ВОЕ́ННАЯ МУ́ЗЫКА
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВОЕ́ННАЯ МУ́ЗЫКА, род прикладной музыки. Предназначена для исполнения в системе боевого обучения и воспитания войск, составляет муз. оформление воинских ритуалов и торжеств: парадов, строевых смотров, вручения знамён и наград, развода караулов, принятия присяги и др. Регламентируется воинскими уставами и приказами, исполняется воен. оркестрами и отд. музыкантами – т. н. сигналистами и барабанщиками. Осн. жанры: встречный, строевой, походный, траурный марши, пьесы-сигналы для развода караулов («развод»), вечерней и торжественной зари («заря»), военно-строевая песня.
В. м. сформировалась на ранней стадии развития воен. иск-ва. В государствах Древнего мира – Египте, Ассирии, Вавилонии, Китае, Индии, Греции, Риме и др. – звучала во время сражений, торжеств. церемоний, использовалась в военно-обществ. быту.
Истоки отеч. В. м. восходят к эпохе Др.-рус. гос-ва (9–12 вв.). В войсках широко применялись натуральные трубы и роги, сурны (язычковые инструменты), посвистели (короткие продольные флейты), также в пеших войсках – «ратные бубны» (барабаны и литавры), в конных – накры и набаты (большие литавры и барабаны). Наборы инструментов имелись в каждом значительном воен. отряде, количество труб и ударных сответствовало численности войска. Муз. инструменты применялись гл. обр. для подачи боевых сигналов: начала и окончания битвы, созыва войска, начала штурма, приказа изменить направление движения войска и др. В. м. вошла тогда и в обиход придворных церемоний (заключение мира, торжеств. приёмы, «битьё зорь» и др.).
В эпоху Рус. гос-ва (15–17 вв.) сфера применения В. м. расширилась, что отражено в воинских уставах 1621, 1647. Усовершенствовались трубы, барабаны, литавры, появились новые инструменты – фанфара и малая поперечная флейта, участилось коллективное исполнение музыки. В кон. 17 – нач. 18 вв. сформировались общие принципы применения В. м., чему способствовала организация постоянной регулярной армии и введение в полках штатных воен. оркестров: в лейб-гвардейских в 1700, в армейских пехотных в 1711, в гарнизонных и артиллерийских в 1712. В 1721 вышел собственноручно написанный Петром I указ «О том, как бить зорю».
Состояние воен. оркестров 1-й пол. 19 в. определялось указами 1796, 1802, 1808; последний установил увеличение штатов полковых оркестров: в Преображенском полку до 40 музыкантов (против 22 по указу 1802), в Семёновском и Измайловском до 25 (против 11); число оркестров в гвардии было увеличено с 3 до 10. Инструментальный состав оркестров был установлен дополнительно указом 1809. Преобразования 1827–30 касались гл. обр. дальнейшего увеличения штатов, введения медных инструментов с вентильной механикой, больших поперечных флейт, кларнетов (а позднее и саксофонов). Сформировались 2 осн. разновидности военного оркестра: оркестр медного состава (объединил медные и ударные инструменты, включая инструменты «янычарской музыки», напр. бунчук) и оркестр смешанного состава. Среди пьес служебного назначения центр. место занял марш, ранние образцы которого – марши л.-гв. Преображенского и Семёновского полков; позднее каждый гв. и армейский полк имел свой полковой марш, являвшийся его муз. эмблемой. В кон. 18 в. спец. музыку для «вечерней зари» написал Д. С. Бортнянский, в 1-й пол. 19 в. воен. марши сочиняли А. Дерфельдт (отец), А. А. Алябьев, Ф. Б. Гаазе, К. А. Кавос, О. А. Козловский, А. Ф. Львов, Н. А. Титов. Наряду со строевыми функциями возросла просветительская деятельность оркестров; среди концертных произведений – многочисл. увертюры, фантазии, попурри, полонезы, рондо, кадрили, экосезы, вальсы. В нач. 19 в. Козловским был создан героико-патриотический полонез на слова Г. Р. Державина «Гром победы раздавайся», который использовался в качестве гимна. В сер. 18 – 1-й трети 19 вв. в российских войсках спорадически применялся и роговой оркестр.
Во 2-й пол. 19 в. типовым для гв. полков стал оркестр смешанного состава из 42 музыкантов, в армейских пехотных полках имелись преим. оркестры медного состава из 40 музыкантов, во флоте все оркестры, кроме оркестра Гв. экипажа, были медного состава. Положение воен. оркестров начало меняться с начавшейся в 1862 реорганизации рос. армии, в 1876 и 1883 был установлен типовой штатный инструментальный состав оркестров армейских пехотных полков, который официально сохранялся до 1917. В просветительской деятельности оркестров особую роль сыграли концерты в пользу инвалидов войны, проводившиеся по всей России в 1814–1914. Традиц. значение в рос. армии придавалось сигнальной службе; сигнальный барабан и труба оставались воен. регалиями, почитавшимися как высшие символы доблести и геройства; серебряными трубами были награждены некоторые полки за участие в войнах 1812, 1854–55, 1877–78, 1904–05.
На отеч. В. м. оказали значит. влияние композиторы и дирижёры: Н. А. Римский-Корсаков (был инспектором музыки флотских экипажей и зав. классом воен. музыки Петерб. конс.), отец и сын Дерфельдты, В. В. Вурм, И. П. Оглоблин, В. И. Главач.
В дальнейшем В. м. сохранила свои основные, ранее сложившиеся функции. После Окт. революции 1917 было создано неск. крупных коллективов, часть которых продолжает функционировать: Ансамбль песни и пляски Российской армии (1928), Образцово-показательный оркестр Наркомата обороны СССР (1935), Симфонич. оркестр Мин-ва обороны РФ, Образцовый (ныне Президентский) оркестр комендатуры Московского Кремля, Образцовый воен. оркестр Почётного караула войск Моск. гарнизона, образцовые оркестры при штабах воен. округов и воен. академий. Для подготовки военно-дирижёрских кадров открыт ряд воен.-муз. учебных заведений. Военно-духовую музыку разных жанров писали С. Н. Василенко, Р. М. Глиэр, Н. П. Иванов-Радкевич, М. М. Ипполитов-Иванов, Б. Т. Кожевников, В. Я. Кручинин, Н. Я. Мясковский, С. С. Прокофьев, А. И. Хачатурян, Н. К. Чемберджи, Д. Д. Шостакович, Е. П. Макаров. В числе видных деятелей отеч. В. м. – композиторы и воен. дирижёры С. А. Чернецкий, В. И. Агапкин, В. М. Блажевич, И. В. Петров, В. С. Рунов.
Деятельность воен. оркестров управляется Военно-оркестровой службой Мин-ва обороны и воен. округов. Армейские и флотские воен. оркестры участвуют во всех наиболее значительных общественно-политич., культурно-массовых и спортивных мероприятиях страны, в различных международных муз. конкурсах и фестивалях.