рук­цию, спек­так­ли ста­ви­лись на сце­нах др. те­ат­ров Мо­ск­вы, со­стоя­лось неск. кон­церт­ных ис­пол­не­ний опер в Кон­церт­ном за­ле им. П. И. Чай­ков­ско­го. В 2006 от­крыт. Сре­ди опер­ных по­ста­но­вок: «Пел­ле­ас и Ме­ли­зан­да» К. Де­бюс­си (2007; на франц. яз., франц.-рус. про­ект, муз. рук. и ди­ри­жёр М. Мин­ков­ски), «Гам­лет» В. А. Ко­бе­ки­на (впер­вые), «Май­ская ночь» Н. А. Рим­ского-Кор­са­ко­ва (обе 2008), «Лю­чия ди Лам­мер­мур» Г. До­ни­цет­ти, «Вер­тер» Ж. Масс­не (обе 2009), «Со­крат» Э. Са­ти и «Бед­ный мат­рос» Д. Мийо, «Си­ла судь­бы» Дж. Вер­ди (все 2010).

В те­ат­ре в раз­ное вре­мя ра­бо­та­ли: ре­жис­сё­ры – М. Г. Дот­ли­бов, П. С. Зла­то­го­ров, Н. И. Куз­не­цов, Л. Д. Ми­хай­лов, М. Б. Морд­ви­нов, П. И. Ру­мян­цев, А. Б. Ти­тель (с 1991 худ. рук. и гл. ре­жис­сёр опе­ры), И. Г. Ша­ро­ев; ди­ри­жё­ры – К. Д. Аб­дул­ла­ев, И. Б. Байн, В. Го­ре­лик, B. М. Еси­пов, Г. Г. Жем­чу­жин, Д. Г. Ки­та­ен­ко, В. М. Ко­жу­харь, Е. В. Ко­ло­бов, Ф. П. Ко­ро­бов (с 2004 гл. ди­ри­жёр), Б. Э. Хай­кин, А. С. Ша­вер­дов, М. В. Юров­ский, В. А. Эдель­ман; хор­мей­сте­ры – С. М. Лы­ков (с 2005 гл. хор­мей­стер), И. К. Мер­тенс, А. С. Сте­па­нов; худ. В. А. Арефь­ев (с 1993 гл. худ.); пев­цы – В. И. Вой­на­ров­ский, Х. Л. Гер­зма­ва, О. Н. Гу­ря­ко­ва, В. А. Ка­ев­чен­ко, В. А. Кан­де­ла­ки (так­же реж.), Н. Ф. Ке­мар­ская, А. А. Ло­шак, В. А. Ма­то­рин, А. М. Ми­щев­ский, Г. А. Пи­са­рен­ко, Э. Т. Сар­ки­сян, Т. Ф. Ян­ко.

Балет

Музыкальныйтеатр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Сцена из балета «Корсар» А. Адана и Л. Делиба. Хореограф Д. А. Брянцев.
Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Сцена из балета «Шесть танцев» на музыку В. А. Моцарта. Хореограф И. Килиан. Фото М. М. Логвинова

В 1933 вре­мен­но, а с 1939 по­сто­ян­но в со­став те­ат­ра вклю­чён Мо­с­ков­ский ху­до­же­ст­вен­ный ба­лет под рук. ба­ле­ри­ны Боль­шо­го те­ат­ра В. В. Кри­гер. Пер­вый ба­лет­ный спек­такль – «Со­пер­ни­цы» П. Гер­те­ля (по мо­ти­вам ба­ле­та «Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность») в по­ста­нов­ке Н. С. Хол­фи­на. Ра­бо­та над спек­так­лем бы­ла оз­на­ме­но­ва­на од­ним из пер­вых при­вле­че­ний к со­труд­ни­че­ст­ву с ба­лет­ным те­ат­ром ре­жис­сё­ров дра­мы (Б. А. Морд­ви­нов, П. А. Мар­ков). Сре­ди ба­лет­ных по­ста­но­вок: «Бах­чи­са­рай­ский фон­тан» Б. В. Асафь­е­ва (1935), «Цы­га­ны» С. Н. Ва­си­лен­ко и «Ночь пе­ред Ро­ж­де­ст­вом» Асафь­е­ва (обе 1937). С труп­пой со­труд­ни­ча­ли хо­рео­гра­фы Ф. В. Ло­пу­хов, Р. В. За­ха­ров. В го­ды Вел. Отеч. вой­ны, про­дол­жая вы­сту­пать в Мо­ск­ве, ба­лет по­ка­зал пре­мье­ры («Штрау­сиа­на» на му­зы­ку И. Штрау­са, 1941; «Винд­зор­ские про­каз­ни­цы» В. А. Оран­ско­го, 1942; «Ло­ла» Ва­си­лен­ко, 1943), став­шие де­бю­та­ми хо­рео­гра­фа В. П. Бур­мей­сте­ра (в 1941–60 и в 1963–71 гл. ба­лет­мей­стер те­ат­ра). Сре­ди по­ста­но­вок 1940–60-х гг.: «Фран­че­ска да Ри­ми­ни» Асафь­е­ва (1947), «Док­тор Ай­бо­лит» И. В. Мо­ро­зо­ва (1948), «Бе­рег сча­стья» А. Э. Спа­да­век­киа (1948), «Эс­ме­раль­да» на му­зы­ку Ч. Пу­ньи, Р. М. Гли­эра и С. Н. Ва­си­лен­ко (1950), «Ле­бе­ди­ное озе­ро» П. И. Чай­ков­ско­го (1953), «Жан­на д’Арк» Н. И. Пей­ко (1957), «Кор­сар» А. Ада­на, Л. Де­ли­ба (1958), «Сне­гу­роч­ка» на му­зы­ку Чай­ков­ско­го (1963), «Кар­тин­ки с вы­став­ки» на му­зы­ку М. П. Му­сорг­ско­го (1963), «Бо­ле­ро» на му­зы­ку М. Ра­ве­ля и «Ва­риа­ции» на му­зы­ку Ж. Би­зе (обе 1964), мно­гие из ко­то­рых со­хра­ня­ют­ся в ре­пер­туа­ре до 2010-х гг. В 1971–84 гл. ба­лет­мей­стер – А. В. Чи­чи­над­зе. Сре­ди его по­ста­но­вок: «Зо­луш­ка» С. С. Про­кофь­е­ва (1971), «Гая­нэ-сюи­та» А. И. Ха­ча­ту­ря­на (1972), «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба (1975), «Ша­кун­та­ла» С. А. Ба­ла­са­ня­на (1979), «Дон Ки­хот» Л. Ф. Мин­ку­са (1981). В 1985–2004 гл. ба­лет­мей­стер – Д. А. Брян­цев («Де­вять тан­го и… Бах» на му­зы­ку А. Пьяц­цол­лы и И. С. Ба­ха, «Оп­ти­ми­сти­че­ская тра­ге­дия» М. Б. Брон­не­ра, оба 1985; «Кор­сар» Ада­на и Де­ли­ба, 1989; «При­зрач­ный бал» на му­зы­ку Ф. Шо­пе­на, 1995; «Ук­ро­ще­ние строп­ти­вой» Брон­не­ра, 1996; «Са­ло­мея» на му­зы­ку П. Габ­ри­эля, 1998, и др.). В афи­шу во­шли так­же ба­ле­ты «Ро­мео и Джуль­ет­та» Про­кофь­е­ва в по­ста­нов­ке В. В. Ва­силь­е­ва (1990), «Тщет­ная пре­дос­то­рож­ность» Л. Ге­роль­да (2001) и «Зо­луш­ка» (2006) в по­станов­ке О. М. Ви­но­гра­до­ва, «Силь­фида» Ж. Шнейцхоф­фе­ра в постановке П. Лакотта (2011), «Коп­пе­лия» Л. Де­ли­ба (2012, хо­ре­ог­ра­фия Р. Пе­ти). С сер. 1980-х гг. ак­тив­но ос­ваи­вал­ся клас­сич. ре­пер­ту­ар, в т. ч. «Силь­фи­да» Х. Лё­вен­шел­ля (1986), «Шо­пе­ниа­на» на му­зы­ку Шо­пе­на и Гран-па из ба­ле­та «Па­хи­та» Мин­ку­са (оба 1987), «Валь­пур­гие­ва ночь» Ш. Гу­но (1989), «Жи­зель» Ада­на (1991), «Щел­кун­чик» Чай­ков­ско­го (1995).

В 2008–11 худ. рук. ба­лет­ной труп­пы – С. Ю. Фи­лин, с 2011 – И. А. Зе­лен­ский. Про­дол­жая рас­ши­рять клас­сич. ре­пер­ту­ар («Не­аполь» Н. Га­де, Х. С. Па­ул­ли, Э. Хель­сте­да; 2009), труп­па со­труд­ни­ча­ет как с оте­че­ст­вен­ны­ми (Ю. Н. Гри­го­ро­вич), так и с ве­ду­щи­ми ев­роп. хо­рео­гра­фа­ми (Дж. Ной­май­ер, Н. Дуа­то, И. Ки­ли­ан, Й. Эло).

В труп­пе в раз­ные го­ды: ба­лет­мей­сте­ры – И. Д. Бель­ский, К. М. Сер­ге­ев, Н. Д. Ка­сат­ки­на и В. Ю. Ва­си­лёв, Н. И. Ры­жен­ко, В. В. Смир­нов-Го­ло­ва­нов, Т. Шил­линг (ГДР), Б. Я. Эйф­ман и др.; ар­ти­сты ба­ле­та – А. А. Клейн, М. С. Со­ро­ки­на, А. М. Со­боль, Л. С. Яку­ни­на, М. Е. Ре­ди­на, В. Т. Бовт, Э. Е. Вла­со­ва, С. А. Ви­но­гра­до­ва, М. Э. Лие­па, М. С. Дроз­до­ва, В. С. Те­де­ев, А. Н. До­ма­шев, М. В. Кра­пи­вин, Г. Н. Кра­пи­ви­на, С. И. Смир­но­ва, Т. А. Чер­но­бров­ки­на, Н. В. Ле­дов­ская, Л. В. Ши­пу­ли­на, В. П. Ки­рил­лов, Л. И. Ры­жо­ва, В. Е. Дик, Д. А. За­ба­бу­рин, Л. К. Му­со­ва­ро­ва, О. К. Кузь­мен­ко, Н. М. Кра­пи­ви­на, Г. А. Сми­лев­ски, А. А. До­ма­шев, А. И. Глазш­ней­дер, К. Ш. Ами­ро­ва, С. С. Чу­дин, В. А. Му­ха­но­ва, О. А. Си­зых, Д. О. Хам­зин, О. В. Кар­даш и др.

Лит.: Чуд­нов­ский М. А. В. Кри­гер. М., 1964; Гра­нов­ская Г. А. В. Бовт. М., 1972; Ба­лет Му­зы­каль­но­го те­ат­ра им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко. М., 1975; Ше­ре­меть­ев­ская Н. Е. Мо­ло­дые ба­лет­ные те­ат­ры // Со­вет­ский ба­лет­ный те­атр. М., 1976; Хол­фи­на С. С. Вспо­ми­ная мас­те­ров мо­с­ков­ско­го ба­ле­та... М., 1990; В. Бур­мей­стер. М., 2001.

Вернуться к началу