Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВОЕ́ННАЯ МУ́ЗЫКА

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 520-521

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. В. Афанасьев
Парад в День Победы на Красной площади в Москве. 2003. На заднем плане – Сводный духовой оркестр войск Московского гарнизона. Архив В. В. Афанасьева

ВОЕ́ННАЯ МУ́ЗЫКА, род при­клад­ной музы­ки. Пред­на­зна­че­на для ис­пол­не­ния в сис­те­ме бое­во­го обу­че­ния и вос­пи­та­ния войск, со­став­ля­ет муз. оформ­ле­ние во­ин­ских ри­туа­лов и тор­жеств: па­ра­дов, строе­вых смот­ров, вру­че­ния зна­мён и на­град, раз­во­да ка­рау­лов, при­ня­тия при­ся­ги и др. Рег­ла­мен­ти­ру­ет­ся во­ин­ски­ми ус­та­ва­ми и при­ка­за­ми, ис­пол­ня­ет­ся во­ен. ор­ке­ст­ра­ми и отд. му­зы­кан­та­ми – т. н. сиг­на­ли­ста­ми и ба­ра­бан­щи­ка­ми. Осн. жан­ры: встреч­ный, строе­вой, по­ход­ный, тра­ур­ный мар­ши, пье­сы-сиг­на­лы для раз­во­да ка­рау­лов («раз­вод»), ве­чер­ней и тор­же­ст­вен­ной за­ри («за­ря»), во­ен­но-строе­вая пес­ня.

В. м. сфор­ми­ро­ва­лась на ран­ней ста­дии раз­ви­тия во­ен. иск-ва. В го­су­дар­ст­вах Древ­не­го ми­ра – Егип­те, Ас­си­рии, Ва­ви­ло­нии, Ки­тае, Ин­дии, Гре­ции, Ри­ме и др. – зву­ча­ла во вре­мя сра­же­ний, тор­жеств. це­ре­мо­ний, ис­поль­зо­ва­лась в во­ен­но-об­ществ. бы­ту.

Ис­то­ки отеч. В. м. вос­хо­дят к эпо­хе Др.-рус. гос-ва (9–12 вв.). В вой­сках ши­ро­ко при­ме­ня­лись на­ту­раль­ные тру­бы и ро­ги, сур­ны (языч­ко­вые ин­ст­ру­мен­ты), по­сви­сте­ли (ко­рот­кие про­доль­ные флей­ты), так­же в пе­ших вой­сках – «рат­ные буб­ны» (ба­ра­ба­ны и ли­тав­ры), в кон­ных – на­кры и на­ба­ты (боль­шие ли­тав­ры и ба­ра­ба­ны). На­бо­ры ин­ст­ру­мен­тов име­лись в ка­ж­дом зна­чи­тель­ном во­ен. от­ря­де, ко­ли­че­ст­во труб и удар­ных со­твет­ст­во­ва­ло чис­лен­но­сти вой­ска. Муз. ин­ст­ру­мен­ты при­ме­ня­лись гл. обр. для по­да­чи бое­вых сиг­на­лов: на­ча­ла и окон­ча­ния бит­вы, со­зы­ва вой­ска, на­ча­ла штур­ма, при­ка­за из­ме­нить на­прав­ление дви­же­ния вой­ска и др. В. м. во­шла то­гда и в оби­ход при­двор­ных це­ремо­ний (за­клю­че­ние ми­ра, тор­жеств. приё­мы, «би­тьё зорь» и др.).

В эпо­ху Рус. гос-ва (15–17 вв.) сфе­ра при­ме­не­ния В. м. рас­ши­ри­лась, что от­ра­же­но в во­ин­ских ус­та­вах 1621, 1647. Усо­вер­шен­ст­во­ва­лись тру­бы, ба­ра­ба­ны, ли­тав­ры, поя­ви­лись но­вые ин­ст­ру­мен­ты – фан­фа­ра и ма­лая по­пе­реч­ная флей­та, уча­сти­лось кол­лек­тив­ное ис­пол­не­ние му­зы­ки. В кон. 17 – нач. 18 вв. сфор­ми­ро­ва­лись об­щие прин­ци­пы при­ме­не­ния В. м., че­му спо­соб­ст­во­ва­ла ор­га­ни­за­ция по­сто­ян­ной ре­гу­ляр­ной ар­мии и вве­де­ние в пол­ках штат­ных во­ен. ор­ке­ст­ров: в лейб-гвар­дей­ских в 1700, в ар­мей­ских пе­хот­ных в 1711, в гар­ни­зон­ных и ар­тил­ле­рий­ских в 1712. В 1721 вы­шел соб­ст­вен­но­руч­но на­пи­сан­ный Пет­ром I указ «О том, как бить зо­рю».

Со­стоя­ние во­ен. ор­ке­ст­ров 1-й пол. 19 в. оп­реде­ля­лось ука­за­ми 1796, 1802, 1808; по­след­ний ус­та­но­вил уве­ли­че­ние шта­тов пол­ко­вых ор­ке­ст­ров: в Пре­об­ра­жен­ском пол­ку до 40 му­зы­кан­тов (про­тив 22 по ука­зу 1802), в Се­мё­нов­ском и Из­май­лов­ском до 25 (про­тив 11); чис­ло ор­ке­ст­ров в гвар­дии бы­ло уве­ли­че­но с 3 до 10. Ин­ст­ру­мен­таль­ный со­став ор­ке­ст­ров был ус­та­нов­лен до­пол­ни­тель­но ука­зом 1809. Пре­об­ра­зо­ва­ния 1827–30 ка­са­лись гл. обр. даль­ней­ше­го уве­ли­че­ния шта­тов, вве­де­ния мед­ных ин­ст­ру­мен­тов с вен­тиль­ной ме­ха­ни­кой, боль­ших по­пе­реч­ных флейт, клар­не­тов (а позд­нее и сак­со­фо­нов). Сфор­ми­ро­ва­лись 2 осн. раз­но­вид­но­сти во­ен­но­го ор­ке­ст­ра: ор­кестр мед­но­го со­ста­ва (объ­е­ди­нил мед­ные и удар­ные ин­ст­ру­мен­ты, вклю­чая ин­ст­ру­мен­ты «яны­чар­ской му­зы­ки», напр. бун­чук) и ор­кестр сме­шан­но­го соста­ва. Сре­ди пьес слу­жеб­но­го на­зна­че­ния центр. ме­сто за­нял марш, ран­ние об­раз­цы ко­то­ро­го – мар­ши л.-гв. Пре­об­ра­жен­ско­го и Се­мё­нов­ско­го пол­ков; позд­нее ка­ж­дый гв. и ар­мей­ский полк имел свой пол­ко­вой марш, яв­ляв­ший­ся его муз. эмб­ле­мой. В кон. 18 в. спец. му­зы­ку для «ве­чер­ней за­ри» на­пи­сал Д. С. Борт­нян­ский, в 1-й пол. 19 в. во­ен. мар­ши со­чи­ня­ли А. Дер­фельдт (отец), А. А. Алябь­ев, Ф. Б. Гаа­зе, К. А. Ка­вос, О. А. Коз­лов­ский, А. Ф. Львов, Н. А. Ти­тов. На­ря­ду со строе­вы­ми функ­ция­ми воз­рос­ла про­све­ти­тель­ская дея­тель­ность ор­ке­ст­ров; сре­ди кон­церт­ных про­из­ве­де­ний – мно­го­числ. увер­тю­ры, фан­та­зии, по­пур­ри, по­ло­не­зы, рон­до, кад­ри­ли, эко­се­зы, валь­сы. В нач. 19 в. Коз­лов­ским был соз­дан ге­рои­ко-пат­рио­тический по­ло­нез на сло­ва Г. Р. Дер­жа­ви­на «Гром по­бе­ды раз­да­вай­ся», ко­то­рый ис­поль­зо­вал­ся в ка­че­ст­ве гим­на. В сер. 18 – 1-й тре­ти 19 вв. в российских вой­сках спо­ра­ди­че­ски при­ме­нял­ся и ро­го­вой ор­кестр.

Во 2-й пол. 19 в. ти­по­вым для гв. пол­ков стал ор­кестр сме­шан­но­го со­ста­ва из 42 му­зы­кан­тов, в ар­мей­ских пе­хот­ных пол­ках име­лись пре­им. ор­ке­ст­ры мед­но­го со­ста­ва из 40 му­зы­кан­тов, во фло­те все ор­ке­ст­ры, кро­ме ор­ке­ст­ра Гв. эки­па­жа, бы­ли мед­но­го со­ста­ва. По­ло­же­ние во­ен. ор­ке­ст­ров на­ча­ло ме­нять­ся с на­чав­шей­ся в 1862 ре­ор­га­ни­за­ции рос. ар­мии, в 1876 и 1883 был ус­та­нов­лен ти­по­вой штат­ный ин­ст­ру­мен­таль­ный со­став ор­ке­ст­ров ар­мей­ских пе­хот­ных пол­ков, ко­то­рый офи­ци­аль­но со­хра­нял­ся до 1917. В про­све­ти­тель­ской дея­тель­но­сти ор­кест­ров осо­бую роль сыг­ра­ли кон­цер­ты в поль­зу ин­ва­ли­дов вой­ны, про­во­див­шие­ся по всей Рос­сии в 1814–1914. Тра­диц. зна­че­ние в рос. ар­мии при­да­ва­лось сиг­наль­ной служ­бе; сиг­наль­ный ба­ра­бан и тру­ба ос­та­ва­лись во­ен. ре­га­лия­ми, по­чи­тав­ши­ми­ся как выс­шие сим­во­лы доб­ле­сти и ге­рой­ст­ва; се­реб­ря­ны­ми тру­ба­ми бы­ли на­гра­ж­де­ны не­ко­то­рые пол­ки за уча­стие в вой­нах 1812, 1854–55, 1877–78, 1904–05.

На отеч. В. м. ока­за­ли зна­чит. влия­ние ком­по­зи­то­ры и ди­ри­жё­ры: Н. А. Рим­ский-Кор­са­ков (был ин­спек­то­ром му­зы­ки флот­ских эки­па­жей и зав. клас­сом во­ен. му­зы­ки Пе­терб. конс.), отец и сын Дер­фельд­ты, В. В. Вурм, И. П. Ог­лоб­лин, В. И. Гла­вач.

Симфонический оркестр Министерства обороны РФ. Дирижёр – генерал-лейтенант В. В. Афанасьев. 1998. Колонный зал Дома Союзов (Москва). Архив В. В. Афанасьева

В даль­ней­шем В. м. со­хра­ни­ла свои ос­нов­ные, ра­нее сло­жив­шие­ся функ­ции. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 бы­ло соз­да­но неск. круп­ных кол­лек­ти­вов, часть ко­то­рых про­дол­жа­ет функ­цио­ни­ро­вать: Ан­самбль пес­ни и пля­ски Рос­сий­ской ар­мии (1928), Об­раз­цово-по­ка­за­тель­ный ор­кестр Нар­ко­ма­та обо­ро­ны СССР (1935), Симфонич. ор­кестр Мин-ва обо­ро­ны РФ, Об­раз­цо­вый (ны­не Пре­зи­дент­ский) ор­кестр ко­мен­да­ту­ры Мо­с­ков­ско­го Крем­ля, Об­раз­цо­вый во­ен. ор­кестр По­чёт­но­го ка­рау­ла войск Моск. гар­ни­зо­на, об­раз­цо­вые ор­ке­ст­ры при шта­бах во­ен. ок­ру­гов и во­ен. ака­де­мий. Для под­го­тов­ки во­ен­но-ди­ри­жёр­ских кад­ров от­крыт ряд во­ен.-муз. учеб­ных за­ве­де­ний. Во­ен­но-ду­хо­вую му­зы­ку раз­ных жан­ров пи­са­ли С. Н. Ва­си­лен­ко, Р. М. Гли­эр, Н. П. Ива­нов-Рад­ке­вич, М. М. Ип­по­ли­тов-Ива­нов, Б. Т. Ко­жев­ни­ков, В. Я. Кру­чи­нин, Н. Я. Мяс­ков­ский, С. С. Про­кофь­ев, А. И. Ха­ча­ту­рян, Н. К. Чем­бер­д­жи, Д. Д. Шос­та­ко­вич, Е. П. Ма­ка­ров. В чис­ле вид­ных дея­те­лей отеч. В. м. – ком­по­зи­то­ры и во­ен. ди­ри­жё­ры С. А. Чер­нец­кий, В. И. Агап­кин, В. М. Бла­же­вич, И. В. Пет­ров, В. С. Ру­нов.

Дея­тель­ность во­ен. ор­ке­ст­ров управ­ля­ет­ся Во­ен­но-ор­ке­ст­ро­вой служ­бой Мин-ва обо­ро­ны и во­ен. ок­ру­гов. Ар­мей­ские и флот­ские во­ен. ор­ке­ст­ры уча­ст­ву­ют во всех наи­бо­лее зна­чи­тель­ных об­ще­ст­вен­но-по­ли­тич., куль­тур­но-мас­со­вых и спор­тив­ных ме­ро­прия­ти­ях стра­ны, в различных ме­ж­ду­народных муз. кон­кур­сах и фес­ти­ва­лях.

Лит.: Ко­жев­ни­ков Б. Т. Ма­те­риа­лы по ис­то­рии рус­ской во­ен­ной му­зы­ки в XVIII в. // Тру­ды во­ен­но-ди­ри­жер­ско­го фа­куль­те­та при Мо­с­ков­ской го­су­дар­ст­вен­ной кон­сер­ва­то­рии. М., 1957. Вып. 4; Ко­жев­ни­ков Б. Т., Ха­ха­нян Х. М. Ма­те­риа­лы по ис­то­рии рус­ской во­ен­ной му­зы­ки в 1-й пол. 19-го в. // Там же. М., 1961. Вып. 5; Ноз­д­ру­нов Б. М. Ма­те­риа­лы по ис­то­рии рус­ской во­ен­ной му­зы­ки во 2-й пол. XIX в. // Там же. М., 1964. Вып. 7; Со­вет­ская во­ен­ная му­зы­ка. М., 1977.

Вернуться к началу