ШТРА́УС (Strauss) Лео (20.9.1899, Кирххайн, Гессен, Германия – 18.10.1973, Аннаполис, США), нем.-амер. философ, историк политич. философии. Учился в ун-тах Гамбурга (дис. у Э. Кассирера об эпистемологии Ф. Г. Якоби, 1921), Фрайбурга и Марбурга, испытал влияние М. Хайдеггера. В 1925–32 работал в Ин-те евр. исследований в Берлине, написал работы о философии Б. Спинозы (1930) и Маймонида (1935). При содействии К. Шмитта в 1932 стал стипендиатом фонда Рокфеллера в Париже (до 1934) и в Кембридже (1934–38, работа о Т. Гоббсе, 1936). С 1938 в США, преподавал историю политич. философии в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке (проф. с 1944), Чикагском ун-те (1949–68), колледже Св. Иоанна в Аннаполисе.
В работах Ш. по истории политич. философии мыслители прошлого и настоящего ведут между собой своего рода диалог, интерпретация которого у Ш. подчинена задаче преодоления кризиса совр. зап. мира. Истоки этого кризиса он усматривал в политич. философии модерна, основатели которой (Н. Макиавелли, Т. Гоббс и Дж. Локк), заменив понятие природы понятием субъективной человеческой воли в качестве осн. принципа совр. политики, создали условия для воцарения «свободной от ценностей» позитивистской политич. науки в теории и для торжества морального нигилизма и релятивизма на практике. Преодоление кризиса Ш. видел на пути возвращения к традиции классич. политич. мышления, основы которого были заложены Сократом, Платоном и Аристотелем в 5 в. до н. э. и целью которого был поиск совершенного политич. строя (идея аристократич. республики, основанной на добродетели и управляемой наиболее достойными гражданами).
Несмотря на различие между античным идеалом человеческого совершенства и совр. либерализмом, опирающимся на идею человеческой свободы для всех, Ш. отмечает непосредств. связь между древней концепцией смешанной формы правления и совр. республиканизмом. Отцы-основатели совр. демократии (Б. Спиноза, Ш. Л. Монтескьё, Ж. Ж. Руссо, Т. Джефферсон) связывали её с предельным «расширением» самой идеи аристократии. В этом Ш. видел отличие подлинной либеральной демократии от такой извращённой её формы, каковой является совр. массовая демократия, в рамках которой идеалы человеческого совершенства и добродетели оказываются в забвении. Возвращению этих идеалов может способствовать классич. образование, с помощью которого Ш. надеялся «обрести аристократию» в совр. обществе.
Одно из центр. мест в философии Ш. занимает защита совр. либеральной демократии в её амер. варианте, осмысление перспектив её развития и угроз, исходивших от герм. нацизма и сов. коммунизма. Идеи Ш. получили широкий резонанс в обществ.-политич. и интеллектуальной жизни США в 1990–2000-х гг., когда ряд его слушателей заняли важные посты в республиканской администрации Дж. У. Буша.