Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ДИ́ТРИХ МАРЛЕН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 9. Москва, 2007, стр. 84

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: К. Э. Разлогов
М. Дитрих в фильме «Шанхайский экспресс». 1932.

ДИ́ТРИХ (Dietrich) Мар­лен (наст. имя и фам. Ма­рия Ма­гда­ле­на фон Лош, Losch) (27.12.1900, Бер­лин – 6.5.1992, Па­риж), нем. и амер. ак­три­са. В 1918–22 обу­ча­лась му­зы­ке в Вей­ма­ре и Бер­ли­не. По при­гла­ше­нию М. Рейн­хард­та в 1922 де­бю­ти­ро­ва­ла в «Не­мец­ком те­ат­ре». В 1920-х гг. ра­бо­та­ла в разл. те­ат­рах Бер­ли­на. В ки­но с 1923 («Муж­чи­на в пу­ти»). Ус­пех при­шёл по­сле ис­пол­не­ния ро­ли пе­вич­ки Ло­лы-Ло­лы в ф. «Го­лу­бой ан­гел» Дж. фон Штерн­бер­га (1930, по Г. Ман­ну). Об­раз ро­ко­вой жен­щи­ны – кра­си­вой, обо­ст­рён­но-чув­ст­вен­ной и амо­раль­ной – в даль­ней­шем в раз­ных ва­ри­ан­тах обыг­ры­вал­ся Д. в Гол­ли­ву­де, ку­да она бы­ла при­гла­ше­на в 1930 вме­сте с ре­жис­сё­ром. В их со­вме­ст­ных филь­мах 1-й пол. 1930-х гг. («Ма­рок­ко», «Обес­че­щен­ная», «Шан­хай­ский экс­пресс», «Бе­ло­ку­рая Ве­не­ра», «Крас­ная им­пе­рат­ри­ца», «Дья­вол – это жен­щи­на») ге­рои­ни Д. по­сте­пен­но ли­ша­лись ин­ди­ви­ду­аль­ных черт, пре­вра­ща­ясь в один из ор­на­мен­таль­ных мо­ти­вов ба­рочной сти­ли­сти­ки ре­жис­сё­ра. В ра­бо­тах 2-й пол. 1930-х гг. ак­три­са стре­ми­лась раз­но­об­ра­зить ха­рак­те­ры сво­их пер­со­на­жей, на­хо­дить ко­мич. и дра­ма­тич. крас­ки («Же­ла­ние», реж. Ф. Бор­зедж; «Ры­царь без лат», реж. Ж. Фей­дер; «Ан­гел», реж. Э. Лю­бич; «Де­ст­ри сно­ва в сед­ле», реж. Д. Мар­шалл; «Нью-Ор­ле­ан­ский ого­нёк», реж. Р. Клер, и др.). В го­ды 2-й ми­ро­вой вой­ны Д. от­верг­ла пред­ло­же­ние на­цис­тов вер­нуть­ся в Гер­ма­нию и вы­сту­пи­ла с рез­ким осу­ж­де­ни­ем фа­шиз­ма, уча­ст­во­ва­ла в кон­цер­тах для амер. сол­дат и в ра­дио­пе­ре­да­чах Мин-ва во­ен. ин­фор­ма­ции США. Безу­преч­ность тща­тель­но про­ду­ман­но­го об­ли­ка в со­че­та­нии с яр­ким дра­ма­тич. да­ро­ва­ни­ем сде­ла­ли ак­три­су звез­дой ми­ро­во­го ки­не­ма­то­гра­фа 1930–40-х гг. В по­сле­воен­ный пе­ри­од сни­ма­лась зна­чи­тель­но ре­же, со­сре­до­то­чив­шись на дра­ма­тич. ро­лях в филь­мах круп­ных мас­те­ров: «За­ру­беж­ный ро­ман» и «Сви­де­тель об­ви­не­ния» Б. Уайл­де­ра, «Страх сце­ны» А. Хич­ко­ка, «Ран­чо, поль­зую­щее­ся дур­ной сла­вой» Ф. Лан­га, «Пе­чать зла» О. Уэл­лса, «Нюрн­берг­ский про­цесс» С. Кра­ме­ра, и др. С нач. 1950-х гг. га­ст­ро­ли­ро­ва­ла по ми­ру как эс­т­рад­ная пе­вица. Чи­та­ла за­кад­ро­вый текст в до­ку­мен­таль­ном ф. «Чёр­ный лис» (1962). В 1978 сня­лась в сво­ём по­след­нем филь­ме «Пре­крас­ный жи­го­ло – не­сча­ст­ный жи­го­ло». Д. по­свя­ще­ны до­ку­мен­таль­ные филь­мы «Мар­лен» (1984), «Мар­лен Дит­рих. Бе­ло­ку­рая бес­тия» (2001), «Мар­лен Дит­рих. Её соб­ст­вен­ная пес­ня» (2002), иг­ро­вой ф. «Мар­лен» (2000, реж. Й. Фильс­май­ер). Ко­ман­дор ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (1972).

Соч.: Marlene D. P., 1984; Раз­мыш­ле­ния. М., 1985; My life. L., 1991; Аз­бу­ка мо­ей жиз­ни. М., [1997].

Лит.: Georg M. M. Dietrich. B.; W., 1931; Griffith R. M. Dietrich. N. Y., 1957; Hig­ham C. Marlene: the life of M. Dietrich. N. Y., 1977; M. Dietrich. Dokumente, Essays, Filme. Münch.; W., 1977–1978. Bd 1–2; «Film und Fernsehen». 1980. № 12; Крас­но­ва ГВ. М. Дит­рих. М., 1985; Spoto D. Dietrich. L., 1993; Брет Д. М. Дит­рих. М., 2006.

Вернуться к началу