Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФЕОГНО́СТ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2020 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:


    Электронная версия:



Авторы: М. В. Печников

ФЕОГНО́СТ (ум. 11.3.1353, Москва), русский церковный деятель, писатель, митрополит Киевский и всея Руси (1327/1328–1353); русский святой. Грек по происхождению.

Поставлен главой Русской Церкви патриархом Константинопольским Исаией. По примеру своего предшественника, митрополита Петра

 >>
, поселился не во Владимире, куда резиденция митрополитов была перенесена в кон. 13 в., а в Москве. При Феогносте в Москве возведены каменные церкви Иоанна Лествичника (1329; тогда же был пристроен к Успенскому собору
 >>
придел апостола Петра), Спаса (Преображения Господня) на Бору (заложен в 1330), архангела Михаила (1333); в 1344 г. греческие иконописцы расписали Успенский собор, заложенный митрополитом Петром. В междукняжеских конфликтах Феогност всегда выступал на стороне великого князя владимирского Ивана I Даниловича
 >>
Калиты. Будучи вместе с ним в Новгороде (1329), митрополит наложил церковное запрещение на Псков, требуя выдачи по требованию хана Узбека
 >>
скрывшегося там после Тверского восстания 1327
 >>
 г. бывшего великого князя тверского Александра Михайловича
 >>

В мае 1328 г. Феогност, пребывая, вероятно, в Галицко-Волынском княжестве

 >>
, вместе с южнорусскими епископами поставил на Владимиро-Волынскую кафедру Афанасия, а на Галицкую – Феодора. Тем самым митрополии всея Руси были вновь подчинены территории, ранее входившие в созданную по инициативе галицкого князя Юрия Львовича в 1302/1303 г. Галицкую митрополию (Перемышльская, Владимиро-Волынская, Луцкая и Холмская епархии). Тогда же, по-видимому, упразднена и возникшая ок. 1317 г. по инициативе великого князя литовского Гедимина
 >>
Литовская митрополия. Вернувшись в Северо-Восточную Русь, Феогност в октябре 1329 г. поставил на Ростовскую кафедру Антония, в 1330 г. – иеромонаха Даниила в епископа Суздальского, а Феодора Доброго – в епископа Тверского.

Вновь приехав на Волынь в 1331 г., Феогност совершил ряд хиротоний: Трифона в епископа Луцкого, Василия Калики в архиепископа Новгородского. Тогда же он отказал псковичам в праве иметь собственного архиерея, оставив Псков в пределах Новгородской епархии. В 1332 г. поставил епископом Черниговским Павла.

В 1334 г. Феогност возглавил хиротонию нового епископа Сарайского Афанасия; в 1334–1343 гг. митрополит разрешил спорный вопрос между Сарайской и Рязанской епархиями о владении Червлёным Яром (степной местностью на Дону) в пользу последней. В 1335 г. поставил новым епископом Черниговским Иоанна.

В 1339 г. Феогност отправил послание в Константинопольскую патриархию с прошением о канонизации своего предшественника, митрополита Киевского и всея Руси Петра, и получил официальное одобрение этой инициативы патриарха Иоанна XIV Калеки.

В нач. 1340-х гг. благословил преподобного Сергия Радонежского

 >>
на создание Троице-Сергиева монастыря (приехавшие от него священники освятили во имя Живоначальной Троицы деревянный храм будущей обители). В 1340 г. пребывал в Брянске, в 1341 г. – в Новгороде. В 1342/1343 г. вместе с новым великим князем владимирским Семёном Ивановичем
 >>
 ездил в ордынскую столицу Сарай к хану Джанибеку
 >>
, был задержан в связи с рассмотрением вопроса о введении налогового обложения Русской Церкви, но в итоге Феогносту был выдан ханский ярлык «со алою тамгою» (не сохранился; очевидно, подтверждал традиционные церковные привилегии). В 1343 г. вернулся на Русь. В октябре того же года на Сарайскую кафедру Феогност поставил епископа Исаака, а в 1345 г. на Смоленскую – Евфимия, в 1346 г. возглавил хиротонию архимандрита московского в честь Преображения Господня (Спаса на Бору) мужского монастыря Иоанна в епископа Ростовского (это назначение открыло эпоху определения из Москвы в епархии промосковских епископов), в 1347 г. – Нафанаила в епископа Суздальского.

В 1347 г. Феогност наложил временное церковное запрещение на Москву в связи с вступлением великого князя Семёна Ивановича в неканонический 3-й брак, который митрополит отказался благословить. В том же году добился от пришедших к власти в Константинополе императора Иоанна VI Кантакузина

 >>
и патриарха Исидора I Вухира ликвидации Галицкой митрополии, которая была возобновлена в нач. 1340-х гг. литовским православным князем Любартом-Дмитрием Гедиминовичем (из династии Гедиминовичей
 >>
), поставившим во главе её митрополита Феодора.

Незадолго до 1353 г. Феогност благословил основание новой Коломенской епархии (Коломна была вторым по значимости городом Московского княжества

 >>
), выделив её территорию из состава Рязанской епископии; первым епископом Коломенским стал Афанасий.

В 1352 г. поставил епископом и своим наместником во Владимире иеромонаха одного из московских монастырей Алексия

 >>
, после чего отправил от своего имени и от имени великого князя владимирского Семёна Ивановича посольство в Константинополь с просьбой поставить Алексия на митрополию после своей кончины.

Автор поучения «К духовным чадом… о смеренолюбьи».

Умер во время эпидемии чумы.

Похоронен в приделе во имя апостола Петра Успенского собора Московского Кремля. Останки Феогноста переносились из него в 1472 и 1475 гг. (наряду с останками других московских святителей – Киприана

 >>
, Фотия
 >>
, Ионы
 >>
) в связи с постройкой нового Успенского собора и были перезахоронены в нём в 1479 г.

Не позднее 17 в. стал почитаться Русской Церковью как один из святителей Московских, что подтверждено включением его жития (составленного на основе рассказа о Феогносте в «Степенной книге» кон. 1550-х – нач. 1560-х гг.) в печатный «Пролог» (Москва, 1661–1662). Дни памяти: 14 марта ст. ст.; в соборах Московских святых (последнее воскресенье перед 26 августа ст. ст.), Волынских святых (10 октября ст. ст.), Всех святых, в земле Русской просиявших (2-е воскресенье после Троицы). 6.3.2017 имя Феогноста включено в Собор Московских святителей (5 октября ст. ст.).

Ист.:
Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусского письменности. № 18. Поучение митрополита всея Руси Феогноста. – Санкт-Петербург : тип. Императорской Академии наук, 1907. – С. 118–126. – (Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук ; Т. 82, № 4).
Памятники древнерусского канонического права. Ч. 1. Памятники XI–XV в. – 2-е изд. – Санкт-Петербург : тип. М. А. Александрова, 1908. – (Русская историческая библиотека ; Т. 6).
Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI в. : [в 3 т.]. Т. 3. – Москва : Издательство Академии наук СССР, 1964. – № 313. – С. 341–343.
Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI в. [Часть 3]. Приложение. № 7.  Москва : Институт истории СССР, 1987.  С. 589–590.
Полное собрание русских летописей. Т. 3. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. – Москва : Языки русской культуры, 2000.
Полное собрание русских летописей. Т. 15. Рогожский летописец. Тверской сборник. – Москва : Языки русской культуры, 2000.
Полное собрание русских летописей. Т. 18. Симеоновская летопись. – Москва : Языки славянских культур, 2007.

Лит.:
Васильевский В. Г. Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском греческом сборнике // Журнал Министерства народного просвещения. – 1888. – № 2. – С. 445–464.
Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. Т. 2. От нашествия монголов до митрополита Макария включительно. – Москва : тип. Э. Лисснер и Ю. Роман, 1900.
Соколов П. П. Русский архиерей из Византии и право его назначения до начала XV в. – Киев : тип. И. И. Чоколова, 1913.
Прохоров Г. М. Феогност // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1. XI – первая половина XIV в. – Ленинград : Наука, 1987. – С. 453–457.
Мейендорф И. Ф., прот. Византия и Московская Русь : очерк по истории церковных и культурных связей в XIV в. – Paris : YMCA-Press, 1990.
Мейендорф И. Ф., прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. – Москва : Институт ДИ-ДИК : Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2000.
Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Кн. 3. История Русской Церкви в период постепенного перехода ее к самостоятельности (1240–1589). Отд. 1. Состояние Русской Церкви от митрополита Кирилла II до митрополита святого Ионы, или в период монгольский (1240–1448). – Москва : Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1995.
Кричевский Б. В. Русские митрополиты : Церковь и власть XIV в. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет педагогического мастерства, 1996. – С. 96–126.
Кричевский Б. В. Митрополичья власть в средневековой Руси : XIV в. – Санкт-Петербург : Искусство-СПб., 2003. – С. 106–133.
Борисов Н. С. Политика московских князей : конец XIII – 1-я половина XIV в. – Москва : Издательство Московского университета, 1999.
Мацуки Е. Избрание и поставление Василия Калики на новгородское владычество в 1330–1331 гг. // Великий Новгород в истории средневековой Европы : к 70-летию В. Л. Янина. – Москва : Русские словари, 1999. – С. 207–217.
Голицын А. М. Заметки о «записной книжке» митрополита Феогноста 1-й половины XIV в. // Вестник церковной истории. – 2015. – № 1–2 (37–38). – С. 200–211.

  • ФЕОГНО́СТ (? – 11.3.1353), митрополит Киевский и всея Руси, святитель (2017)
Вернуться к началу