ЛЮ́БИЧ ЭРНСТ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛЮ́БИЧ (Lubitsch) Эрнст (28.1.1892, Берлин – 30.11.1947, Беверли-Хилc), нем. и амер. режиссёр. В нач. 1910-х гг. был театральным комич. актёром. Сценич. мастерству обучался у М. Рейнхардта и нем. комика В. Арнольда. В кино с 1913 как актёр («Гордость фирмы», «Фирма женится»). В 1914–15 поставил серию короткометражных комедий и фарсов: «Фрейлейн – мыльная пена», «Сахар и корица», «Поездка по льду» и др. В 1918 поставил фантастич. ориентальную кинодраму «Глаза мумии Ма». Вост. экзотикой изобиловали также фильмы «Сумурун» (1920, в отеч. прокате «Жемчужина гарема»), «Жена фараона» (1922). Мировой успех Л. принесли пышнo костюмированные историч. фильмы «Кармен» (1918, в отеч. прокате «Табачница из Севильи»), «Мадам Дюбарри» (1919), «Анна Болейн» (1920) и др. В комедиях Л. уделял особое внимание острому сюжету. В фильмах «Принцесса устриц» (1919) и «Дочери Колхизеля» (1920) эксцентрика сочеталась с элементами сатиры. В картине «Горная кошка» (1921) жанр комедии подвергся экспрессионистской стилизации. В 1923 Л. пригласили в Голливуд для съёмок ф. «Розита» с участием М. Пикфорд. В США режиссёр ставил гл. обр. салонные комедии, фарсы, оперетты, пользовавшиеся огромной популярностью: «Брачный круг» (1924), «Веер леди Уиндермир» (1925), «Парад любви» (1929), «Беспокойство в раю» (1932), «Весёлая вдова» (1934) и др. Классикой жанра стала романтич. комедия «Ангел» с М. Дитрих в гл. роли (1937). В кон. 1930-х – нач. 1940-х гг. в фильмах Л. появились политич. мотивы: в сочетании с мелодраматич. сюжетом – в ф. «Ниночка» (1939; Г. Гарбо в роли рус. женщины-комиссара, ищущей в Париже царские драгоценности), в форме политич. памфлета – в антифашистской комедии «Быть или не быть» (1942). Мастер коммерч. кино, Л. привнёс в голливудский кинематограф изысканность европ. стиля. Его отличало умение работать с актёрами, создавать яркую образность с помощью изобретательных режиссёрских и операторских приёмов. Среди др. фильмов: «Запретный рай» (1924), «Принц студентов» (1927), «Восьмая жена Синей Бороды» (1938), «Небеса могут подождать» (1943), «Эта леди с горностаем» (1948, закончил О. Преминджер). Специальная пр. «Оскар» (1946).