ЛИТА́ВРА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИТА́ВРА, литавры, муз. инструмент, ударный мембранофон. Нередко Л. относят к типу барабана. Корпус котлообразный металлич., деревянный, глиняный, из скорлупы кокосового ореха, высушенной тыквы и др., мембрана кожаная; размеры инструмента могут быть разными, от миниатюрных до очень больших. Широко распространены как одинарные, так и парные Л. Играют на Л. спец. палочками или колотушками либо руками. Существуют Л. как с определённой, так и с неопределённой высотой звука. Инструмент известен с древности (в Месопотамии с 3-го тыс. до н. э.). Характерен для Сев. Индостана, Ирана и др. стран араб. региона (нагара), некоторых стран Африки; во многих традиц. культурах Л. – обрядовый и церемониальный инструмент. Небольшие парные Л. – инструмент военной музыки в ряде стран Азии и Африки (иран., курдск. и араб. наккара; эфиоп. нэгарит); на них играли, сидя на лошади или на верблюде. Ок. 11–12 вв. подобные парные военные Л. появились на Руси (под назв. «накры»), в 13 в. – в Зап. Европе. Большие Л. в Зап. Европе известны с 15–16 вв.
В европ. ансамблевой и оркестровой музыке с 17–18 вв. используются Л. с медным корпусом и кожаной, а с 20 в. также пластиковой мембраной (итал. timpani). Количество Л. в оркестре постепенно менялось от 2 до 4 и более, в симфонич. оркестре их, как правило, 3–4. Каждая Л. издаёт один высотно определённый звук. Натяжение мембраны регулировалось вручную 6–8 винтами, расположенными по ободу (винтовая Л.), затем спец. механизмом, изменяющим натяжение всей мембраны (механическая Л.; изобретена в 1-й пол. 19 в.), в т. ч. рычагом с педалью, позволяющим получить эффект глиссандо (педальная Л.; преобладающая ныне разновидность). Пара Л. в раннем оркестре состояла из большого и малого «котлов», настроенных в кварту. В совр. оркестре приняты Л. трёх размеров: большая (нижние звуки – «ми-бемоль», «ре» большой октавы), средняя, малая (её верхние звуки – «до», «ре-бемоль» 1-й октавы); каждая может перестраиваться в пределах кварты или квинты (некоторые новые инструменты имеют значительно больший диапазон). Л. нотируются в басовом ключе в действительном звучании. Осн. приёмы игры – одиночные удары и тремоло. Возможности громкостной динамики – от пианиссимо до фортиссимо.