Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШЮЦ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 169

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Л. Г. Ионин

ШЮЦ, Шютц (Schütz), Альф­ред (13.4.1899, Ве­на – 20.5.1959, Нью-Йорк), ав­ст­ро-амер. фи­ло­соф и со­цио­лог, ос­но­во­по­лож­ник фе­но­ме­но­ло­ги­че­ской со­цио­ло­гии. Учил­ся в Вен­ском ун-те. Слу­жил юрис­кон­суль­том в бан­ках в Ве­не, од­но­вре­мен­но за­ни­ма­ясь фи­ло­со­фи­ей. С 1938 в эмиг­ра­ции в Па­ри­же, с 1939 в США. С 1952 проф. Но­вой шко­лы со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний в Нью-Йор­ке.

Опи­ра­ясь на фе­но­ме­но­ло­гию Э. Гус­сер­ля, а так­же на идеи М. Ве­бе­ра, Дж. Г. Ми­да, А. Берг­со­на, У. Джейм­са, Ш. по­пы­тал­ся дать фи­лос. обос­но­ва­ние со­ци­аль­ных на­ук («Смы­сло­вое строе­ние со­ци­аль­но­го ми­ра» – «Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt», 1932). В вы­дви­ну­той им вер­сии по­ни­маю­щей со­цио­ло­гии про­сле­жи­вал про­цес­сы ста­нов­ле­ния че­ло­ве­че­ских пред­став­ле­ний о со­ци­аль­ном ми­ре от еди­нич­ных субъ­ек­тив­ных зна­че­ний, фор­ми­рую­щих­ся в по­то­ке пе­ре­жи­ва­ний ин­ди­ви­да, до обоб­щён­ных кон­ст­рук­ций со­ци­аль­ных на­ук, со­дер­жа­щих эти зна­че­ния в пре­об­ра­зо­ван­ном ви­де. Тем са­мым Ш. пы­тал­ся ре­шить по­став­лен­ную Гус­сер­лем за­да­чу – вос­ста­но­вить связь аб­ст­ракт­ных на­уч. по­ня­тий с «жиз­нен­ным ми­ром», ми­ром по­все­днев­но­го зна­ния и дея­тель­но­сти. Скла­ды­ваю­щая­ся в этом ми­ре бла­го­да­ря ин­тер­субъ­ек­тив­ным идеа­ли­за­ци­ям («то­ж­де­ст­ва объ­ек­тов» и «взаи­мо­за­ме­няе­мо­сти то­чек зре­ния») стан­дар­ти­зо­ван­ная ти­по­ло­гич. струк­ту­ра по­все­днев­но­го вос­при­ятия объ­ек­тов, лич­но­стей, мо­ти­вов дея­тель­но­сти («кон­ст­рук­ты пер­во­го по­ряд­ка») яв­ля­ет­ся ос­но­вой фор­ми­ро­ва­ния на­уч. по­ня­тий («кон­ст­рук­тов вто­ро­го по­ряд­ка»). Нау­ка при этом ут­ра­чи­ва­ет своё при­ви­ле­ги­ро­ван­ное по­ло­же­ние, она – лишь один из мно­гих «ми­ров опы­та», к ка­ко­вым от­но­сят­ся ре­лиг. ве­ра, ху­дож. фан­та­зия, сон, иг­ра, ду­шев­ная бо­лезнь и т. д. Ка­ж­дый из этих ми­ров ха­рак­те­ри­зу­ет­ся оп­ре­де­лён­ным «ког­ни­тив­ным сти­лем» – спе­ци­фич. фор­ма­ми ак­тив­но­сти, су­ще­ст­во­ва­ния объ­ек­тов опы­та, лич­ной во­вле­чён­но­сти, от­но­ше­ния к жиз­ни, пе­ре­жи­ва­ния вре­ме­ни и др. Пе­ре­ход из од­ной сфе­ры опы­та в дру­гую тре­бу­ет оп­ре­де­лён­но­го уси­лия и пред­по­ла­га­ет сво­его ро­да смы­сло­вой ска­чок, т. е. пе­ре­ори­ен­та­цию вос­при­ятия на иную ре­аль­ность. Наи­бо­лее пол­но че­ло­век реа­ли­зу­ет­ся в сфе­ре по­все­днев­но­сти, в ко­то­рой вос­при­ятие и ос­мыс­ле­ние ми­ра воз­ни­ка­ет на ба­зе тру­до­вой дея­тель­но­сти. Ш. име­ну­ет по­все­днев­ность «выс­шей ре­аль­но­стью», на её ос­но­ве фор­ми­ру­ют­ся все ос­таль­ные ми­ры опы­та.

Соч.: Reflections on the problem of relevance. New Haven, 1970; The structures of the life-world. Evanston, 1973 (with T. Luck­mann); Col­lected papers. B., 1974–2011. Vol. 1–6; Theo­rie der Lebensformen. Fr./M., 1981; Werkaus­gabe. Konstanz; Münch., 2003–; Смы­сло­вая струк­ту­ра по­все­днев­но­го ми­ра. М., 2003; Из­бран­ное: Мир, све­тя­щий­ся смыс­лом. М., 2004.

Лит.: Ио­нин Л. Г. По­ни­маю­щая со­цио­ло­гия. М., 1979; Wagner H. R. A. Schutz: An intel­lectual biography. Chi., 1983; Бер­гер П., Лук­ман Т. Со­ци­аль­ное кон­ст­руи­ро­ва­ние ре­аль­но­сти. М., 1995; Hanke M. A. Schütz: Einführung. W., 2002; Barber M. D. The par­ticipating citizen: A biography of A. Schutz. Albany, 2004; Endress M. A. Schütz. Konstanz, 2006. См. так­же лит. при ст. Фе­но­ме­но­ло­ги­че­ская со­цио­ло­гия.

Вернуться к началу