Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КРЁБЕР АЛФРЕД ЛУИС

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2019 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Белик

КРЁБЕР (Kroeber) Ал­фред Лу­ис (11.6.1876, Хо­бо­кен, штат Нью-Джер­си – 5.10.1960, Па­риж), амер. ан­тро­по­лог, чл. Нац. АН. Окон­чил Ко­лум­бий­ский ун-т (1901), уче­ник и гл. по­сле­до­ва­тель Ф. Боа­са. За­щи­тил дис­сер­та­цию об ин­дей­цах ара­па­хо. Ра­бо­тал во всех об­лас­тях ан­тро­по­ло­гии: тео­ре­тич. ан­тро­по­ло­гии, фи­зич. ан­тро­по­ло­гии, эт­но­гра­фии, ар­хео­ло­гии, лин­гвис­ти­ке. С 1899 изу­чал ин­дей­цев за­па­да США. С 1915 ру­ко­во­дил рас­коп­ка­ми на юго-за­па­де США, в Мек­си­ке и Пе­ру. Ку­ра­тор ан­тро­по­ло­гии Ка­ли­фор­ний­ской АН в Сан-Фран­ци­ско (1900, 1903–11). Ос­но­ва­тель (1901, проф. в 1919–46) ф-та ан­тро­по­ло­гии Ка­ли­фор­ний­ско­го ун-та (од­но­го из пер­вых в Аме­ри­ке) и Му­зея ан­тро­по­ло­гии при нём (ку­ра­тор в 1908–25, ди­рек­тор в 1925–46). Проф. Йель­ско­го ун-та (1946). Ос­но­ва­тель и пре­зи­дент (1917) Амер. ан­тро­по­ло­гич. ас­со­циа­ции, пре­зи­дент (1906) Амер. фольк­лор­но­го об-ва, чл. Аме­ри­кан­ско­го лин­гвис­ти­че­ско­го об­ще­ст­ва (пре­зи­дент в 1940), Амер. эт­но­ло­гич. об-ва, Амер. фи­ло­соф­ско­го об-ва, Амер. ака­де­мии ис­кусств и на­ук.

В цен­тре ин­те­ре­сов К. – ана­лиз со­дер­жа­ния по­ня­тия куль­ту­ра как сис­те­мо­об­ра­зую­ще­го для все­го ан­тро­по­ло­гич. зна­ния. Он был по­сле­до­ва­тель­ным кри­ти­ком ли­ней­но­го эво­лю­цио­низ­ма и суб­стан­ти­ви­ро­ван­но­го по­ни­ма­ния куль­ту­ры, по­ле­ми­зи­руя с Л. А. Уай­том. Сле­дуя В. Вунд­ту, К. счи­тал, что она пред­став­ля­ет осо­бую ре­аль­ность; «су­пер­ор­га­нич­ность» куль­ту­ры как осо­бой фор­мы жиз­ни лю­дей от­ли­ча­ет их от всех др. жи­вых су­ществ. К. вво­дит де­ле­ние куль­ту­ры на «ре­аль­ную» и «цен­но­ст­ную» («этос»), оп­ре­де­ляю­щую по­ве­де­ние ин­ди­ви­дов. Од­ну куль­ту­ру от дру­гой от­ли­ча­ет её кон­фи­гу­ра­ция, спе­ци­фич. сце­п­ле­ние эле­мен­тов и осо­бая мо­дель по­ве­де­ния – дея­тель­но­сти, по­зна­ния (мыш­ле­ния), эмо­цио­наль­но­го реа­ги­ро­ва­ния. В рам­ках куль­тур­ных ареа­лов тео­рии и под влия­ни­ем диф­фу­зио­низ­ма К. ис­поль­зу­ет по­ня­тие «куль­тур­ный аре­ал» как ог­ра­ни­чен­ное в про­стран­ст­вен­ном и вре­мен­ном от­но­ше­нии куль­тур­ное це­лое. Под влия­ни­ем идей В. Диль­тея К. на­стаи­вал на не­об­хо­ди­мо­сти по­ни­ма­ния цен­но­стей всех куль­тур. С этой по­зи­ци­ей свя­за­но не­при­ятие К. лю­бых форм эт­но­цен­триз­ма, а так­же его борь­ба про­тив ра­сиз­ма, ге­не­тич. де­тер­ми­низ­ма и био­ло­гич. вуль­га­ри­за­ции че­ло­ве­ка и куль­ту­ры.

Наи­бо­лее по­сле­до­ва­тель­но сис­те­ма ка­те­го­рий куль­тур­ной ан­тро­по­ло­гии в един­ст­ве ран­ней ис­то­рии, фи­зич. ан­тропо­ло­гии, лин­гвис­ти­ки и куль­тур­ной пси­хо­ло­гии из­ло­же­на К. в тру­де «Ан­тро­поло­гия» (1923). Свою сис­те­му по­ня­тий К. при­ме­нил при изу­че­нии кон­крет­ных куль­тур. Осо­бое вни­ма­ние в ис­то­рич. ис­сле­до­ва­нии куль­тур он уде­лял фа­зам раз­ви­тия куль­тур – их ро­жде­нию, рос­ту, рас­цве­ту и уга­са­нию, уми­ра­нию; наи­боль­ший ин­те­рес у не­го вы­зы­ва­ли пи­ки раз­ви­тия куль­тур. Куль­ту­ры, с ко­то­ры­ми свя­за­ны круп­ные ис­то­рич. со­бы­тия, на­зва­ны К. ци­ви­ли­за­ция­ми («Стиль и ци­ви­ли­за­ции», 1957). К. при­над­ле­жат клас­сич. ис­сле­до­ва­ния куль­тур­ных ареа­лов ин­дей­цев Сев. Аме­ри­ки (осо­бен­но ин­дей­цев Ка­ли­фор­нии – «Сло­варь ин­дей­цев Ка­ли­фор­нии», 1925; его гл. ин­фор­ман­том был Иши – по­след­ний вы­жив­ший ин­де­ец из изо­ли­ро­ван­ной по язы­ку груп­пы яна и, как счи­та­ет­ся, по­след­ний из ка­ли­фор­ний­ских ин­дей­цев, вы­рос­ших вне ев­роп. куль­ту­ры) и тра­диц. куль­ту­ры фи­лип­пин­цев. К. – вид­ный пред­ста­ви­тель амер. эт­но­лин­гви­сти­ки, изу­чал ин­дей­ские язы­ки; им, в ча­ст­но­сти, совм. с Р. Б. Дик­со­ном, бы­ли пред­ло­же­ны мак­ро­се­мьи хо­кан­ских и пе­ну­тий­ских язы­ков.

Сын К. – Карл (1926–2009), амер. ис­сле­до­ва­тель ин­дей­ской лит-ры. Дочь – Ур­су­ла Ле Гу­ин (1929–2018), амер. пи­са­тель­ни­ца-фан­таст.

Соч.: California kinship systems. Berk., 1917; Handbook of the Indians of California. Wash., 1925; Cultural and natural areas of native North America. Berk., 1939; Configurations of culture growth. Berk., 1944; Anthropology: race, lan­guage, culture, psychology, prehistory. 2nd ed. N. Y., 1948; А roster of civilizations and culture. Chi., 1962; An anthropologist looks at history. Berk., 1963; Из­бран­ное. При­ро­да куль­ту­ры. М., 2004; Мо­де­ли / Пер. М. М. Ба­ла­шо­вой // Бе­лик А. А. Ис­то­ри­ко-тео­ре­ти­че­ские про­бле­мы пси­хо­ло­ги­че­ской ан­тро­по­ло­гии. М., 2005.

Лит.: Kroeber Th. A. Kroeber: a personal confi­guration. Berk.; L., 1970; Steward J. A. Kroe­ber. N. Y., 1973; Авер­кие­ва Ю. П. Ис­то­рия тео­ре­ти­че­ской мыс­ли в аме­ри­кан­ской эт­но­гра­фии. М., 1979; Бе­лик А. А. Куль­ту­ро­ло­гия. Ан­тро­по­ло­ги­че­ские тео­рии куль­тур. М., 2000; Ни­ко­ла­ев В. Ан­тро­по­ло­гия А. Кре­бе­ра: ос­нов­ные штри­хи // Кре­бер А. Л. Из­бран­ное. При­ро­да куль­ту­ры. М., 2004; Wolf ER. A. L. Kroeber // Totems and teachers: key fi­gures in the history of anthropology. 2nd ed. Lanham; Oxf., 2004.

Вернуться к началу