КАТХА́К
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАТХА́К, одна из основных школ (стилей) классич. инд. танца. Возникла в Сев. Индии в результате синтеза разл. традиций: чтецов (катхаков), декламировавших «Рамаяну», «Махабхарату» во время храмовых ритуалов и фестивалей; представлений храмовых танцовщиц; драмы (лила) в религиозном движении бхакти и, начиная с 16 в., придворного церемониала могольских правителей. Исторически сложились три осн. школы («гхараны») К. – в Джайпуре, Лакхнау и Бенаресе. Школа Джайпура, ориентированная на мужской танец (тандава) и отражающая вкусы воинственных правителей-раджпутов, близка к классич. традиции «Натьяшастры». При дворе мусульм. навабов Лакхнау сформировался могольский вариант танца (женская форма которого – ласья – отмечена сложными ритмами, разнообразием движений, элегантностью и изысканностью). Бенаресская школа объединяет оба эти направления. К. более произволен, ему более свойственна импровизация, чем др. видам классич. инд. танца. В К. не предусматривалось взаимосвязанное сочетание символически выверенных жестов рук с поворотами корпуса и головы, он практически полностью ориентирован на движения ног (в основе – сильные удары ступней, сопровождаемые звоном множества укреплённых на щиколотках колокольчиков). Сольный танец сочетается с парным. В костюме отражается синтез индо-мусульм. традиций. Напоминая одежды Ирана, Афганистана и Ср. Азии, женский наряд имитирует задрапированное сари и включает длинную юбку-солнце, подчёркивающую стремительность поворотов танцовщицы. Сопровождается звучанием инструментального ансамбля и сольным пением. Ансамбль включает мембранофон табла, мелодич. инструмент саранги (струнный щипковый), иногда также ситар и фисгармонию. Представление К. состоит из двух осн. частей: т. н. чистого (нритта) и пантомимического (нритья) танцев. Чистый танец направлен на демонстрацию умения и техники (в основе – бесконечные движения вокруг своей оси, своеобразные пируэты, начинаемые на одном месте и продолжаемые по сценич. кругу); строго выдерживается ритм (символ К.), изменяющийся от медленного к очень быстрому. Чистый танец начинается с обращённой к богу молитве (вандана) и короткой композиции (тхаат), завершаемой изящной позой. Последующая серия ритмич. движений (аамад) совпадает с короткими слоговыми формулами (бол), громко и отрывочно произносимыми певцом. Её сменяют приветствие зрителей в мусульм. стиле (салами), цепочки шагов (гат) и движения, предвосхищающие последующую историю (кавит). Продолжением служит последовательность ритмич. композиций, являющихся своеобразным соревнованием между танцовщицей и задающим сложнейшие ритмы барабанщиком, умение следовать которым определяет уровень исполнительницы. В пантомимич. импровизац. танце задача танцовщицы – с помощью жестов, поз и мимики передать содержание исполняемого одновременно песнопения – как религиозного, воспевающего стремление души к богу (бхаджан, киртана, тхумри), так и лирического (газель, рубаи), восходящего к поэзии урду. Попытки создания балетов на основе К. предпринимались в 1930-е гг. танцовщицей-брахманкой Менакой (Лейла Сокхей) и в кон. 1970-х гг. Бирджу и Лаччху Махараджем в центре инд. иск-ва «Бхаратия Кала Кендра» в Дели (действует с 1952). Среди исполнителей – легендарная семья Махарадж, Ситара Деви, Дамаянти Джоши, Рошан Кумари, Рани Карна, Сундер Прасад.