КРА́МЕР КРЕЙМЕР СТЭНЛИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРА́МЕР, Креймер (Kramer) Стэнли (29.9.1913, Нью-Йорк – 19.2.2001, Лос-Анджелес), амер. режиссёр, продюсер. В 1933 окончил Нью-Йоркский ун-т. Работал на кинофирме MGM в Голливуде (редактор, монтажёр, сценарист, актёр), писал для радио. В кон. 1940-х гг. основал независимые фирмы «ScreenPlays Inc.», «Stanley Kramer Productions». Первая режиссёрская работа – комедия «Вот это Нью-Йорк» (1948). Продюсировал известные фильмы: «Чемпион» М. Робсона (1949), «Смерть коммивояжёра» (по А. Миллеру, 1951) и «Дикарь» (1953) Л. Бенедека, «Ровно в полдень» Ф. Циннемана (1952) и др. В ранних режиссёрских работах «Не как чужой» (1955) и «Гордость и страсть» (1957) К., ещё не найдя своей темы, опирался на штампы Голливуда, апробированные фабульные конструкции. Первый успех принёс ф. «Не склонившие головы» (1958, в отеч. прокате «Скованные одной цепью») о преодолении расовой ненависти и необходимости взаимопонимания между людьми. Далёкий от к.-л. новаций в области формы, избегая острого изобразит. решения, К. тяготел к ясности мысли, выраженной с макс. публицистич. доступностью, твёрдой сюжетной основе, использованию традиц. системы жанров. Следуя этим принципам, он поставил в 1959 антивоенную картину «На последнем берегу» (по Н. Шюту) и в 1960 ф. «Пожнёшь бурю», воспроизводивший события «обезьяньего процесса». Фильм «Нюрнбергский процесс» (1961) исследовал генезис герм. фашизма и утверждал идею личной ответственности каждого человека за происходящее в мире. Комедия «Это безумный, безумный, безумный, безумный мир» (1963) высмеивала буржуазную страсть к обогащению и реконструировала бурлескную алогичность амер. комедийных эксцентрич. фильмов периода немого кино (1920-е гг.). В 1965 экранизировал роман К. Э. Портер «Корабль глупцов», попытавшись в образе заполненного людьми корабля, плывущего в фашистскую Германию 1930-х гг., дать политич., социальный и психологич. портрет мира того времени. После творч. спада в кон. 1960-х гг. [ф. «Угадай, кто придёт к обеду» (1967), близкий жанру «рождественской сказки», где проблема расовых взаимоотношений лишилась остроты; сумбурный по замыслу ф. «Тайна Санта-Виттории» (1968) о жизни итал. деревни в период 2-й мировой войны; ф. «R. P. M.» («Революция в минуту», 1970), упрощённо осмыслявший молодёжное движение] в 1971 поставил ф. «Благослови зверей и детей» – горькое повествование о противоречии между жестокой действительностью и романтич. восприятием мира амер. детьми; в 1973 – социальную драму «Оклахома, как она есть». В криминальной драме «Принцип "Домино"» (1977) исследовал механизмы политич. терроризма. В 1979 К. поставил свой последний фильм – «И спотыкается бегущий…». Гл. пр. за совокупность творчества (Мкф в Москве, 1973).