Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«КО́МИШЕ О́ПЕР»

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 643

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. А. Полётова

«КО́МИШЕ О́ПЕР» («Komische Oper»), му­зы­каль­ный те­атр в Бер­ли­не. Его ис­то­рия вос­хо­дит к ос­но­ван­но­му в 1904 ча­ст­но­му те­ат­ру, ру­ко­во­ди­те­лем ко­то­ро­го до 1911 был Х. Гре­гор – один из пер­вых опер­ных ре­жис­сё­ров реа­ли­стич. на­прав­ле­ния (луч­ший спек­такль – «До­ли­на» Э. дʼАльбера, 1907). С 1912 ос­но­ву ре­пер­туа­ра со­став­ля­ли пре­им. опе­рет­ты и ре­вю. В 1944 зда­ние пол­но­стью раз­ру­ше­но при бом­бар­ди­ров­ках.

«Комише опер». Зрительный зал.

Совр. те­атр «К. о.» от­крыт по ини­циа­ти­ве сов. во­ен. ад­ми­ни­ст­ра­ции в 1947 опе­рет­той «Ле­ту­чая мышь» И. Штрау­са в вос­ста­нов­лен­ном зда­нии «Мет­ро­поль-теа­тер» (по­строе­но в 1892, ар­хи­тек­то­ры Г. Гель­мер и Ф. Фель­нер; до 1898 здесь на­хо­дил­ся «Теа­тер Ун­тер ден Лин­ден»; зда­ние рес­тав­ри­ро­ва­лось в 1965–66 и 1989). Под рук. ре­жис­сё­ров В. Фель­зен­штей­на (1947–75), И. Хер­ца (1976–1980), Г. Куп­фе­ра (1981–2002), А. Хо­мо­ки (с 2002) «К. о.» по­лу­чи­ла все­мирное при­зна­ние как центр опер­ной ре­жис­су­ры, ос­но­ван­ной на прин­ци­пах К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Б. Брех­та. Как аль­тер­на­ти­ва тра­диц. опер­но­му те­ат­ру «К. о.» об­ра­ще­на к ши­ро­кой де­мо­кра­тич. ау­ди­то­рии (все спек­так­ли на нем. язы­ке). В об­шир­ном ре­пер­туа­ре – опер­ная клас­си­ка в совр. про­чте­нии, опе­рет­ты, мю­зик­лы. Сре­ди пре­мьер совр. опер: «По­след­ний вы­стрел» (по Б. А. Лав­ре­нё­ву, 1967) и «Юдифь» (1985) З. Мат­ту­са, «Лир» А. Рай­ма­на (1983), «Ан­тиго­на, или Го­род» Г. Кат­це­ра (1991). Зна­чит. ме­сто в ре­пер­туа­ре за­ни­ма­ют опе­ры рус. ком­по­зи­то­ров: «Лю­бовь к трём апель­си­нам» С. С. Про­кофь­е­ва (1958), «Бо­рис Го­ду­нов» М. П. Му­сорг­ско­го (ав­тор­ская ре­дак­ция, 1983), «Ка­мен­ный гость» А. С. Дар­го­мыж­ско­го (1988), «Сказ­ка о ца­ре Сал­та­не» (1993) и «Зо­ло­той пе­ту­шок» (2006) Н. А. Рим­ско­го- Кор­са­ко­ва, «Ле­ди Мак­бет Мцен­ско­го уез­да» Д. Д. Шос­та­ко­ви­ча (2004), «Ев­ге­ний Оне­гин» П. И. Чай­ков­ско­го (2005).

Ба­лет­ная труп­па «К. о.» («Те­атр тан­ца») ос­но­ва­на в 1965 по ини­циа­ти­ве В. Фель­зен­штей­на. Гл. хо­рео­граф Т. Шил­линг по­ста­вил в 1966–93 ряд ори­ги­наль­ных ба­ле­тов: «Но­вый сон в лет­нюю ночь» Г. Кат­це­ра (1981), «Ро­мео и Джуль­ет­та» С. С. Про­кофь­е­ва (1983), «Сказ­ки Гоф­ма­на» на муз. Ж. Оф­фен­ба­ха и Г. На­чин­ски (1986). Сре­ди со­лис­тов ба­ле­та: Х. Бай, Ю. Дойч­ланд, А. Зи­герт, Р. Гав­лик, Г. Зай­ферт. В 2004 ба­лет­ная труп­па бы­ла рас­пу­ще­на.

Пер­вый гл. ди­ри­жёр те­ат­ра – Л. Шпис. Муз. ру­ко­во­ди­те­ля­ми «К. о.» бы­ли А. Грю­бер (1951–55), В. Ной­ман (1955–1960), К. Ма­зур (1960–64), З. Кош­лер (1965–68), Р. Рой­тер (1981–93), Я. Крейц­берг (1994–2001), К. Пет­рен­ко (2002–07), К. Сент-Клер (с 2008). Опе­ра­ми, ба­ле­та­ми и сим­фо­нич. кон­цер­та­ми ди­ри­жи­ро­ва­ли О. Клем­пе­рер, Р. Кем­пе, Д. Г. Ки­та­ен­ко, М. В. Юров­ский и др. В опер­ную труп­пу в раз­ные го­ды вхо­ди­ли пев­цы: И. Ар­нольд, А. Шлемм, Д. Шел­лен­бер­гер, Р. Ас­мус, Б. Гра­бов­ски, Й. Ко­валь­ски, А. Кон­рад, Г. Ной­ман и др. В «К. о.» боль­шое зна­че­ние при­да­ёт­ся де­ко­ра­ци­он­но­му оформ­ле­нию, здесь ра­бо­та­ли ху­дож­ни­ки К. Не­ер, Р. Хайн­рих, Р. Цим­мер­ман (с 1963 гл. худ. те­ат­ра), М. А. Ма­рел­ли, Э. Тоф­фо­лут­ти, Х. Ша­фер­нох, В. Я. Ле­вен­таль, М. А. Со­ко­ло­ва.

В 1960–80-е гг. «К. о.»  творч. парт­нёр Моск. муз. те­ат­ра им. К. С. Ста­ни­слав­ско­го и Вл. И. Не­ми­ро­ви­ча-Дан­чен­ко, на сце­ну ко­то­ро­го бы­ли пе­ре­не­се­ны по­ста­нов­ки опер «Кар­мен» Ж. Би­зе (1960), «По­хи­ще­ние из се­ра­ля» В. А. Мо­цар­та (1984); ба­ле­тов «Чёр­ные пти­цы» Г. Кат­це­ра (1978), «Ве­чер­ние тан­цы» на муз. Ф. Шу­бер­та (1980) и др. «К. о.» не­од­но­крат­но га­ст­ро­ли­ро­ва­ла в СССР (1959–87). В 2003 «К. о.» объ­еди­не­на с Не­мец­кой го­су­дар­ст­вен­ной опе­рой и Не­мец­кой опе­рой в Бер­ли­не в Бер­лин­ский опер­ный фонд (с еди­ным ор­ке­ст­ром, хо­ром и др.).

Лит.: Die Komische Oper / Hrsg. H.-J. Genzel. B., 1997; Hosfeld R., Kehrmann B., Wört­mann R. Komische Oper Berlin. Hamb., 2001.

Вернуться к началу