Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ШТРА́УС

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 127

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Т. А. Дмитриев

ШТРА́УС (Strauss) Лео (20.9.1899, Кирх­хайн, Гес­сен, Гер­ма­ния – 18.10.1973, Ан­на­по­лис, США), нем.-амер. фи­ло­соф, ис­то­рик по­ли­тич. фи­ло­со­фии. Учил­ся в ун-тах Гам­бур­га (дис. у Э. Кас­си­ре­ра об эпи­сте­мо­ло­гии Ф. Г. Яко­би, 1921), Фрай­бур­га и Мар­бур­га, ис­пы­тал влия­ние М. Хай­дег­ге­ра. В 1925–32 ра­бо­тал в Ин-те евр. ис­сле­до­ва­ний в Бер­ли­не, на­пи­сал ра­бо­ты о фи­ло­со­фии Б. Спи­но­зы (1930) и Май­мо­ни­да (1935). При со­дей­ст­вии К. Шмит­та в 1932 стал сти­пен­диа­том фон­да Рок­фел­ле­ра в Па­ри­же (до 1934) и в Кем­брид­же (1934–38, ра­бо­та о Т. Гоб­бсе, 1936). С 1938 в США, пре­по­да­вал ис­то­рию по­ли­тич. фи­ло­со­фии в Но­вой шко­ле со­ци­аль­ных ис­сле­до­ва­ний в Нью-Йор­ке (проф. с 1944), Чи­каг­ском ун-те (1949–68), кол­лед­же Св. Ио­ан­на в Ан­на­по­ли­се.

В ра­бо­тах Ш. по ис­то­рии по­ли­тич. фи­ло­со­фии мыс­ли­те­ли про­шло­го и на­стоя­ще­го ве­дут ме­ж­ду со­бой сво­его ро­да диа­лог, ин­тер­пре­та­ция ко­то­ро­го у Ш. под­чи­не­на за­да­че пре­одо­ле­ния кри­зи­са совр. зап. ми­ра. Ис­то­ки это­го кри­зи­са он ус­мат­ри­вал в по­ли­тич. фи­ло­со­фии мо­дер­на, ос­но­ва­те­ли ко­то­рой (Н. Ма­киа­вел­ли, Т. Гоббс и Дж. Локк), за­ме­нив по­ня­тие при­ро­ды по­ня­ти­ем субъ­ек­тив­ной че­ло­ве­че­ской во­ли в ка­че­ст­ве осн. прин­ци­па совр. по­ли­ти­ки, соз­да­ли ус­ло­вия для во­ца­ре­ния «сво­бод­ной от цен­но­стей» по­зи­ти­ви­ст­ской по­ли­тич. нау­ки в тео­рии и для тор­же­ст­ва мо­раль­но­го ни­ги­лиз­ма и ре­ля­ти­виз­ма на прак­ти­ке. Пре­одо­ле­ние кри­зи­са Ш. ви­дел на пу­ти воз­вра­ще­ния к тра­ди­ции клас­сич. по­ли­тич. мыш­ле­ния, ос­но­вы ко­то­ро­го бы­ли за­ло­же­ны Со­кра­том, Пла­то­ном и Ари­сто­те­лем в 5 в. до н. э. и це­лью ко­то­ро­го был по­иск со­вер­шен­но­го по­ли­тич. строя (идея ари­сто­кра­тич. рес­пуб­ли­ки, ос­но­ван­ной на доб­ро­де­те­ли и управ­ляе­мой наи­бо­лее дос­той­ны­ми гра­ж­да­на­ми).

Не­смот­ря на раз­ли­чие ме­ж­ду ан­тич­ным идеа­лом че­ло­ве­че­ско­го со­вер­шен­ст­ва и совр. ли­бе­ра­лиз­мом, опи­раю­щим­ся на идею че­ло­ве­че­ской сво­бо­ды для всех, Ш. от­ме­ча­ет не­по­средств. связь ме­ж­ду древ­ней кон­цеп­ци­ей сме­шан­ной фор­мы прав­ле­ния и совр. рес­пуб­ли­ка­низ­мом. От­цы-ос­но­ва­те­ли совр. де­мо­кра­тии (Б. Спи­но­за, Ш. Л. Мон­тес­кьё, Ж. Ж. Рус­со, Т. Джеф­фер­сон) свя­зы­ва­ли её с пре­дель­ным «рас­ши­ре­ни­ем» са­мой идеи ари­сто­кра­тии. В этом Ш. ви­дел от­ли­чие под­лин­ной ли­бе­раль­ной де­мо­кра­тии от та­кой из­вра­щён­ной её фор­мы, ка­ко­вой яв­ля­ет­ся совр. мас­со­вая де­мо­кра­тия, в рам­ках ко­то­рой идеа­лы че­ло­ве­че­ско­го со­вер­шен­ст­ва и доб­ро­де­те­ли ока­зы­ва­ют­ся в заб­ве­нии. Воз­вра­ще­нию этих идеа­лов мо­жет спо­соб­ст­во­вать клас­сич. об­ра­зо­ва­ние, с по­мо­щью ко­то­ро­го Ш. на­де­ял­ся «об­рес­ти ари­сто­кра­тию» в совр. об­ще­ст­ве.

Од­но из центр. мест в фи­ло­со­фии Ш. за­ни­ма­ет за­щи­та совр. ли­бе­раль­ной де­мо­кра­тии в её амер. ва­ри­ан­те, ос­мыс­ле­ние пер­спек­тив её раз­ви­тия и уг­роз, ис­хо­див­ших от герм. на­циз­ма и сов. ком­му­низ­ма. Идеи Ш. по­лу­чи­ли ши­ро­кий ре­зо­нанс в об­ществ.-по­ли­тич. и ин­тел­лек­ту­аль­ной жиз­ни США в 1990–2000-х гг., ко­гда ряд его слу­ша­те­лей за­ня­ли важ­ные по­сты в рес­пуб­ли­кан­ской ад­ми­ни­ст­ра­ции Дж. У. Бу­ша.

Соч.: Die Religionskritik Spinozas als Grund­lage seiner Bibelwissenschaft. B., 1930; Philo­sophie und Gesetz: Beiträge zum Verständ­nis Maimunis und seine Vorläufer. B., 1935; The po­litical philosophy of Hobbes: Its basis and its genesis. Oxf., 1936; Persecution and the art of writing. Glencoe, 1952; Thoughts on Machia­velli. Glencoe, 1958; What is political philoso­phy? Glencoe, 1959; The city and man. Chi., 1964; Liberalism ancient and modern. N. Y., 1968; Studies in Platonic political phi­losophy. Chi., 1983; The rebirth of classical political ra­tionalism / Ed. by T. Pungle. Chi., 1989; Jewish philosophy and the crisis of modernity / Ed. by K. H. Green. Albany, 1997; Вве­де­ние в по­ли­ти­че­скую фи­ло­со­фию. М., 2000; The early wri­tings, 1921–1932 / Ed. by M. Zank. Albany, 2002; О ти­ра­нии / Предисл. А. М. Рут­ке­ви­ча. СПб., 2006; Ес­те­ст­вен­ное пра­во и ис­то­рия. М., 2007.

Лит.: Meier H. Die Denkbewegung von L. Stra­uss. Stuttg.; Weimar, 1996; Bluhm H. Die Ord­nung der Ordnung: das politische Philo­so­phie­ren von L. Strauss. B., 2002; Pangle T. L. L. Strauss: An introduction to his thought and intellectual legacy. Balt., 2006; Tanguay D. L. Strauss: An intellectual biography. New Ha­ven; L., 2007; Cambridge companion to L. Stra­uss / Ed. S. Smith. Camb., 2009; Дмит­ри­ев Т. А. Л. Штра­ус // Фи­ло­со­фы XX ве­ка. М., 2009. Кн. 3; Май­ер Х. К. Шмитт, Л. Штра­ус и «По­ня­тие по­ли­ти­че­ско­го»: О диа­ло­ге от­сут­ст­вую­щих. М., 2012; Steiner S. Weimar in America: L. Strauss’ politische philosophie. Tüb., 2013.

Вернуться к началу