Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАТХА́К

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 368

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Р. Лидова
Катхак. Сольный танец.

КАТХА́К, од­на из ос­нов­ных школ (сти­лей) клас­сич. инд. тан­ца. Воз­ник­ла в Сев. Ин­дии в ре­зуль­та­те син­те­за разл. тра­ди­ций: чте­цов (кат­ха­ков), дек­ла­ми­ро­вав­ших «Ра­мая­ну», «Ма­хаб­ха­ра­ту» во вре­мя хра­мо­вых ри­туа­лов и фес­ти­ва­лей; пред­став­ле­ний хра­мо­вых тан­цов­щиц; дра­мы (ли­ла) в ре­ли­ги­оз­ном дви­же­нии бхак­ти и, на­чи­ная с 16 в., при­двор­но­го це­ре­мо­ни­а­ла мо­голь­ских пра­ви­те­лей. Ис­то­ри­че­ски сло­жи­лись три осн. шко­лы («гха­ра­ны») К. – в Джай­пу­ре, Лакх­нау и Бе­на­ре­се. Шко­ла Джай­пу­ра, ори­ен­ти­ро­ван­ная на муж­ской та­нец (тан­да­ва) и от­ра­жаю­щая вку­сы во­инст­вен­ных пра­ви­те­лей-рад­жпу­тов, близ­ка к клас­сич. тра­ди­ции «Нать­я­ша­ст­ры». При дво­ре му­сульм. на­ва­бов Лакх­нау сфор­ми­ро­вал­ся мо­голь­ский ва­ри­ант тан­ца (жен­ская фор­ма ко­то­ро­го – ла­сья – от­ме­че­на слож­ны­ми рит­ма­ми, раз­но­об­ра­зи­ем дви­же­ний, эле­гант­но­стью и изы­скан­но­стью). Бе­на­рес­ская шко­ла объе­ди­ня­ет оба эти на­прав­ле­ния. К. бо­лее про­из­во­лен, ему бо­лее свойст­вен­на им­про­ви­за­ция, чем др. ви­дам клас­сич. инд. тан­ца. В К. не пре­ду­смат­ри­ва­лось взаи­мо­свя­зан­ное со­че­та­ние сим­во­ли­че­ски вы­ве­рен­ных жес­тов рук с по­во­ро­та­ми кор­пу­са и го­ло­вы, он прак­ти­че­ски пол­но­стью ори­ен­ти­ро­ван на дви­же­ния ног (в ос­но­ве – силь­ные уда­ры ступ­ней, со­про­во­ж­дае­мые зво­ном мно­же­ст­ва ук­ре­п­лён­ных на щи­ко­лот­ках ко­ло­коль­чи­ков). Соль­ный та­нец со­че­та­ет­ся с пар­ным. В кос­тю­ме от­ра­жа­ет­ся син­тез ин­до-му­сульм. тра­ди­ций. На­по­ми­ная оде­ж­ды Ира­на, Аф­га­ни­ста­на и Ср. Азии, жен­ский на­ряд ими­ти­ру­ет за­дра­пи­ро­ван­ное са­ри и вклю­ча­ет длин­ную юб­ку-солн­це, под­чёр­ки­ваю­щую стре­ми­тель­ность по­во­ро­тов тан­цов­щи­цы. Со­про­во­ж­да­ет­ся зву­ча­ни­ем ин­ст­ру­мен­таль­но­го ан­самб­ля и соль­ным пе­ни­ем. Ан­самбль вклю­ча­ет мем­бра­но­фон таб­ла, ме­ло­дич. ин­ст­ру­мент са­ран­ги (струн­ный щип­ко­вый), ино­гда так­же си­тар и фис­гар­мо­нию. Пред­став­ле­ние К. со­сто­ит из двух осн. час­тей: т. н. чис­то­го (нрит­та) и пан­то­ми­ми­че­ско­го (нри­тья) тан­цев. Чис­тый та­нец на­прав­лен на де­мон­ст­ра­цию уме­ния и тех­ни­ки (в ос­но­ве – бес­ко­неч­ные дви­же­ния во­круг сво­ей оси, свое­об­раз­ные пи­ру­эты, на­чи­нае­мые на од­ном мес­те и про­дол­жае­мые по сце­нич. кру­гу); стро­го вы­дер­жи­ва­ет­ся ритм (сим­вол К.), из­ме­няю­щий­ся от мед­лен­но­го к очень бы­ст­ро­му. Чис­тый та­нец на­чи­на­ет­ся с об­ра­щён­ной к бо­гу мо­лит­ве (ван­да­на) и ко­рот­кой ком­по­зи­ции (тха­ат), за­вер­шае­мой изящ­ной по­зой. По­сле­дую­щая се­рия рит­мич. дви­же­ний (аа­мад) сов­па­да­ет с ко­рот­ки­ми сло­го­вы­ми фор­му­ла­ми (бол), гром­ко и от­ры­воч­но про­из­но­си­мы­ми пев­цом. Её сме­ня­ют при­вет­ст­вие зри­те­лей в му­сульм. сти­ле (са­ла­ми), це­поч­ки ша­гов (гат) и дви­же­ния, пред­вос­хи­щаю­щие по­сле­дую­щую ис­то­рию (ка­вит). Про­дол­же­ни­ем слу­жит по­сле­до­ва­тель­ность рит­мич. ком­по­зи­ций, яв­ляю­щих­ся свое­об­раз­ным со­рев­но­ва­ни­ем ме­ж­ду тан­цов­щи­цей и за­даю­щим слож­ней­шие рит­мы ба­ра­бан­щи­ком, уме­ние сле­до­вать ко­то­рым оп­ре­де­ля­ет уро­вень ис­пол­ни­тель­ни­цы. В пан­то­ми­мич. им­про­ви­зац. тан­це за­да­ча тан­цов­щи­цы – с по­мо­щью жес­тов, поз и ми­ми­ки пе­ре­дать со­дер­жа­ние ис­пол­няе­мо­го од­но­вре­мен­но пес­но­пе­ния – как ре­ли­ги­оз­но­го, вос­пе­ваю­ще­го стрем­ле­ние ду­ши к бо­гу (бхад­жан, кир­та­на, тхум­ри), так и ли­ри­че­ско­го (га­зель, ру­баи), вос­хо­дя­ще­го к по­эзии ур­ду. По­пыт­ки соз­да­ния ба­ле­тов на ос­но­ве К. пред­при­ни­ма­лись в 1930-е гг. тан­цов­щи­цей-брах­ман­кой Ме­на­кой (Лей­ла Со­кхей) и в кон. 1970-х гг. Бирд­жу и Лачч­ху Ма­ха­рад­жем в цен­тре инд. иск-ва «Бха­ра­тия Ка­ла Кен­д­ра» в Де­ли (дей­ст­ву­ет с 1952). Сре­ди ис­пол­ни­те­лей – ле­ген­дар­ная се­мья Ма­ха­радж, Си­та­ра Де­ви, Да­ма­ян­ти Джо­ши, Ро­шан Ку­ма­ри, Ра­ни Кар­на, Сун­дер Пра­сад.

Лит.: Kothari S. Kathak: Indian classical dance art. New Delhi, 1989; Massey R. India’s kathak dance: past, present, future. New Delhi, 1999; Sa­xena S. K. Swinging syllables: aesthetics of kathak dance. New Delhi, 2006.

Вернуться к началу