Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛИТА́ВРА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 591-592

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. В. Есипова

ЛИТА́ВРА, ли­тав­ры, муз. ин­ст­ру­мент, удар­ный мем­бра­но­фон. Не­ред­ко Л. от­но­сят к ти­пу ба­ра­ба­на. Кор­пус кот­ло­об­раз­ный ме­тал­лич., де­ре­вян­ный, гли­ня­ный, из скор­лу­пы ко­ко­со­во­го оре­ха, вы­су­шен­ной ты­к­вы и др., мем­бра­на ко­жа­ная; раз­ме­ры ин­ст­ру­мен­та мо­гут быть раз­ны­ми, от ми­ниа­тюр­ных до очень боль­ших. Ши­ро­ко рас­про­стра­не­ны как оди­нар­ные, так и пар­ные Л. Иг­ра­ют на Л. спец. па­лоч­ка­ми или ко­ло­туш­ка­ми ли­бо ру­ка­ми. Су­ще­ст­ву­ют Л. как с оп­ре­де­лён­ной, так и с не­оп­ре­де­лён­ной вы­со­той зву­ка. Ин­ст­ру­мент из­вес­тен с древ­но­сти (в Ме­со­по­та­мии с 3-го тыс. до н. э.). Ха­рак­те­рен для Сев. Ин­до­ста­на, Ира­на и др. стран араб. ре­гио­на (на­га­ра), не­ко­то­рых стран Аф­ри­ки; во мно­гих тра­диц. куль­ту­рах Л. – об­ря­до­вый и це­ре­мо­ни­аль­ный ин­ст­ру­мент. Не­боль­шие пар­ные Л. – ин­ст­ру­мент во­ен­ной му­зы­ки в ря­де стран Азии и Аф­ри­ки (иран., курд­ск. и араб. нак­ка­ра; эфи­оп. нэ­га­рит); на них иг­ра­ли, си­дя на ло­ша­ди или на верб­лю­де. Ок. 11–12 вв. по­доб­ные пар­ные во­ен­ные Л. поя­ви­лись на Ру­си (под назв. «на­кры»), в 13 в. – в Зап. Ев­ро­пе. Боль­шие Л. в Зап. Ев­ро­пе из­вест­ны с 15–16 вв.

Педальная литавра. Фото В. А. Косарева

В ев­роп. ан­самб­ле­вой и ор­ке­ст­ро­вой му­зы­ке с 17–18 вв. ис­поль­зу­ют­ся Л. с мед­ным кор­пу­сом и ко­жа­ной, а с 20 в. так­же пла­сти­ко­вой мем­бра­ной (итал. timpani). Ко­ли­че­ст­во Л. в ор­ке­ст­ре по­сте­пен­но ме­ня­лось от 2 до 4 и бо­лее, в сим­фо­нич. ор­ке­ст­ре их, как пра­ви­ло, 3–4. Ка­ж­дая Л. из­да­ёт один вы­сот­но оп­ре­де­лён­ный звук. На­тя­же­ние мем­бра­ны ре­гу­ли­ро­ва­лось вруч­ную 6–8 вин­та­ми, рас­по­ло­жен­ны­ми по обо­ду (вин­то­вая Л.), за­тем спец. ме­ха­низ­мом, из­ме­няю­щим на­тя­же­ние всей мем­бра­ны (ме­ха­ни­че­ская Л.; изо­бре­те­на в 1-й пол. 19 в.), в т. ч. ры­ча­гом с пе­да­лью, по­зво­ляю­щим по­лу­чить эф­фект глис­сан­до (пе­даль­ная Л.; пре­об­ла­даю­щая ны­не раз­но­вид­ность). Па­ра Л. в ран­нем ор­ке­ст­ре со­стоя­ла из боль­шо­го и ма­ло­го «кот­лов», на­стро­ен­ных в квар­ту. В совр. ор­ке­ст­ре при­ня­ты Л. трёх раз­ме­ров: боль­шая (ниж­ние зву­ки – «ми-бе­моль», «ре» боль­шой ок­та­вы), сред­няя, ма­лая (её верх­ние зву­ки – «до», «ре-бе­моль» 1-й ок­тавы); ка­ж­дая мо­жет пе­ре­страи­вать­ся в пре­де­лах квар­ты или квин­ты (не­ко­то­рые но­вые ин­ст­ру­мен­ты име­ют зна­чи­тель­но боль­ший диа­па­зон). Л. но­ти­ру­ют­ся в ба­со­вом клю­че в дей­ст­ви­тель­ном зву­ча­нии. Осн. приё­мы иг­ры – оди­ноч­ные уда­ры и тре­мо­ло. Воз­мож­но­сти гром­ко­ст­ной ди­на­ми­ки – от пиа­нис­си­мо до фор­тис­си­мо.

Вернуться к началу