Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРА́МЕР КРЕЙМЕР СТЭНЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 15. Москва, 2010, стр. 574

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Ю. Дмитриев
Кадр из фильма «Принцип "Домино"». Режиссёр С. Крамер. 1977.

КРА́МЕР, Крей­мер (Kramer) Стэн­ли (29.9.1913, Нью-Йорк – 19.2.2001, Лос-Анд­же­лес), амер. ре­жис­сёр, про­дю­сер. В 1933 окон­чил Нью-Йорк­ский ун-т. Ра­бо­тал на ки­но­фир­ме MGM в Гол­ли­ву­де (ре­дак­тор, мон­та­жёр, сце­на­рист, ак­тёр), пи­сал для ра­дио. В кон. 1940-х гг. ос­но­вал не­за­ви­си­мые фир­мы «ScreenPlays Inc.», «Stanley Kramer Productions». Пер­вая ре­жис­сёр­ская ра­бо­та – ко­ме­дия «Вот это Нью-Йорк» (1948). Про­дю­си­ро­вал из­вест­ные филь­мы: «Чем­пи­он» М. Роб­со­на (1949), «Смерть ком­ми­воя­жё­ра» (по А. Мил­ле­ру, 1951) и «Ди­карь» (1953) Л. Бе­не­де­ка, «Ров­но в пол­день» Ф. Цин­не­ма­на (1952) и др. В ран­них ре­жис­сёр­ских ра­бо­тах «Не как чу­жой» (1955) и «Гор­дость и страсть» (1957) К., ещё не най­дя сво­ей те­мы, опи­рал­ся на штам­пы Гол­ли­ву­да, ап­ро­би­ро­ван­ные фа­буль­ные кон­ст­рук­ции. Пер­вый ус­пех при­нёс ф. «Не скло­нив­шие го­ло­вы» (1958, в отеч. про­ка­те «Ско­ван­ные од­ной це­пью») о пре­одо­ле­нии ра­со­вой не­на­вис­ти и не­об­хо­ди­мо­сти взаи­мо­по­ни­ма­ния ме­ж­ду людь­ми. Да­лёкий от к.-л. но­ва­ций в об­лас­ти фор­мы, из­бе­гая ост­ро­го изо­бра­зит. ре­ше­ния, К. тя­го­тел к яс­но­сти мыс­ли, вы­ра­жен­ной с макс. пуб­ли­ци­стич. дос­туп­но­стью, твёр­дой сю­жет­ной ос­но­ве, ис­поль­зо­ва­ни­ю тра­диц. сис­те­мы жан­ров. Сле­дуя этим прин­ци­пам, он по­ста­вил в 1959 ан­ти­во­ен­ную кар­ти­ну «На по­след­нем бе­ре­гу» (по Н. Шю­ту) и в 1960 ф. «Пож­нёшь бу­рю», вос­про­из­во­див­ший со­бы­тия «обезь­янь­е­го про­цес­са». Фильм «Нюрн­берг­ский про­цесс» (1961) ис­сле­до­вал ге­не­зис герм. фа­шиз­ма и ут­вер­ж­дал идею лич­ной от­вет­ст­вен­но­сти ка­ж­до­го че­ло­ве­ка за про­ис­хо­дя­щее в ми­ре. Ко­ме­дия «Это бе­зум­ный, бе­зум­ный, бе­зум­ный, бе­зум­ный мир» (1963) вы­смеи­ва­ла бур­жу­аз­ную страсть к обо­га­ще­нию и ре­кон­ст­руи­ро­ва­ла бур­ле­ск­ную ало­гич­ность амер. ко­ме­дий­ных экс­цен­трич. филь­мов пе­рио­да не­мо­го ки­но (1920-е гг.). В 1965 эк­ра­ни­зи­ро­вал ро­ман К. Э. Пор­тер «Ко­рабль глуп­цов», по­пы­тав­шись в об­ра­зе за­пол­нен­но­го людь­ми ко­раб­ля, плы­ву­ще­го в фа­ши­ст­скую Гер­ма­нию 1930-х гг., дать по­ли­тич., со­ци­аль­ный и пси­хо­ло­гич. порт­рет ми­ра то­го вре­ме­ни. По­сле творч. спа­да в кон. 1960-х гг. [ф. «Уга­дай, кто при­дёт к обе­ду» (1967), близ­кий жан­ру «ро­ж­де­ст­вен­ской сказ­ки», где про­бле­ма ра­со­вых взаи­мо­от­но­ше­ний ли­ши­лась ост­ро­ты; сум­бур­ный по за­мыс­лу ф. «Тай­на Сан­та-Вит­то­рии» (1968) о жиз­ни итал. де­рев­ни в пе­ри­од 2-й ми­ро­вой вой­ны; ф. «R. P. M.» («Ре­во­лю­ция в ми­ну­ту», 1970), уп­ро­щён­но ос­мыс­ляв­ший мо­ло­дёж­ное дви­же­ние] в 1971 по­ста­вил ф. «Бла­го­сло­ви зве­рей и де­тей» – горь­кое по­ве­ст­во­ва­ние о про­ти­во­ре­чии ме­ж­ду жес­то­кой дей­ст­ви­тель­но­стью и ро­ман­тич. вос­при­яти­ем ми­ра амер. деть­ми; в 1973 – со­ци­аль­ную дра­му «Ок­ла­хо­ма, как она есть». В кри­ми­наль­ной дра­ме «Прин­цип "До­ми­но"» (1977) ис­сле­до­вал ме­ха­низ­мы по­ли­тич. тер­ро­риз­ма. В 1979 К. по­ста­вил свой по­след­ний фильм – «И спо­ты­ка­ет­ся бе­гу­щий…». Гл. пр. за со­во­куп­ность твор­че­ст­ва (Мкф в Мо­ск­ве, 1973).

Соч.: A mad, mad, mad, mad world: a life in Hollywood. N. Y., 1997.

Лит.: Не­де­лин В. С. Крей­мер. М., 1970; Spo­to D. S. Kramer, film maker. Hollywood, 1990.

Вернуться к началу