Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАРАБА́Н

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 23

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Есипова
Барабаны: 1 – двухсторонний кабаро (Эфиопия); 2 – в форме песочных часов сан-но цудзуми (Япония); 3 – кубкообразный дарбука (Тунис).

БАРАБА́Н, муз. ин­ст­ру­мент, удар­ный мем­бра­но­фон. Из­вес­тен с эпо­хи не­оли­та, рас­про­стра­нён поч­ти по­все­ме­ст­но. Сло­во «Б.» тюрк. про­ис­хо­ж­де­ния, в рус. яз. из­вест­но с 16 в. Со­сто­ит из по­ло­го ци­лин­д­рич. кор­пу­са и, как пра­ви­ло, 2 ко­жа­ных мемб­ран. От со­от­но­ше­ния вы­со­ты и тол­щи­ны кор­пу­са, диа­мет­ра мемб­ран, ма­те­риа­ла из­го­тов­ле­ния за­ви­сит от­но­си­тель­ная вы­со­та и тембр зву­ка. В тра­диц. куль­ту­ре на­ро­дов Аф­ри­ки, Азии, Аме­ри­ки су­ще­ст­ву­ют Б., у ко­то­рых варьи­ру­ют­ся фор­ма кор­пу­са (ко­ну­со-, бо­чон­ко-, куб­ко­об­раз­ные, в фор­ме пе­соч­ных ча­сов) и мемб­ран (круг­лые, мно­го­уголь­ные); рас­про­ст­ра­не­ны, по­ми­мо де­ре­вян­ных, Б. с кор­пу­сом из гли­ны, вы­су­шен­ной тык­вы, ме­тал­ла. Су­ще­ст­ву­ют Б. с ре­зо­нанс­ны­ми стру­на­ми. Неко­то­рые Б. ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в со­ста­ве од­но­род­но­го на­бо­ра. Кот­ло­об­раз­ные Б. с од­ной мемб­ра­ной на­зы­ва­ют­ся так­же ли­тав­ра­ми. Удар­ный мемб­ра­но­фон с очень низ­ким кор­пу­сом и, как пра­ви­ло, од­ной мемб­ра­ной – бу­бен (его так­же на­зы­ва­ют рам­ным Б.). Иг­ра­ют спец. па­лоч­ка­ми или ру­ка­ми (паль­ца­ми и ла­до­ня­ми). Су­ще­ст­ву­ют Б. как с оп­ре­де­лён­ной, так и с не­оп­ре­де­лён­ной вы­со­той зву­ка.

Во мн. тра­диц. куль­ту­рах Б. – об­ря­до­вый и це­ре­мо­ни­аль­ный ин­ст­ру­мент. Один из осн. сиг­наль­ных ин­ст­ру­мен­тов; в Тро­пич. Аф­ри­ке су­ще­ст­ву­ют т. н. го­во­ря­щие Б., при­спо­соб­лен­ные для пе­ре­да­чи ин­фор­ма­ции на рас­стоя­нии. Не­пре­мен­ный уча­ст­ник во­ен­ной му­зы­ки.

В Ев­ро­пе со вре­мён Сред­не­ве­ко­вья рас­про­стра­ни­лись ци­лин­д­ри­че­ские Б. с неоп­ре­де­лён­ной вы­со­той зву­ка. 2 наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ных ви­да с 18 в. входят в группу удар­ных ин­ст­ру­мен­тов опер­но­го и сим­фо­нич. ор­ке­ст­ра: ма­лый, или во­ен­ный, Б. (итал. tamburo), с низ­ким ме­тал­лич. кор­пу­сом (на­тя­ну­тые вдоль ниж­ней мем­бра­ны стру­ны при­дают зву­ча­нию ха­рак­тер­ный дре­без­жа­щий при­звук), и боль­шой Б. (итал. gran cassa; прои­зо­шёл от тур. во­ен­но­го Б.); в совр. ор­ке­ст­ре ис­поль­зу­ет­ся так­же боль­шой Б. с од­ной мемб­ра­ной (т. н. Б.-гонг). В совр. сим­фо­ни­че­ских, тан­це­валь­ных, эстрад­ных, джа­зо­вых ор­ке­ст­рах час­то при­ме­ня­ют­ся на­бо­ры том-то­мов, бон­гов и др. Б. име­ют боль­шое зна­че­ние в ан­самб­лях раз­ных на­прав­ле­ний рок-му­зы­ки, поп-му­зы­ки.

Спе­ци­фич. раз­но­вид­ность пред­став­ля­ет т. н. струн­ный Б. – фрик­ци­он­ный мем­бра­но­фон, один из шу­мо­вых ин­ст­ру­мен­тов: че­рез центр мем­бра­ны про­хо­дит при­кре­п­лён­ная внут­ри кор­пу­са стру­на, пал­ка или пу­чок кон­ско­го во­лоса; звук из­вле­ка­ют тре­ни­ем или за­щи­пы­ва­ни­ем стру­ны. Рас­про­стра­нён в Юж. Азии, Аф­ри­ке, Лат. Аме­ри­ке, Ев­ро­пе.

В тер­ми­но­ло­гич. сло­во­со­че­та­ни­ях сло­во «Б.» обо­зна­ча­ет не­ко­то­рые идио­фо­ны: брон­зо­вые ба­ра­ба­ны (раз­но­вид­ность гон­гов), ще­ле­вой ба­ра­бан; де­ре­вян­ный, или пас­ту­ший, Б. (ср.-рус. ба­ра­бан­ка – раз­но­вид­ность би­ла). По­ня­тие «во­дя­ной Б.» от­но­сит­ся и к удар­ным мем­бра­но­фо­нам (напр., за­пол­нен­ная во­дой ли­тав­ра), и к удар­ным идио­фо­нам (у на­ро­дов Аф­ри­ки, Но­вой Гви­неи, Ку­бы – пла­ваю­щая в к.-л. со­су­де вы­су­шен­ная ты­к­ва).

Вернуться к началу